о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Время искушений - Устоит ли РПЦ под натиском религиозного модернизма?

23.09.2008 17:40 Рубрика: Общество


За прошедшее лето нашему православному народу выпало немало испытаний.Были, конечно, и радостные события - в том числе и на Владимирской земле. Наиболее яркие из них - праздник св.Петра и Февронии Муромских (ставший, по сути, днем возрождения семейных ценностей на государственном и национальном уровне) и юбилей Успенского собора во Владимире. Хотя и здесь не обошлось без проблем. В первом случае это связано с Петровым постом. Венчания, например, в это время запрещены (впрочем, как не приветствуются и обильные застолья и гулянья), и чествовать молодоженов, по мнению радикально настроенных православных, значит поощрять грех. Да и вообще, в этот день святые преставились, уже будучи монахами…

Во втором случае праздник несколько омрачился скандалом, связанным с проводимой реставрацией собора, о чем писали СМИ. И, конечно же, очень ждали патриарха Алексия, который не прибыл по болезни.

Есть здесь от чего заболеть предстоятелю Церкви! Чего только стоит история с мятежным епископом Диомидом на Архиерейском соборе! Многим телезрителям запомнились крестный ход, блокированный невесть откуда свалившимися «нашистами» (оказывается, тоже православными). Журналистка, размахивавшая больничным листом, и нервный крик «всероссийского телепастыря» митрополита Кирилла: «Он лжет!» (по поводу болезни собрата, епископа Диомида). Затем последовали совсем уж печальные дела: лишение сана «с отсрочкой», позже ответная реакция Диомида: вы меня лишением, а я вас анафемой! И как-то ушла в тень одна из важнейших тем собора: положение о церковном суде. Мне, например, и не только мне, многое неясно. Если этот вопрос касается номинально большей части россиян (считающих себя православными), то почему решается так спешно и узкой группой лиц? Кого, кто, как, за что и каким образом будет судить? А если окончательное решение все равно остается за архиереем, который сам никому не подсуден, не подотчетен и не подконтролен, то к чему вообще городить огород? Пусть я и подобные мне совсем не образованы в этих вопросах - но почему же нам подробно ничего не объяснили?

В наших краях все ограничилось небольшим интервью владыки Евлогия, члена Общецерковного суда, у которого журналисты, похоже, даже не знали, что конкретно спрашивать по такой специфической теме.

Но обо всем этом едва ли кто уже думает после произошедших затем событий. С тревогой ждали приезда Святейшего патриарха на (или «в»?) Украину. Вроде бы все обошлось хорошо, во всяком случае, по сообщениям СМИ: Константинопольский «Вселенский» патриарх тверд в своем отношении к РПЦ и ее части - УПЦ Московского Патриархата (хотя бы официально и в заверениях) и не признает раскольников; патриарх Алексий по-прежнему «Великий Господин и Отец» для большинства православных киевлян и вообще большей части наших украинских братьев по вере. Однако вопросы остаются: что будет дальше, кому УПЦ МП должна выражать верноподданические чувства - оранжевой «русофобской власти», которая не особо жалует и «москальскую церкву», или все-таки «Великой» России? К сожалению, пример святых митрополита Филиппа, не склонившегося перед тиранией Иоанна Грозного и его опричниной, и епископа Митрофана Воронежского, не ставшего потакать увлечениям Петра Первого языческой культурой даже под угрозой смерти, давно уже не вдохновляют наше духовенство, на протяжении десятилетий, а может, и веков привыкшее прогибаться перед любой властью - царской, сталинской, брежневской, демократской, олигархической, советской и антисоветской. Проявилось это и в традиции всеправославного масштаба - военным конфликтом на Кавказе. Патриарх грузинский Илия, тоже выходец из «советской» иерархии (а другой, по сути, мы не знаем на постсоветском пространстве), уже был обвинен СМИ в политиканстве и даже следовании в своих обращениях слогу своего президента, развязавшего войну, против первоиерарха ГПЦ (Грузинской православной церкви) высказывались и осетинские священники. Как теперь будет строить отношения с сестрой - Грузинской Церковью - РПЦ? Какова судьба Аланской и Абхазской епархий? Есть здесь от чего кругом пойти голове даже у рядовых православных…

Были у последних и другие недоуменные вопросы. То знаменитый миссионер - диакон Андрей Кураев - объединит свою проповедь с рок-концертами, то заявит, что он не против вступления Украины в НАТО (еще не забылись его высказывания о лояльности к Гарри Поттеру. Против введения чтива про мальчика-чародея в школьный курс уже бунтуют родители). То в новом качестве объявится отец Иоанн Охлобыстин (причем на нашей земле, в Суздале). Теперь только слепой и глухой не знают, как бывший представитель богемной элиты сидел на «травке», допуская в своем творчестве вольности и занимался другими не вполне добродетельными делами.

