о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Почему люди не летают

31.07.2008 19:10 Рубрика: Общество


Станиславу Говорухину, снявшему прогремевший публицистический фильм «Россия, которую мы потеряли», для усиления картины не помешало бы вставить эпизоды о тотальном «приземлении» нашей страны. Перестройка и реформы фактически свели к нулю огромную индустрию ДОСААФа, позволявшую молодежи приобщиться к парашютизму или сделать первый шаг в освоении искусства управления самолетом и вертолетом. Апофеозом губительного процесса стало свежее решение больших начальников Минобороны: весной этого года они запретили полеты авиации РОСТО, базирующейся на аэродроме совместно с военной техникой. В итоге в 2008 году ни одного парашютного купола не раскрылось над Семязинским аэродромом Владимира! А майский всероссийский слет легкой авиации в областном центре прошел без полетов! И сегодня такая картина почти во всех аэроклубах РОСТО России: аэродромы стали кладбищами нелетающей авиации…

Немного истории
Что мы потеряли? Наш аэроклуб с момента своего рождения в 1934 году еще до войны успел подготовить 700 летчиков и около 2000 парашютистов, 9 из которых в Великую Отечественную стали Героями Советского Союза. Владимирские старожилы помнят, что тогда аэродром базировался в районе нынешней ТЭЦ. С 1949 года аэроклуб переехал в Семязино и вскоре стал специализироваться на авиаспорте и подготовке юношей для службы в ВДВ. Всего за «годы социализма» более 10 тысяч допризывников стали парашютистами именно во владимирском небе. Здесь ими совершено более 200 тысяч прыжков!

Активно и профессионально работал учебно-авиационный Центр (УАЦ), где каждый год 110 курсантов обучались вождению вертолетов. Всего «права» на управление винтокрылой машиной во Владимире получили свыше 4 тысяч человек. Кто жил на юго-западе областного центра в 70-80-е годы, помнит, как там ежедневно в небе рокотали вертолеты.

А еще каждое лето на аэродроме открывался необыкновенный детский лагерь «Юный авиатор». Подростки (многие - «трудные») жили в палатках, изучали самолеты (и не по картинке, а на действующих и летающих аппаратах), кто постарше - прыгали с парашютом. И не знали тогда во Владимире, да и в стране в целом, что такое, например, юношеская наркомания…

Впечатляющими были и успехи в спорте: у нас 200 человек стали мастерами спорта по вертолетному и самолетному спорту, а 300 любителей свободного полета «допрыгались» до звания мастера по парашютизму. В этом списке чемпионы мира (!) по вертолетному спорту Александр Капралов и 11-кратный рекордсмен по парашютизму Николай Шпагин. Но… все эти успехи - в далеком прошлом. Сейчас наступили другие времена, о них мне поведал нынешний начальник аэроклуба Михаил Шпагин - племянник великого парашютиста.

«Небесный» дядя в пять лет привел его на летное поле, так что профессию летного техника Михаил Григорьевич выбирал без долгих раздумий. Мечтал стать летчиком, но медицина не дала «добро», однако учиться пошел все равно в летное училище. И хоть работал техником, но все равно вся жизнь прошла в авиации.

Панорама разрухи
Сейчас руководимое им хозяйство глаз не радует: богатая инфраструктура придавлена разрухой. Деревянные домики-казармы давно никто не красил, а кирпичный корпус живет без отопления…

Из техники номинально осталось три вертолета и АН-2. Винтокрылые машины без лопастей притулились на поле и ждут, когда их сдадут на металлолом. Авиация - отрасль со строгими правилами: после 25-летного возраста вертолетам подниматься в небо запрещено. Даже, если они четверть века простояли в теплом ангаре. Так обеспечивается безопасность!

А «кукурузник», скорее всего, тоже отправится на кладбище в июне года будущего. Для АН-2 нет возрастного ценза, но есть жесткие сроки ремонтов. «Наш» аэроплан вскоре потребует очередного, ценой почти в 2 млн рублей. Денег таких во владимирском аэроклубе нет…

Энтузиасты неба пытаются зарабатывать как могут. В кирпичном здании (в том, что без отопления) арендаторы производили сухарики, но с бизнесменами летчикам пришлось распрощаться. Имущество это в собственности государства, и чиновники требуют отдавать заработанное в бюджет. Правда, сулят, что в перспективе что-нибудь и «вернут», может быть…

Надо признать, что безденежье не убило стремления к небесным приключениям. В 2007 году во Владимире прошло немало авиасоревнований: чемпионаты страны по авиамодельному спорту, первенство «зоны» по вертолетному, всероссийский слет сверхлегкой авиации.

Система удушения
В прошлом году в Семязино было совершено более 700 прыжков. В этом списке есть и так называемые «перворазники» (все желающие прыгнуть первый раз), они тоже принесли какие-то деньги аэроклубу. Хотя больших барышей здесь получить нельзя, авиация - дорогое удовольствие: 200 литров бензина АН-2 сжигает за один час полета. Почем нынче литр горючего, все знают… Но в этом году военные перекрыли для аэроклуба и этот денежный ручеек. Как и еще один, о котором я расскажу ниже. А сначала - как коса из Минобороны нашла на камень РОСТО.

И тут не обойтись без еще одного экскурса в новейшую историю авиации России. ДОСААФ реформировали, эта организация, несмотря на свое название («добровольное общество…»), при СССР фактически была государственной и - полувоенной. Дорогостоящая техника, ГСМ, финансы широкой рекой текли из казны. Да и граждане платили членские взносы в обязательном порядке, вклеивая марки в красные книжечки членских билетов.

Но вот пришла светлая пора капитализма, и деньги на эти цели кончились! А оборонное общество самореформировалось: получило новое название (РОСТО) и статус независимой общественной организации. Однако, как говорил еще А.С.Пушкин, «свободы без денег не бывает». Если автошколы РОСТО выжили в рыночной стихии, то аэроклубам ничего не оставалось делать, как тихо умирать. Хотя с обучением водителей для службы в вооруженных силах не обходилось без дурных анекдотов. Часть допризывников вынуждены были оплачивать курс из своего кармана, то есть из родительского! Но это присказка.

Радужная сказка ожидалась с реформой армии, перевод на одногодичную службу должен был заставить руководство страны думать об усилении допризывной подготовки молодежи. А РОСТО только это и надо! И как будто в Минобороны рассуждали так же, однако генералов подвела «независимость» наследников ДОСААФа.

Силовики не любят проигрывать
Весной этого года в РОСТО проходило отчетно-выборное собрание высшего руководства. На главную роль, в полном соответствии с демократическими принципами, претендовали несколько персон. Одна - была явной креатурой Минобороны, но ее «переиграла» старая верхушка РОСТО: в результате победила их кандидатура. Военные, чью «предвыборную кампанию» вряд ли обеспечивали мастера из кремлевской администрации, нанесли ответный «удар». Ввели запрет полетов авиации на совместных аэродромах.

Вскоре последовали и другие атаки. Повсеместно авиации РОСТО «предложили» оснастить самолеты специальными устройствами поиска и опознавания «свой-чужой». Стоит оно ни много ни мало 1 млн 800 тысяч рублей. Для каждого самолета…

Конкретно с Семязинского аэродрома начали вывозить танки (емкости) для хранения горючего и технику для его перекачки. До последнего времени ею пользовался аэроклуб и даже сдавал в аренду, что опять же приносило деньги. Их не стало, но зато появились долги по зарплате. Ее размер говорит: здесь люди работают из-за чистой любви к небу. Начальник аэроклуба получает 5 тысяч - уборщица или грузчик в магазине имеют оклад поболе.

А еще здесь говорят о скорой передаче всего городка в ведение… УФСИНа. Здесь будет их база! По-моему, более трагикомичного фарса и придумать нельзя: место романтиков займут люди служащие в ведомстве по охране заключенных!

* * *

…Но будем надеяться, что этого не случится. Кроме печальных прогнозов, есть и другие информационные флюиды. Люди с полковничьими погонами говорили, что на самом «верху» принято решение придать РОСТО государственный статус. И уже в этом году. Пусть организация вновь станет «военной», лишь бы энтузиасты опять начали летать. А во Владимире возродился «Юный авиатор», и пацаны, вместо подворотен, могли выбрать небо!

И таких немало: к начальнику аэроклуба приходят папы с детьми и просят: «Дядя Миша, покажи самолеты». И он показывает. А во время нашего разговора позвонили двое, желающие прыгнуть с парашютами. «Дядя Миша» ответил: - Пока нельзя…
Виталий КЕПИН.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Скандалы



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости