Фрески Андрея Рублева могут навсегда исчезнуть со стен Успенского собора
07.08.2008 19:50 Рубрика: Общество
У владимирских музейщиков далеко не предпраздничное настроение. Фрески Рублева, созданные 600 лет назад - в критическом состоянии. Копоть от свечей и отсутствие климат-контроля для них губительны.
"Страшный суд" - пожалуй, самая знаменитая фреска Успенского собора. Вместе с Христом апостолы - в роли судей. Кисть мастера наделила их лики справедливостью и великодушием. Это стиль Рублева. Возвышенность и просветленность, оценить которую приезжают туристы со всего мира.
ПАОЛА КОРТЕЗИ, ТУРИСТКА ИЗ ИТАЛИИ: "Андрей Рублев очень хороший и интересный мастер-иконописец и очень близок нам по духу."
ГАЛИНА СТРАХОВА, ТУРИСТКА ИЗ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: "Сказали, что здесь фрески Рублева. Вот, едем посмотреть.
- То есть специально ради этого из Нижегородской области?
- Да, да. "
Не все росписи Рублева сохранились. А оставшиеся в критическом состоянии, утверждают специалисты. Сегодня копоть от множества свечей и сырость продолжают ухудшать их состояние. В Соборе нет системы кондиционирования. Зимой бывает слишком сухо из-за воздушной системы отопления, в другие сезоны - слишком сыро из-за продолжительных дождей. По мнению гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на балансе у которого находится Успенский собор, а арендует его община верующих, необходимо срочно принять меры по соблюдению режима в помещении. В противном случае, фрески могут исчезнуть совсем.
АЛИСА АКСЕНОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Фреска "Земля и море отдает мертвых". Это когда вы входите, она справа, над аркой. Сейчас вы ее не увидите совершенно. Только тени. Я вам буду рассказывать: посмотрите, тут сидит женщина с волосами распущенными, тут - лев, тут - кит..."
В Италии Алису Аксенову, несмотря на международное удостоверение ЮНЕСКО, в храм, где находится знаменитая фреска да Винчи "Тайная вечеря", не пустили.
АЛИСА АКСЕНОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Очень вежливо, но мне сказали: вы поймите, у нас все это рассчитано. Вы приходите, пожалуйста, завтра, в группу японцев, там одно место есть. Мы вас включим."
Музей и епархия сумели договориться. Официально венчания в Успенском запрещены. А вот как ограничить количество свечей? И возможно ли контролировать число приходящих в храм людей?
АЛЕКСЕЙ КАЛИНИН, ЖИТЕЛЬ г. ВЛАДИМИРА: "Надо все-таки ограничить поток туристов, на мой взгляд. Хотя бы все то же венчание непосредственно."
ОЛЬГА ВЕСЕЛОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. ВЛАДИМИРА: "Храм должен выполнять свое предназначение. Значит там должно быть и венчание.., а то, что памятник это, уже должны реставраторы, историки заботиться об этом. Храм не должен быть музеем."
Около 300 квадратных метров - площадь сохранившихся Рублевских фресок. Такого нет больше нигде. Автора уникальных фресок увековечили в бронзе вблизи Успенского собора. Великий живописец в монашеской рясе придерживает иконописную доску. Православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Сегодня впору просить преподобного о заступничестве, чтобы его молитвами сохранить все созданное им.
"Страшный суд" - пожалуй, самая знаменитая фреска Успенского собора. Вместе с Христом апостолы - в роли судей. Кисть мастера наделила их лики справедливостью и великодушием. Это стиль Рублева. Возвышенность и просветленность, оценить которую приезжают туристы со всего мира.
ПАОЛА КОРТЕЗИ, ТУРИСТКА ИЗ ИТАЛИИ: "Андрей Рублев очень хороший и интересный мастер-иконописец и очень близок нам по духу."
ГАЛИНА СТРАХОВА, ТУРИСТКА ИЗ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: "Сказали, что здесь фрески Рублева. Вот, едем посмотреть.
- То есть специально ради этого из Нижегородской области?
- Да, да. "
Не все росписи Рублева сохранились. А оставшиеся в критическом состоянии, утверждают специалисты. Сегодня копоть от множества свечей и сырость продолжают ухудшать их состояние. В Соборе нет системы кондиционирования. Зимой бывает слишком сухо из-за воздушной системы отопления, в другие сезоны - слишком сыро из-за продолжительных дождей. По мнению гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на балансе у которого находится Успенский собор, а арендует его община верующих, необходимо срочно принять меры по соблюдению режима в помещении. В противном случае, фрески могут исчезнуть совсем.
АЛИСА АКСЕНОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Фреска "Земля и море отдает мертвых". Это когда вы входите, она справа, над аркой. Сейчас вы ее не увидите совершенно. Только тени. Я вам буду рассказывать: посмотрите, тут сидит женщина с волосами распущенными, тут - лев, тут - кит..."
В Италии Алису Аксенову, несмотря на международное удостоверение ЮНЕСКО, в храм, где находится знаменитая фреска да Винчи "Тайная вечеря", не пустили.
АЛИСА АКСЕНОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Очень вежливо, но мне сказали: вы поймите, у нас все это рассчитано. Вы приходите, пожалуйста, завтра, в группу японцев, там одно место есть. Мы вас включим."
Музей и епархия сумели договориться. Официально венчания в Успенском запрещены. А вот как ограничить количество свечей? И возможно ли контролировать число приходящих в храм людей?
АЛЕКСЕЙ КАЛИНИН, ЖИТЕЛЬ г. ВЛАДИМИРА: "Надо все-таки ограничить поток туристов, на мой взгляд. Хотя бы все то же венчание непосредственно."
ОЛЬГА ВЕСЕЛОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА г. ВЛАДИМИРА: "Храм должен выполнять свое предназначение. Значит там должно быть и венчание.., а то, что памятник это, уже должны реставраторы, историки заботиться об этом. Храм не должен быть музеем."
Около 300 квадратных метров - площадь сохранившихся Рублевских фресок. Такого нет больше нигде. Автора уникальных фресок увековечили в бронзе вблизи Успенского собора. Великий живописец в монашеской рясе придерживает иконописную доску. Православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Сегодня впору просить преподобного о заступничестве, чтобы его молитвами сохранить все созданное им.
Источник публикации: ВладТВ. Общество
www.vladimironline.ru