Под парусом по Белому морю
30.09.2008 16:40 Рубрика: Общество
Владимирские туристы совершили 500-километровый поход по Белому морю, пройдя на парусных катамаранах от Карельского берега до Соловецкого архипелага и обратно. В путешествии на четырех судах участвовали 11 человек. Группы по два катамарана стартовали с разных точек и в разное время, но встретились у Соловецкого монастыря. Заплыв «по морям-по волнам» не обошелся без приключений, о которых нам рассказал «адмирал» (так именуют руководителя парусной экспедиции на море) Андрей Волков. Инженер-строитель с 25-летним опытом спортивного туризма, он ходил в горы, сплавлялся на катамаранах по бурным рекам, а 10 лет назад увлекся парусами. За это время путешествовал с семьей и друзьями по Селигеру, Ладожскому озеру, Байкалу и не раз - по Белому морю.
СУДА НА ВОЗДУШНОЙ «ПОДУШКЕ»
Корабли, на которых наши земляки путешествуют по озерам и морям, одним своим видом свидетельствуют об огромном мужестве экстремалов. «Корпуса» катамаранов - две гондолы из ПВХ, напрочь лишенные какой-либо видимой прочности и надежности. Два шестиметровых «огурца» диаметром в полметра, накачиваются простым насосом, скрепляются дюралюминиевой рамой, сверху на них накладывают брезентовую палубу и водружают мачту, к коей крепятся паруса. Весь этот парусник в разобранном виде легко умещается на багажнике легковушки. Но на воде он способен нести четырех человек со снаряжением и провиантом на месяц.
И такая внешне хлипкая конструкция может ходить не только по ветру, но и почти против него, причем без мотора! Все дело в шверте (жесткой пластине, вертикально закрепленной под днищем судна) и комбинации парусов и руля. Маневрируя ими, капитан (тот, кто управляет румпелем-рулем и парусами) «запрягает» ветер в соответствии с геометрическими законами сложения сил, что и двигает судно в нужном направлении. Идти прямо в лоб ветру, конечно, невозможно, но, совершая зигзагообразные маневры (галсы), парусник все равно приближается к цели.
Теория вроде бы несложная, но на практике - это целое искусство, поскольку на катамаран воздействуют морские течения и волны, а ветер постоянно меняет направление и силу. В этом году адмиральский «Сталкер», помимо основного паруса площадью в 10 кв.м, обзавелся еще 12-метровым гинакером, при необходимости устанавливаемым на «носу» судна. И такая модернизация оказалась кстати: очень сложными в этом году выдались ветра на Белом море. Андрею Волкову при сильных порывах приходилось «брать рифы» (уменьшать площадь основного паруса), а при штиле, для увеличения парусности, добавлять гинакер.
«АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ» ОТ БЕРЕГА ДО БЕРЕГА
Тактика движения в парусном туризме напоминает прыжки: за ходовой день судно должно пройти от суши до суши. Ибо плыть ночью на таких катамаранах очень рискованно. Иногда на воде туристы проводили по 10 часов и преодолевали по 90 километров! И все это время капитану и матросам приходится полулежать на мокром брезенте и «умываться» бодрящей морской водичкой. От людей до волны всего полметра! И нет каюты, куда можно было бы спрятаться от непогоды. А с ней в этом году мореходам особенно «повезло»: очень часто дул свежий ветерок от трех до пяти баллов, разгонявший волны высотой в полтора-два метра.
Об ощущениях мореплавателей рассказала жена «адмирала» Светлана:
- Постоянно взлетаешь и падаешь, будто на «американских горках», а в крови бурлит адреналин - и страшно, и здорово. Наверное, многие бывали на этом аттракционе, но там катаешься минуты, а тут - целый день!
И очень остро переживается финальная сцена дневного перехода, когда катамаран швартуется к берегу. На Белом море он, как правило, скалистый, поэтому есть риск пробить баллон при причаливании. Иногда вся команда (а в экипаже Волкова был еще 12-летний сын Максим) буквально в авральном режиме помогала вытащить судно на сушу. Наследник адмирала на судне как раз исполнял должность швартового матроса: в его обязанности входило первым выпрыгнуть на берег и закрепить конец (веревку).
На волнах ему тоже было очень страшно, а когда море успокаивалось… скучно. Самым же ярким событием похода для Максима стало посещение Соловков и рыбалка на острове: на одну снасть он однажды вытянул сразу четыре селедки! Ориентируются же капитаны по компасу или по спутниковым GPS-навигаторам. Новомодный штурманский прибор позволяет находить нужную точку с точностью до метра.
«ПИРОЖКИ С ИКРОЙ» И МОРСКАЯ КАПУСТА НА ЗАКУСКУ
У туристов, как и у солдат, одна из главных радостей - еда. Вот только путешествующие по Белому морю старались уйти от классического походного меню с тушенкой и сгущенкой. Альтернативой консервам выступают дары моря. А рыбалка там знатная! Тут тебе и треска, и очень жирная беломорская селедка, и экзотический для нас пинагор - финны называют ее «пирожком с икрой». Живот небольшой рыбешки туго набит икринками. Причем они почему-то у разных рыб своего цвета, так что туристы в шутку именовали добычу то пирожком с черникой, то с малиной.
А еще там ловят зубатку - эту рыбу в наших магазинах продают без головы. Но если бы покупательницы увидели пасть этой страшилы, то многие просто побоялись бы взять ее в руки.
Всю добычу не только варили и жарили, но и коптили в специальной коптилке.
Кроме фауны, из моря добывали и флору - морскую капусту. Ленты витаминизированного растения пропускали через мясорубку и делали из него салаты.
НЕ СЧИТАЯ СОБАК
Как в классическом «водно-походном» произведении Джерома К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», владимирские путешественники взяли с собой «друзей человека»: бигля Марселя и лайку Валета. Последний пес заставил сильно поволноваться своего хозяина - он пропал на одной из стоянок! О собаке путешественники рассказали на метеорологической станции, где была рация. По ней связались с окрестными деревнями и попросили поискать лайку. Но собака не обнаруживалась…
Только на восьмой день похода туристы увидел Валета. Сильно исхудавший, он брел по берегу в том направлении, куда ушли парусники. И встретился со своим хозяином!
Более породистый Марсель весьма основательно подготовился к путешествию. Хозяйка - Светлана Волкова - изготовила ему специальный спальник и утепленный «плащ». А еще Марсель помог «коллеге» Валету избавиться от определенных физиологических страданий на море. Собачники знают, что пес не может справить нужду в доме, где живет, ему обязательно надо прогуляться. Но как это сделать на судне размером с кухню? Люди загодя продумали этот нюанс и изготовили нечто вроде отхожего места. Марсель сразу освоил его, а вот Валет никак не понимал. Но когда он увидел, как это делает бигль, то сразу последовал примеру. И мучения его закончились!
ПОЛУНДРА!
Не обошлось в походе и без чрезвычайных происшествий. Однажды адмиральское судно получило повреждение, и серьезное: во время хода брезентовая палуба лопнула прямо посередине. Пришлось Андрею Волкову, подобно корабельному плотнику эпохи фрегатов, заделывать пробоину доской.
Досталось судну от водной стихии даже на стоянке. На Белом море есть заметные приливы и отливы, и однажды, когда море отступило, причаленный катамаран оказался на здоровом валуне высотой метра в два! А ушедшая вода утащила из-под него в пучину катки, на которых он стоял. Докатить катамаран до воды было невозможно. Так что, как и в «Приключениях капитана Врунгеля», для снятия судна со скалы пришлось ждать прилива.
А однажды пострадала девушка из экипажа. Ее сильно ударило гиком - «палкой», к которой крепится парус. В результате на голове образовалась кровавая рана. Пришлось показать свое искусство врачу экспедиции, преподавателю ВГГУ, председателю областной Федерации спортивного туризма Федору Федоровичу Богданову. Он, кстати, давно разменял седьмой десяток, но продолжает ходить в морские походы!
…На вопрос, что заставляет людей бродить по свету и вместо южных ласковых морей и комфортабельных отелей Турции и Египта отправляться на север и жить в палатках, адмирал Волков отвечает словами из песни: «Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами»!
Виталий КЕПИН.
СУДА НА ВОЗДУШНОЙ «ПОДУШКЕ»
Корабли, на которых наши земляки путешествуют по озерам и морям, одним своим видом свидетельствуют об огромном мужестве экстремалов. «Корпуса» катамаранов - две гондолы из ПВХ, напрочь лишенные какой-либо видимой прочности и надежности. Два шестиметровых «огурца» диаметром в полметра, накачиваются простым насосом, скрепляются дюралюминиевой рамой, сверху на них накладывают брезентовую палубу и водружают мачту, к коей крепятся паруса. Весь этот парусник в разобранном виде легко умещается на багажнике легковушки. Но на воде он способен нести четырех человек со снаряжением и провиантом на месяц.
И такая внешне хлипкая конструкция может ходить не только по ветру, но и почти против него, причем без мотора! Все дело в шверте (жесткой пластине, вертикально закрепленной под днищем судна) и комбинации парусов и руля. Маневрируя ими, капитан (тот, кто управляет румпелем-рулем и парусами) «запрягает» ветер в соответствии с геометрическими законами сложения сил, что и двигает судно в нужном направлении. Идти прямо в лоб ветру, конечно, невозможно, но, совершая зигзагообразные маневры (галсы), парусник все равно приближается к цели.
Теория вроде бы несложная, но на практике - это целое искусство, поскольку на катамаран воздействуют морские течения и волны, а ветер постоянно меняет направление и силу. В этом году адмиральский «Сталкер», помимо основного паруса площадью в 10 кв.м, обзавелся еще 12-метровым гинакером, при необходимости устанавливаемым на «носу» судна. И такая модернизация оказалась кстати: очень сложными в этом году выдались ветра на Белом море. Андрею Волкову при сильных порывах приходилось «брать рифы» (уменьшать площадь основного паруса), а при штиле, для увеличения парусности, добавлять гинакер.
«АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ» ОТ БЕРЕГА ДО БЕРЕГА
Тактика движения в парусном туризме напоминает прыжки: за ходовой день судно должно пройти от суши до суши. Ибо плыть ночью на таких катамаранах очень рискованно. Иногда на воде туристы проводили по 10 часов и преодолевали по 90 километров! И все это время капитану и матросам приходится полулежать на мокром брезенте и «умываться» бодрящей морской водичкой. От людей до волны всего полметра! И нет каюты, куда можно было бы спрятаться от непогоды. А с ней в этом году мореходам особенно «повезло»: очень часто дул свежий ветерок от трех до пяти баллов, разгонявший волны высотой в полтора-два метра.
Об ощущениях мореплавателей рассказала жена «адмирала» Светлана:
- Постоянно взлетаешь и падаешь, будто на «американских горках», а в крови бурлит адреналин - и страшно, и здорово. Наверное, многие бывали на этом аттракционе, но там катаешься минуты, а тут - целый день!
И очень остро переживается финальная сцена дневного перехода, когда катамаран швартуется к берегу. На Белом море он, как правило, скалистый, поэтому есть риск пробить баллон при причаливании. Иногда вся команда (а в экипаже Волкова был еще 12-летний сын Максим) буквально в авральном режиме помогала вытащить судно на сушу. Наследник адмирала на судне как раз исполнял должность швартового матроса: в его обязанности входило первым выпрыгнуть на берег и закрепить конец (веревку).
На волнах ему тоже было очень страшно, а когда море успокаивалось… скучно. Самым же ярким событием похода для Максима стало посещение Соловков и рыбалка на острове: на одну снасть он однажды вытянул сразу четыре селедки! Ориентируются же капитаны по компасу или по спутниковым GPS-навигаторам. Новомодный штурманский прибор позволяет находить нужную точку с точностью до метра.
«ПИРОЖКИ С ИКРОЙ» И МОРСКАЯ КАПУСТА НА ЗАКУСКУ
У туристов, как и у солдат, одна из главных радостей - еда. Вот только путешествующие по Белому морю старались уйти от классического походного меню с тушенкой и сгущенкой. Альтернативой консервам выступают дары моря. А рыбалка там знатная! Тут тебе и треска, и очень жирная беломорская селедка, и экзотический для нас пинагор - финны называют ее «пирожком с икрой». Живот небольшой рыбешки туго набит икринками. Причем они почему-то у разных рыб своего цвета, так что туристы в шутку именовали добычу то пирожком с черникой, то с малиной.
А еще там ловят зубатку - эту рыбу в наших магазинах продают без головы. Но если бы покупательницы увидели пасть этой страшилы, то многие просто побоялись бы взять ее в руки.
Всю добычу не только варили и жарили, но и коптили в специальной коптилке.
Кроме фауны, из моря добывали и флору - морскую капусту. Ленты витаминизированного растения пропускали через мясорубку и делали из него салаты.
НЕ СЧИТАЯ СОБАК
Как в классическом «водно-походном» произведении Джерома К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», владимирские путешественники взяли с собой «друзей человека»: бигля Марселя и лайку Валета. Последний пес заставил сильно поволноваться своего хозяина - он пропал на одной из стоянок! О собаке путешественники рассказали на метеорологической станции, где была рация. По ней связались с окрестными деревнями и попросили поискать лайку. Но собака не обнаруживалась…
Только на восьмой день похода туристы увидел Валета. Сильно исхудавший, он брел по берегу в том направлении, куда ушли парусники. И встретился со своим хозяином!
Более породистый Марсель весьма основательно подготовился к путешествию. Хозяйка - Светлана Волкова - изготовила ему специальный спальник и утепленный «плащ». А еще Марсель помог «коллеге» Валету избавиться от определенных физиологических страданий на море. Собачники знают, что пес не может справить нужду в доме, где живет, ему обязательно надо прогуляться. Но как это сделать на судне размером с кухню? Люди загодя продумали этот нюанс и изготовили нечто вроде отхожего места. Марсель сразу освоил его, а вот Валет никак не понимал. Но когда он увидел, как это делает бигль, то сразу последовал примеру. И мучения его закончились!
ПОЛУНДРА!
Не обошлось в походе и без чрезвычайных происшествий. Однажды адмиральское судно получило повреждение, и серьезное: во время хода брезентовая палуба лопнула прямо посередине. Пришлось Андрею Волкову, подобно корабельному плотнику эпохи фрегатов, заделывать пробоину доской.
Досталось судну от водной стихии даже на стоянке. На Белом море есть заметные приливы и отливы, и однажды, когда море отступило, причаленный катамаран оказался на здоровом валуне высотой метра в два! А ушедшая вода утащила из-под него в пучину катки, на которых он стоял. Докатить катамаран до воды было невозможно. Так что, как и в «Приключениях капитана Врунгеля», для снятия судна со скалы пришлось ждать прилива.
А однажды пострадала девушка из экипажа. Ее сильно ударило гиком - «палкой», к которой крепится парус. В результате на голове образовалась кровавая рана. Пришлось показать свое искусство врачу экспедиции, преподавателю ВГГУ, председателю областной Федерации спортивного туризма Федору Федоровичу Богданову. Он, кстати, давно разменял седьмой десяток, но продолжает ходить в морские походы!
…На вопрос, что заставляет людей бродить по свету и вместо южных ласковых морей и комфортабельных отелей Турции и Египта отправляться на север и жить в палатках, адмирал Волков отвечает словами из песни: «Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами»!
Виталий КЕПИН.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru