Ахой, или На неделю в гости к Бандере
03.07.2008 19:40 Рубрика: Общество
Семерка владимирских велотуристов совершила путешествие по Закарпатью. Они проехали 400 километров по горам и перевалам, побывали в крупных городах Западной Украины - Львове, Ужгороде, Ивано-Франковске. Трое туристов даже взошли на высшую точку славянской республики - гору Говерлу (высота 2061 метр). Самое важное открытие, сделанное нами в походе, оказалось из раздела геополитики: в наших головах умер миф о тотальном антироссийских настроениях «западенцев»!
Судя по информации центральных телеканалов, западная часть Украины заражена вирусом национализма и нелюбовью (мягко скажем) к «москалям». Взирая же на бывших соотечественников не через «призму» телеэкрана, а своими глазам, мы убедились - антироссийские тенденции украинцев (даже западных!) живут только в головах некоторых наших депутатов и политиков.
Хотя первые картинки, увиденные во Львове, где началось путешествие, пугали: в центре города есть улица Степана Бандеры и стоит памятник этому герою Украины. Сам памятник очень похож на нашего экс-президента: невысокий лысоватый мужчина без особых примет. Рядом дежурил наряд полиции, но он спокойно оценил наши интерес к статуе и эмоции по ее поводу. Полицейские больше смотрели за подвыпившими мужчинами у близкой пивной. Да, питейное заведение буквально в 10 шагах от Бандеры, как мы заметили, больше привлекало народ, чем памятник национальному герою.
Полагаю, что многие читатели возмущены подобной героизацией врага советской власти. И я их понимаю: может быть, у кого-то деды погибли от рук бандеровцев - приспешников фашистов. Все так и… не так, ибо мы не знаем и своей истории, а уж тем более - украинской. Советские учебники по истории всегда манипулировали фактами в угоду идеологии. Как вам такие детали жизни С.Бандеры: его родные братья погибли в немецком концлагере, скорее всего от рук… поляков! Бандеровцы и их тоже считали врагами. А сестры - отправились в сибирский ГУЛАГ. И сам Бандера «сидел» у немцев…
Да, бандеровцы воевали с советской армией, но они пролили немало и немецкой крови, а заодно и украинской. Движение украинских националистов раскололось, и на каком-то этапе разногласия вылились в разборку вооруженных отрядов между собой. По некоторым сведениям, в этих боях бандеровцев погибло больше, чем от действий советской армии… Но все уже история, и разбираться в ней должны сами украинцы.
ЯЗЫК ДОВЕДЕТ…
Для путешественника важней, как сейчас народ относится к нам, россиянам. Лучший индикатор этого - язык. В Западной Украине сегодня вы уже не услышите русского. А «ридня мова» очень трудна для нашего уха, это вам не одесский говорок. Все надписи, вывески, ценники - только на украинском. И на нем же говорят продавцы и официанты, даже если их спрашиваешь по-русски. Мне удалось даже подсмотреть пример «насаждения» мовы: если в восточной Украине дома культуры называются «будинками» (тоже не переведешь), то в Закарпатье - «палацами» (явное заимствование от Европы).
Школьники уже не учат русского, и с ними было всех трудней общаться. А вот сельские люди за сорок, пятьдесят, поняв, что мы из России переходят на наш язык! Говорят медленно и с акцентом, но чисто и доброжелательно.
И надо учитывать, что Карпаты исторически входили в различные государства (ту же Австро-Венгрию, Румынию, Польшу) и потомки этих народов по сей день живут здесь. Самый яркий и слегка шокирующий нас пример - румынская деревня. Надписи на румынском, а у школы висит государственный флаг Румынии! И говорят там не на украинском, хотя что-то знают и по-русски. Многие, поняв, что мы из России приветствовали нас странно: «До свидания!». Как мы догадались, так они с нами здоровались.
А в одном районе нас даже приняли за иностранцев! Во многих селах, мальчишки, увидев наш велокараван, кричали: «Ахой!». Мы долго не понимали, что это, думали даже, что известное международное приветствие «хелло» с западноукраинским акцентом. Оказалось, нет: ахой - привет …по-чешски! Как нам рассказали хлопцы, на великах с рюкзаками здесь катаются только чехи.
Однажды столкнулись с легким примером языковой гордыни. В краеведческом музее Львова мы заказали экскурсию, оплатили работу гида, но девушка свой рассказ начала по-украински. И на нем же сказала что не «розумие» по-русски. Хотя по ее реакции на наши эмоции и реплики было видно - розумие! Но лекцию нам прочитала на мове. Смешно было слышать и узнавать, что селянка - это украинская крестьянка, а шабля - «наша» сабля.
Но эту горькую националистскую пилюлю подсластила огромная таблетка дружбы и братского интернационализма. В том же Львове к нам подошел, вернее, подъехал на байке парень и на чистом русском представился: Ростислав. Оказалось, что он львовянин, но по национальности поляк. И наш собрат-велосипедист-славянин устроил нам отличную экскурсию по городу! Он потратил на нее несколько часов за простое человеческое «спасибо». Теперь судите сами, как нас, русских, там «не любят».
Завершая языковую тему, скажу, что тот же Львов 600 лет входил в состав Польши, и, стало быть, от России он уж очень далек исторически и географически. Иллюстрацией чему стала экспансия поляков в день нашего приезда. У них там был «свой» День конституции (нерабочий праздник), и они массово приехали во Львов. И их тоже не понимали отдельные «западенцы»! В сытной забегаловке «Пузата хата» туристы - на польском - пытались выяснить у поварихи, есть ли в супе майонез? (Они почему-то были настроены против этого продукта). И девушка никак не могла понять, чего они хотят. А я «зрозумив», что панам надо!
СКАЖИ МНЕ, КАКОЙ ТВОЙ ДОМ, И Я СКАЖУ, КАКОВ ТЫ
Сильно поразили, даже сразили карпатские села. Очень долгие - до 10-15 километров длиной - они невольно дали понять: тут заграница! Красивые и ухоженные дома в два-три этажа тянутся нескончаемой вереницей. И это не дворцы на манер домов-сундуков наших новых русских, а нормальные цивилизованные жилища. Кое-где они разбавлены старинными домиками: с черепичной (а кое-где даже из дранки!) крышей, с колесом от телеги и деревянными граблями на стене. Смотришь на такой домик, как на музейный экспонат под открытым небом.
Но нет упавших заборов или покосившихся сараев. Везде, везде видна рука рачительного хозяина и культ бытовой красоты. С нашими убогими деревнями даже и не сравнишь. У нас каждый второй дом - будто вчера пережил набег Мамая, а уж краски его стены не знали никогда!
И в этом суть ментальности западных украинцев. Жители бедной страны от веку вынуждены были уходить на заработки. И все наработанное вкладывали в дом. Так принято - жить в хорошем особняке.
НЕ ЖИВЕТ СЕЛО БЕЗ ЦЕРКВИ
В нынешней России это уже умершее изречение. Куда не заедешь - одни остовы храмов. Это только в больших городах попы взялись поднимать церкви, а в каждом втором селе купол, как правило, без креста. В Закарпатье же мы не видели ни одного разрушенного храма. Ни одного! В каждом селе - по два, а то и по три! Тут вот в чем причина: там несколько христианских конфессий - католики, наша РПЦ, отделившаяся от нее украинская Киевского Патриархата, греко-католики. Поэтому даже в селах действуют «конкурирующие» храмы. Чего они делят, мы даже не вникали, в этом Бог им судья.
Важно, что не порушены старинные церкви. Мы даже зашли в одну такую - уже не действующую, деревянную, почерневшую от времени и ставшую памятником. В ней все сохранено, хотя дверь без замка! И никаких следов подросткового варварства (как в наших сельских полуразрушенных храмах): ни матерных надписей, ни окурков или битых бутылок. Чисто и свято!
А еще поразило наличие множества больших крестов. Размером в человеческий рост, они стоят на всех перевалах, и много их видно в селах. Даже у личных домов и на приусадебных участках! Я человек очень далекий от церкви, но должен признать: сохраненная религиозность западных украинцев, наверное, и есть признак культуры народа. И, может, она и заставляет заботиться о родном доме? Чего не скажешь о нас, русских…
ЗА ХЛЕБОМ НАСУЩНЫМ - В РОССИЮ
Как и раньше, сейчас на селе в Карпатах работы нет. Горы бедные и холодные. Участки под картошку не копают лопатой, а бьют тяжелой мотыгой. Держат и скот (каждая корова с колокольчиком!), но стада немногочисленны. Спасает отхожий, вернее, «отъезжий» промысел. Уезжают за границу: в Польшу, Испанию, Чехию и - Россию. В поезде, который вез нас на родину, трудно было увидеть женщину - одни мужики! Целый рабочий поезд! Следуют они до Москвы, Питера и до областных центров. И так уже давно, что не может не радовать. Ибо такая народная «внешнеэкономическая деятельность» невольно притягивает «западенцев» к России. Вот выдержки из вагонного разговора с крепким водителем лет сорока:
- Я хотел принять российское подданство, но очень трудно, денег надо много платить. У меня друг имеет в Москве бизнес, купил квартиру, «дал» 8 тысяч долларов, чтобы получить гражданство. Но никак...
Я у вас работаю без выходных и с утра до ночи. Не пью и не гуляю. Таких, как мы, хозяевам выгодно иметь. Я хоть и получаю две зарплаты, но и «пашу». Сейчас лучше жить в Питере, чем в Москве: там меньше ментов. Да и платят хорошо. А вообще я работал и Вологде, в Подмосковье - везде, где можно заработать. И отец мой так жил, еще в 50-е годы он ездил на заработки в Литву, лес там валил.
…Все это так, но судьбе вечного командировочного не очень позавидуешь. Месяцами, из поколения в поколение главы семейств оторваны от домов, семей, родины. И таких - целый состав...
О НАШИХ И ИХ ПРЕЗИДЕНТАХ
Очень осторожно мы заговаривали о политике: как-никак «москали» в чужой стране среди «бандеровцев». Мой поездной собеседник о своих политиках высказался коротко, зло и непечатно. Переводя его оценку на литературный язык, можно сказать: «Она» - женщина, продающая свое тело, а «Он» - склонен к нетрадиционной ориентации.
- У нас на выборы и митинги ходят только одни старики (как и в России… - авт.). Молодежь вся на заработках. Вот и моя мать тоже голосует за «оранжевых», а какая от них польза?..
А в одном из сел, узнав, что мы из России, пожилой дядя (можно сказать, старик) позавидовал:
- Как вы хорошо живете и какой у вас умный президент, не то что наш. Правда, у вас избрали нового, но старый (Путин - авт.) все равно остался править!
ИНТЕР- И НАЦИОНАЛИСТЫ
Опять же тонкая материя - отношение «простых» западных украинцев к россиянам. Некоторые примеры я уже описывал. Кроме музейного языкового урока, мы один раз еще столкнулись с проявлением национализма трагикомического оттенка. Стояли у магазина, где закупали продукты, к нам подошел поддатый мужик.(Это мы видели во многих селах: у центральной торговой точки кучкуются несколько аборигенов-алкашей). Узнав в нас россиян, перешел к «политике»:
- Мы, западенцы, русских не любим, я тоже…Если хотите, можете переночевать у меня, денег не возьму и 50 граммов налью.
В другом селе контакт начинался не так весело: подвалила и окружила компания парней, уже хорошо «вмазавших». Парубки явно искали приключений и начали «допрос» приезжих. Мы отвечали по-русски: «Не понимаем». Что поставило их в тупик:
- Да воны нэ розумиють…
Наезжать словесно на «нэрозумиющих» оказалось сложно. И намечающаяся международная драка заглохла в зародыше.
А хорошего в общении было больше. Дорожная полиция понимала наш русский и объясняла, как проехать. В одном селе мы искали чего-нибудь мясного, а его не было. Там, в сельской глубинке вообще бедные магазины, напоминающие советские сельпо. Народ живет натуральным хозяйством. На наши поиски откликнулся местный «олигарх» (своя строительная фирма в Чехии, хороший особняк на родине): принес из дома две палки чешской дорогой колбасы и угощал всех пивом! Искренне говорили, пили за дружбу и сошлись на мнении, что простым людям (даже «олигархам»!) нечего делить. Ссорят нас только политики.
…Очень трудно отразить все увиденное и пережитое в путешествии. За «кадром» оставлю, как мы ходили в «музей лесосплава» (промысел, прославивший Карпаты, но прекращенный в 1954 году). Одинокий и безлюдный, он стоял на горной речке, так что мы контрабандно проникли в него… через дыру в полу. И как грелись и лечились водкой из магазина за 7 гривен (35 рублей). Водка там вообще дешевая: 10 гривен стоит уже хорошая. А принимать ее нас заставляли обильные дожди: Карпаты в СССР занимали второе место по влажности. А трое самых сильных из нас зашли на Говерлу (высота 2061 метр) - в кроссовках по снегу и в пургу!
В общем, «ахой и до свидания», Карпаты!
Виталий КЕПИН.
Фото автора.
Судя по информации центральных телеканалов, западная часть Украины заражена вирусом национализма и нелюбовью (мягко скажем) к «москалям». Взирая же на бывших соотечественников не через «призму» телеэкрана, а своими глазам, мы убедились - антироссийские тенденции украинцев (даже западных!) живут только в головах некоторых наших депутатов и политиков.
Хотя первые картинки, увиденные во Львове, где началось путешествие, пугали: в центре города есть улица Степана Бандеры и стоит памятник этому герою Украины. Сам памятник очень похож на нашего экс-президента: невысокий лысоватый мужчина без особых примет. Рядом дежурил наряд полиции, но он спокойно оценил наши интерес к статуе и эмоции по ее поводу. Полицейские больше смотрели за подвыпившими мужчинами у близкой пивной. Да, питейное заведение буквально в 10 шагах от Бандеры, как мы заметили, больше привлекало народ, чем памятник национальному герою.
Полагаю, что многие читатели возмущены подобной героизацией врага советской власти. И я их понимаю: может быть, у кого-то деды погибли от рук бандеровцев - приспешников фашистов. Все так и… не так, ибо мы не знаем и своей истории, а уж тем более - украинской. Советские учебники по истории всегда манипулировали фактами в угоду идеологии. Как вам такие детали жизни С.Бандеры: его родные братья погибли в немецком концлагере, скорее всего от рук… поляков! Бандеровцы и их тоже считали врагами. А сестры - отправились в сибирский ГУЛАГ. И сам Бандера «сидел» у немцев…
Да, бандеровцы воевали с советской армией, но они пролили немало и немецкой крови, а заодно и украинской. Движение украинских националистов раскололось, и на каком-то этапе разногласия вылились в разборку вооруженных отрядов между собой. По некоторым сведениям, в этих боях бандеровцев погибло больше, чем от действий советской армии… Но все уже история, и разбираться в ней должны сами украинцы.
ЯЗЫК ДОВЕДЕТ…
Для путешественника важней, как сейчас народ относится к нам, россиянам. Лучший индикатор этого - язык. В Западной Украине сегодня вы уже не услышите русского. А «ридня мова» очень трудна для нашего уха, это вам не одесский говорок. Все надписи, вывески, ценники - только на украинском. И на нем же говорят продавцы и официанты, даже если их спрашиваешь по-русски. Мне удалось даже подсмотреть пример «насаждения» мовы: если в восточной Украине дома культуры называются «будинками» (тоже не переведешь), то в Закарпатье - «палацами» (явное заимствование от Европы).
Школьники уже не учат русского, и с ними было всех трудней общаться. А вот сельские люди за сорок, пятьдесят, поняв, что мы из России переходят на наш язык! Говорят медленно и с акцентом, но чисто и доброжелательно.
И надо учитывать, что Карпаты исторически входили в различные государства (ту же Австро-Венгрию, Румынию, Польшу) и потомки этих народов по сей день живут здесь. Самый яркий и слегка шокирующий нас пример - румынская деревня. Надписи на румынском, а у школы висит государственный флаг Румынии! И говорят там не на украинском, хотя что-то знают и по-русски. Многие, поняв, что мы из России приветствовали нас странно: «До свидания!». Как мы догадались, так они с нами здоровались.
А в одном районе нас даже приняли за иностранцев! Во многих селах, мальчишки, увидев наш велокараван, кричали: «Ахой!». Мы долго не понимали, что это, думали даже, что известное международное приветствие «хелло» с западноукраинским акцентом. Оказалось, нет: ахой - привет …по-чешски! Как нам рассказали хлопцы, на великах с рюкзаками здесь катаются только чехи.
Однажды столкнулись с легким примером языковой гордыни. В краеведческом музее Львова мы заказали экскурсию, оплатили работу гида, но девушка свой рассказ начала по-украински. И на нем же сказала что не «розумие» по-русски. Хотя по ее реакции на наши эмоции и реплики было видно - розумие! Но лекцию нам прочитала на мове. Смешно было слышать и узнавать, что селянка - это украинская крестьянка, а шабля - «наша» сабля.
Но эту горькую националистскую пилюлю подсластила огромная таблетка дружбы и братского интернационализма. В том же Львове к нам подошел, вернее, подъехал на байке парень и на чистом русском представился: Ростислав. Оказалось, что он львовянин, но по национальности поляк. И наш собрат-велосипедист-славянин устроил нам отличную экскурсию по городу! Он потратил на нее несколько часов за простое человеческое «спасибо». Теперь судите сами, как нас, русских, там «не любят».
Завершая языковую тему, скажу, что тот же Львов 600 лет входил в состав Польши, и, стало быть, от России он уж очень далек исторически и географически. Иллюстрацией чему стала экспансия поляков в день нашего приезда. У них там был «свой» День конституции (нерабочий праздник), и они массово приехали во Львов. И их тоже не понимали отдельные «западенцы»! В сытной забегаловке «Пузата хата» туристы - на польском - пытались выяснить у поварихи, есть ли в супе майонез? (Они почему-то были настроены против этого продукта). И девушка никак не могла понять, чего они хотят. А я «зрозумив», что панам надо!
СКАЖИ МНЕ, КАКОЙ ТВОЙ ДОМ, И Я СКАЖУ, КАКОВ ТЫ
Сильно поразили, даже сразили карпатские села. Очень долгие - до 10-15 километров длиной - они невольно дали понять: тут заграница! Красивые и ухоженные дома в два-три этажа тянутся нескончаемой вереницей. И это не дворцы на манер домов-сундуков наших новых русских, а нормальные цивилизованные жилища. Кое-где они разбавлены старинными домиками: с черепичной (а кое-где даже из дранки!) крышей, с колесом от телеги и деревянными граблями на стене. Смотришь на такой домик, как на музейный экспонат под открытым небом.
Но нет упавших заборов или покосившихся сараев. Везде, везде видна рука рачительного хозяина и культ бытовой красоты. С нашими убогими деревнями даже и не сравнишь. У нас каждый второй дом - будто вчера пережил набег Мамая, а уж краски его стены не знали никогда!
И в этом суть ментальности западных украинцев. Жители бедной страны от веку вынуждены были уходить на заработки. И все наработанное вкладывали в дом. Так принято - жить в хорошем особняке.
НЕ ЖИВЕТ СЕЛО БЕЗ ЦЕРКВИ
В нынешней России это уже умершее изречение. Куда не заедешь - одни остовы храмов. Это только в больших городах попы взялись поднимать церкви, а в каждом втором селе купол, как правило, без креста. В Закарпатье же мы не видели ни одного разрушенного храма. Ни одного! В каждом селе - по два, а то и по три! Тут вот в чем причина: там несколько христианских конфессий - католики, наша РПЦ, отделившаяся от нее украинская Киевского Патриархата, греко-католики. Поэтому даже в селах действуют «конкурирующие» храмы. Чего они делят, мы даже не вникали, в этом Бог им судья.
Важно, что не порушены старинные церкви. Мы даже зашли в одну такую - уже не действующую, деревянную, почерневшую от времени и ставшую памятником. В ней все сохранено, хотя дверь без замка! И никаких следов подросткового варварства (как в наших сельских полуразрушенных храмах): ни матерных надписей, ни окурков или битых бутылок. Чисто и свято!
А еще поразило наличие множества больших крестов. Размером в человеческий рост, они стоят на всех перевалах, и много их видно в селах. Даже у личных домов и на приусадебных участках! Я человек очень далекий от церкви, но должен признать: сохраненная религиозность западных украинцев, наверное, и есть признак культуры народа. И, может, она и заставляет заботиться о родном доме? Чего не скажешь о нас, русских…
ЗА ХЛЕБОМ НАСУЩНЫМ - В РОССИЮ
Как и раньше, сейчас на селе в Карпатах работы нет. Горы бедные и холодные. Участки под картошку не копают лопатой, а бьют тяжелой мотыгой. Держат и скот (каждая корова с колокольчиком!), но стада немногочисленны. Спасает отхожий, вернее, «отъезжий» промысел. Уезжают за границу: в Польшу, Испанию, Чехию и - Россию. В поезде, который вез нас на родину, трудно было увидеть женщину - одни мужики! Целый рабочий поезд! Следуют они до Москвы, Питера и до областных центров. И так уже давно, что не может не радовать. Ибо такая народная «внешнеэкономическая деятельность» невольно притягивает «западенцев» к России. Вот выдержки из вагонного разговора с крепким водителем лет сорока:
- Я хотел принять российское подданство, но очень трудно, денег надо много платить. У меня друг имеет в Москве бизнес, купил квартиру, «дал» 8 тысяч долларов, чтобы получить гражданство. Но никак...
Я у вас работаю без выходных и с утра до ночи. Не пью и не гуляю. Таких, как мы, хозяевам выгодно иметь. Я хоть и получаю две зарплаты, но и «пашу». Сейчас лучше жить в Питере, чем в Москве: там меньше ментов. Да и платят хорошо. А вообще я работал и Вологде, в Подмосковье - везде, где можно заработать. И отец мой так жил, еще в 50-е годы он ездил на заработки в Литву, лес там валил.
…Все это так, но судьбе вечного командировочного не очень позавидуешь. Месяцами, из поколения в поколение главы семейств оторваны от домов, семей, родины. И таких - целый состав...
О НАШИХ И ИХ ПРЕЗИДЕНТАХ
Очень осторожно мы заговаривали о политике: как-никак «москали» в чужой стране среди «бандеровцев». Мой поездной собеседник о своих политиках высказался коротко, зло и непечатно. Переводя его оценку на литературный язык, можно сказать: «Она» - женщина, продающая свое тело, а «Он» - склонен к нетрадиционной ориентации.
- У нас на выборы и митинги ходят только одни старики (как и в России… - авт.). Молодежь вся на заработках. Вот и моя мать тоже голосует за «оранжевых», а какая от них польза?..
А в одном из сел, узнав, что мы из России, пожилой дядя (можно сказать, старик) позавидовал:
- Как вы хорошо живете и какой у вас умный президент, не то что наш. Правда, у вас избрали нового, но старый (Путин - авт.) все равно остался править!
ИНТЕР- И НАЦИОНАЛИСТЫ
Опять же тонкая материя - отношение «простых» западных украинцев к россиянам. Некоторые примеры я уже описывал. Кроме музейного языкового урока, мы один раз еще столкнулись с проявлением национализма трагикомического оттенка. Стояли у магазина, где закупали продукты, к нам подошел поддатый мужик.(Это мы видели во многих селах: у центральной торговой точки кучкуются несколько аборигенов-алкашей). Узнав в нас россиян, перешел к «политике»:
- Мы, западенцы, русских не любим, я тоже…Если хотите, можете переночевать у меня, денег не возьму и 50 граммов налью.
В другом селе контакт начинался не так весело: подвалила и окружила компания парней, уже хорошо «вмазавших». Парубки явно искали приключений и начали «допрос» приезжих. Мы отвечали по-русски: «Не понимаем». Что поставило их в тупик:
- Да воны нэ розумиють…
Наезжать словесно на «нэрозумиющих» оказалось сложно. И намечающаяся международная драка заглохла в зародыше.
А хорошего в общении было больше. Дорожная полиция понимала наш русский и объясняла, как проехать. В одном селе мы искали чего-нибудь мясного, а его не было. Там, в сельской глубинке вообще бедные магазины, напоминающие советские сельпо. Народ живет натуральным хозяйством. На наши поиски откликнулся местный «олигарх» (своя строительная фирма в Чехии, хороший особняк на родине): принес из дома две палки чешской дорогой колбасы и угощал всех пивом! Искренне говорили, пили за дружбу и сошлись на мнении, что простым людям (даже «олигархам»!) нечего делить. Ссорят нас только политики.
…Очень трудно отразить все увиденное и пережитое в путешествии. За «кадром» оставлю, как мы ходили в «музей лесосплава» (промысел, прославивший Карпаты, но прекращенный в 1954 году). Одинокий и безлюдный, он стоял на горной речке, так что мы контрабандно проникли в него… через дыру в полу. И как грелись и лечились водкой из магазина за 7 гривен (35 рублей). Водка там вообще дешевая: 10 гривен стоит уже хорошая. А принимать ее нас заставляли обильные дожди: Карпаты в СССР занимали второе место по влажности. А трое самых сильных из нас зашли на Говерлу (высота 2061 метр) - в кроссовках по снегу и в пургу!
В общем, «ахой и до свидания», Карпаты!
Виталий КЕПИН.
Фото автора.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru