Юбилей, облаченный в вечность
01.09.2008 08:10 Рубрика: Общество
Дому Твоему подобает святыня,
Господи, в долготу дний (Пс. 92,6)
Слово Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на юбилей Свято-Успенского кафедрального собора
Храм на земле, что звезды на небе, освещают путь человека среди мглы и спасают его от бед и зла, которые навлекает он на себя чрез многие грехопадения. Нет выше и святее из всего земного, человеческого как храм Божий. Он всегда был в истории людей и с людьми, на каком бы уровне жизни они ни находились. Человеку крайне нужен из внутренних побуждений особый жертвенник, который бы тесно соединял его с Тем, Кто есть все - начало всему и конец всего, примиряя душу с Ним, чем всегда становился для него Дом Божий, как отсвет славы вечного Царства Вседержителя.
В Священном писании храм назван домом молитвы, силой которой молящийся обновляется и очищается от грехов, более того, настраивается и устремляется на новую жизнь, добродетельную, ведущую к вечному жительству. Храм ценен и велик тем, что благовенствует от имени Бога о благах нашего вечного бытия здесь в земных условиях как познание их, что дает нам Святое евангелие и Писания святых апостолов, как причастность к вечно живой силе - благодати Святаго Духа, этого залога бессмертия, когда мы принимаем таинства церкви и особенно, когда вкушаем от Чаши Тело и Кровь Христовы. Невозможно исчесть и измерить всего богатства и красоты Божиего храма, сложившегося веками, коего нельзя не заметить и обойти. Он стоит на пути всем к вечной жизни.
В истории Владимирской земли в этом году выпал замечательный юбилей Успенского кафедрального собора - 850 лет со времени его основания, который послужил первообразом Московского собора в Кремле, а также для многих других храмов России. Он тесно связан с именем известного великого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, который стал его большим строителем, переняв с Востока лучшие для него формы. Но верхом его благоговения стало размещение в нем святой иконы Богоматери, названной впоследствии Владимирской.
Благолепие этого собора было выше всех оценок. Его иконописание, стенопись вошли в память мирового значения, отразив византийскую культуру письма, полную духа и смысла веры. Одним из авторов этого шедевра стал преподобный Андрей Рублев, инок Троице-Сергиева монастыря, которому церковь творит память в этом году как творцу фресок собора, отмечая их 600-летие.
Не достанет нам никакого времени, никакого высокого слова и никаких глубоких чувств души, чтобы исчерпать и достойно отметить эту совершенно дивную многовековую историю Успенского Владимирского собора с его неповторимыми святынями, словно определившую судьбу нашего народа. Действительно, в нем свят и знаменателен каждый камень как живой свидетель всех бесчисленных событий, промчавшихся над ним, - не только светлых и добрых и прямо солнечных, но и мрачных и весьма тяжелых и смертельных, не щадивших в нем этих священных стен и особенно прекрасных людей.
Не превысим, если смело скажем, что настоящий юбилей собора - праздник всей православной Руси. В каком же смысле и значении? Несомненно одно, что корни его святости послужили духовному ее росту в истории. Море и его волны сдерживает берег и утесы его. Нечто подобное, духовная сила Божия, таящаяся в храме, победно укрощает и совершенно уничтожает грех людской и способствует доброму плодоношению тем, кто верит и ищет ее в нем. Где нет греха, там и вся радость бытия, там новое видение жизни, неизъяснимое созерцание Самого Бога и Его святых, в чем весь смысл, суть и значение нашей веры. Другого понятие жизни нет. Храм и есть безмолвная книга, где сказано о вечном бытии, несравнимом ни с чем из земного круга. В этом смысле он не стареет от прикосновения с иным миром жизни. Все нестроения и конфликты в жизни как в семейном кругу, так и в пространстве мира сего идут от неведения Истины, незнания веры и непонимания молитвы, от испорченности в нем нравов, которые нигде не могут быть очищены и исправлены, как только тем и в том, чем располагает Храм Божий и где есть чаяние лучшего своего состояния.
Пусть настоящий юбилей Успенского собора войдет в новое сознание народа, как хранителя веры, - беречь свои святыни земли и, более всего, черпать от них духовную силу, преображающую его душу в дивный храм Бога живого.
Божией милостью смиренный Евлогий,
Архиепископ Владимирский и Суздальский
Господи, в долготу дний (Пс. 92,6)
Слово Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на юбилей Свято-Успенского кафедрального собора
Храм на земле, что звезды на небе, освещают путь человека среди мглы и спасают его от бед и зла, которые навлекает он на себя чрез многие грехопадения. Нет выше и святее из всего земного, человеческого как храм Божий. Он всегда был в истории людей и с людьми, на каком бы уровне жизни они ни находились. Человеку крайне нужен из внутренних побуждений особый жертвенник, который бы тесно соединял его с Тем, Кто есть все - начало всему и конец всего, примиряя душу с Ним, чем всегда становился для него Дом Божий, как отсвет славы вечного Царства Вседержителя.
В Священном писании храм назван домом молитвы, силой которой молящийся обновляется и очищается от грехов, более того, настраивается и устремляется на новую жизнь, добродетельную, ведущую к вечному жительству. Храм ценен и велик тем, что благовенствует от имени Бога о благах нашего вечного бытия здесь в земных условиях как познание их, что дает нам Святое евангелие и Писания святых апостолов, как причастность к вечно живой силе - благодати Святаго Духа, этого залога бессмертия, когда мы принимаем таинства церкви и особенно, когда вкушаем от Чаши Тело и Кровь Христовы. Невозможно исчесть и измерить всего богатства и красоты Божиего храма, сложившегося веками, коего нельзя не заметить и обойти. Он стоит на пути всем к вечной жизни.
В истории Владимирской земли в этом году выпал замечательный юбилей Успенского кафедрального собора - 850 лет со времени его основания, который послужил первообразом Московского собора в Кремле, а также для многих других храмов России. Он тесно связан с именем известного великого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, который стал его большим строителем, переняв с Востока лучшие для него формы. Но верхом его благоговения стало размещение в нем святой иконы Богоматери, названной впоследствии Владимирской.
Благолепие этого собора было выше всех оценок. Его иконописание, стенопись вошли в память мирового значения, отразив византийскую культуру письма, полную духа и смысла веры. Одним из авторов этого шедевра стал преподобный Андрей Рублев, инок Троице-Сергиева монастыря, которому церковь творит память в этом году как творцу фресок собора, отмечая их 600-летие.
Не достанет нам никакого времени, никакого высокого слова и никаких глубоких чувств души, чтобы исчерпать и достойно отметить эту совершенно дивную многовековую историю Успенского Владимирского собора с его неповторимыми святынями, словно определившую судьбу нашего народа. Действительно, в нем свят и знаменателен каждый камень как живой свидетель всех бесчисленных событий, промчавшихся над ним, - не только светлых и добрых и прямо солнечных, но и мрачных и весьма тяжелых и смертельных, не щадивших в нем этих священных стен и особенно прекрасных людей.
Не превысим, если смело скажем, что настоящий юбилей собора - праздник всей православной Руси. В каком же смысле и значении? Несомненно одно, что корни его святости послужили духовному ее росту в истории. Море и его волны сдерживает берег и утесы его. Нечто подобное, духовная сила Божия, таящаяся в храме, победно укрощает и совершенно уничтожает грех людской и способствует доброму плодоношению тем, кто верит и ищет ее в нем. Где нет греха, там и вся радость бытия, там новое видение жизни, неизъяснимое созерцание Самого Бога и Его святых, в чем весь смысл, суть и значение нашей веры. Другого понятие жизни нет. Храм и есть безмолвная книга, где сказано о вечном бытии, несравнимом ни с чем из земного круга. В этом смысле он не стареет от прикосновения с иным миром жизни. Все нестроения и конфликты в жизни как в семейном кругу, так и в пространстве мира сего идут от неведения Истины, незнания веры и непонимания молитвы, от испорченности в нем нравов, которые нигде не могут быть очищены и исправлены, как только тем и в том, чем располагает Храм Божий и где есть чаяние лучшего своего состояния.
Пусть настоящий юбилей Успенского собора войдет в новое сознание народа, как хранителя веры, - беречь свои святыни земли и, более всего, черпать от них духовную силу, преображающую его душу в дивный храм Бога живого.
Божией милостью смиренный Евлогий,
Архиепископ Владимирский и Суздальский
Источник публикации:
www.vladimironline.ru