Потом последовали рукоположение в Ташкенте, телеэкраны и билборды в Москве, с которых уже отец Иоанн поучал грешников. И вот на тебе: батюшка опять заделался лицедеем и даже шутом в фильме про царя Иоанна. Кто-то уже спрашивает: а вдруг, как к прежней профессии, отца Иоанна потянет к прежним привычкам? Вернется, к примеру, в приход (кстати, где он, в Ташкенте или Москве?), да по обкурке разгласит тайну исповеди или начнет проповедовать ереси… Поможет ли потом общность интересов с патриархом Алексием (оба, как рассказывал И.Охлобыстин, увлекаются мотоциклами), как уже помогла однажды при посвящении в сан?

Кто подскажет, как во всем этом разобраться рядовому крещеному гражданину? Похоже, надежда только на собственный несовершенный разум.

Видимо, полагалось бы в новых исторических условиях православным и… прочим товарищам объединиться в нерушимый блок для претворения исторических решений Архиерейского (2008 г.) собора, а перед лицом нестроений и угрозы расколов еще теснее сплотиться вокруг нашего славного духовенства, его авангарда - епископа и лично… Но что-то во мне сдерживает благородный порыв. Может, потому, что сама я как личность духовных вождей особо не интересую, и вера таких, как я, мало кого волнует. Если это не так, то церковные чиновники давно бы навели порядок в своем ведомстве, боролись бы за каждого прихожанина. Но, видно, церковная власть, как и прочая номенклатура, самодостаточна и в нас. Разве только как в пожертвователях - но таких миллионы: крестящих детей, освящающих жилье, покупающих свечки, иконы и книжечки…

А если все-таки я заблуждаюсь (как бы этого хотелось!), и кому-то и до наших душ все-таки есть дело, подскажу полушепотом кое-что из того, что нас волнует и мешает стать полноценными прихожанами.

Во-первых, ничего ни у кого не узнаешь. Сложно разобраться в изобилии литературы. Случается, что в двух разных книжках - обе напечатаны «по благословению…» - встречаются противоречия, а то и взаимоисключающие вещи. Случай почти анекдотический: в церковной лавке спрашивали книжку «Что посоветуете, батюшка?». Так вот - продавщица ответила, что, мол, вот эту вещицу она бы как раз не советовала читать… Спросить священника в храме проблематично - он вечно занят, замотан то хозяйством, то стройкой, то еще чем… А то еще и наорет, как на одну мою знакомую, за то, что не все молитвы прочитала перед причастием.

Во-вторых, эти пресловутые церковные бабушки, готовые съесть любого. Думаю, не я первая об этом говорю. За многие годы ничего не меняется. Кое-кто уже поговаривает, что это не случайно - они просто делают свою работу по «отсеву», чтобы «пришельцы» не надоедали настоятелю.

В-третьих, уникальный «фейс-контроль». В одной обители монашка высмотрела-таки, что у солидной, уважаемой в обществе дамы под длинным пальто брюки. Естественно, ее выставили даже из монастырского двора, не говоря уж о храме. Неужели женское здоровье в нашей холодной стране чепуха, по сравнению с таким вот «благочестием»?

Как и вообще здоровье прихожан. Почему нельзя в определенные моменты службы сидеть, ведь в православных храмах за границей - всюду скамеечки. А если у меня варикоз, болит спина? Дальше фразы «Лучше думать о молитве, чем о больных ногах» ничего не идет. Но священники и владыки на службе ведь иногда сидят! Опять же кое-кто поговаривает, что этим они показывают «кто вы, а кто мы» даже в храме Божием.

В-четвертых, эти постоянные сетования духовенства: ах, какое аморальное у нас общество. Думаю, в древнем Риме оно было не лучше, однако же небольшая группа христиан смогла его, как и весь мир, изменить. Просто они всей жизнью свидетельствовали о своей вере. Наши же священнослужители все чаще образец морали не показывают.

Есть вещи и посерьезнее: как мирянину поститься, когда количество постных дней в году доходит до двухсот, как понять богослужение и молитвы и вообще вести церковную жизнь - в стране, где еще далеко до воссоздания православного уклада?

И еще о мятежном Диомиде. Вряд ли его «прессовали» за нелюбовь к мобильникам и паспортам. Среди прочего он поднимал вопрос о Поместном соборе. Почему же так боится иерархия проблем своей паствы, что идет на нарушение собственного же устава (причем зарегистрированного гос.властью), упорно не собирая свой высший орган управления?

Один исследователь писал, что если бы Поместный собор 1917-1918 гг. собрался на 10 лет раньше, история России была бы другой. Не опоздать бы опять.
Мария ПАВЛОВА.
Фото из церковного календаря. 

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости