Во владимирском музейном центре «Палаты» выставили икону Боголюбской Божией Матери. Ее реставрировали почти 100 лет
16.03.2024 12:41 Рубрика: Общество
В пятницу, 15 марта, в музейном центре «Палаты» открылась выставка «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение». Ее центральным экспонатом стала уникальная икона, написанная около 1158 года по велению князя Андрея Боголюбского. Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ) представил одно из главных произведений домонгольского периода Древней Руси для широкой публики впервые с 2009 года, отмечает «Российская газета».
Выставку еще за несколько месяцев до открытия называли «особо важным событием» для жителей Владимирской области и всех, кто интересуется культурой России. Икона Боголюбской Божией Матери сохранилась до наших дней благодаря нескольким поколениям реставраторов из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени И.Э. Грабаря. Чтобы восстановить святыню, потребовалось почти 100 лет.
Как реставрировали Боголюбскую икону Божией Матери. Фрагмент статьи с сайта «Христианство в искусстве»
Ко времени поступления Боголюбовской иконы во Владимирский областной краеведческий музей (1946 год), эта икона находилась в крайне аварийном состоянии: на всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами — до самой до доски. Это и обусловило чрезвычайно сложный характер реставрационных работ, проводившихся в мастерских ВХНРЦ имени Грабаря в 1956–1976 годах.
Реставраторам Н. А. Баранову и М. В. Романовой (под руководством Н. Н. Померанцева) потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. В результате проведенной реставрации удалось сделать очень многое. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы приобрело настолько необратимый характер, что даже после двадцатилетней реставрации икона остается очень хрупкой и нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированных специалистов.
Размещенная после многолетней реставрации в одном из залов Исторической экспозиции ВСМЗ, Боголюбовская икона находилась под мониторингом музейных работников. Большая проблема с сохранностью иконы возникла в начале 1990-х годов в связи с просьбой Церкви о передаче иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире.
В 1993 году благодаря усилиям Владимиро-Суздальского музея-заповедника проблема была решена: по заказу и на деньги ВСМЗ фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, сделала уникальную установку. Была создана герметично закрытая витрина из особого стекла в комплексе со специальным прибором, который обеспечивал постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.
В 2010–2016 годах, как пишет «Точка Art», восстановлением иконы занимались специалисты ВСМЗ. Они обнаружили ранее неизвестные элементы средневековой живописи, что «позволило проникнуть в саму суть искусства и ответить на вопросы о технологиях и подходах, которыми пользовались мастера XII века». За реставрацию иконы ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря и Владимиро-Суздальский музей-заповедник удостоены государственной премии.
Специально для новой выставки российские специалисты создали особую витрину высотой 105 сантиметров и весом 30 килограммов. Она поддерживает идеальные условия экспонирования — 17-18 градусов выше нуля и 50-процентную влажность. Зал музейного центра «Палаты», в котором выставлен лик Божией Матери, практически не освещается, рассказывает «Российская газета». Одновременно посетить его могут не более 10 человек.
На открытие экспозиции 15 марта приехали высокопоставленные представители Министерства культуры России, руководство ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин, бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, генеральный директор Псковского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Светлана Мельникова.
Экспозиция будет постоянной, но, как подчеркивают в пресс-службе ВСМЗ, «все будет зависеть от состояния самого памятника».
Что говорят об иконе и выставке
Сергей СтепашинПредседатель Наблюдательного совета Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени М. Абрамова
Елена Харламова
Директор департамента музеев Министерства культуры РФ
Дмитрий Сергеев
Генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
Александр Авдеев
Губернатор Владимирской области
Источник публикации: зебра-тв
www.vladimironline.ru
Последние новости
- Как преобразится центр Гусь-Хрустального в ближайшие годы? »»»
- Во Владимирской области родились «новогодние» малыши »»»
- Баскетбольная команда «Владимирские львицы» в полном составе вошла в регистр доноров костного мозга »»»
- На спасение заброшенных земель Владимирская область выделит больше 60 миллионов рублей »»»
- Прием заявлений во владимирские детские лагеря стартует сразу после каникул »»»
- Во Владимирской области для строительства дома можно будет использовать кредиты с господдержкой »»»
- После капитального ремонта открыт ДК в селе Есиплево Кольчугинского района »»»
- Четверо уроженцев Владимирской области освобождены из украинского плена »»»
- В музее-заповеднике "Александровская слобода" подвели итоги работы в свой юбилейный год »»»
- С 2025 года владимирцы смогут дистанционно запросить выплаты по ОСАГО при любых ДТП »»»