о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Во Владимире испытали уникальную мобильную лабораторию для изучения Успенского и Дмитриевского соборов

24.04.2023 22:53 Рубрика: Общество



Музей в новом измерении. Уникальную мобильную лабораторию для изучения Успенского и Дмитриевского соборов испытали во Владимире - при анализе фресок и алтаря, у которого впервые может появиться цифровой двойник. Научную работу проводили сотрудники Русского музея, а также специалисты двух вузов - Курчатовского института и ИТМО. Такие исследования нужны для того, чтобы максимально точно понять состояние экспонатов и определить методы новой реставрации. На снимке - 12 век. Кадр делает фотограф из века 21-го. Это - фрески Дмитриевского собора. Одно из наиболее выдающихся произведений византийского мастерства. Впервые настенную живопись памятника ЮНЕСКО изучают с помощью мобильной лаборатории.

Олег Рыжков, заместитель директора по науке Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Чем она занимается? Это - современные методы исследования, современные приборы, которые не находятся внутри музея и работают с вещами из коллекции, а которые могут мобильно перемещаться. В основном это предназначено для памятников архитектуры.

На лесах работают специалисты из Русского музея. У них в руках - портативный спектрометр. Он определяет химический состав любого покрытия. Десять секунд и прибор выдает результат анализа. Все оборудование - простое в использовании. Аналогов такой мобильной лаборатории в России нет.

Олег Рыжков, заместитель директора по науке Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Памятник у нас бездвижный и безгластный, и мы должны к нему прийти, его изучить, к нему приблизиться. И для этого современные приборы -мобильные - которые позволяют современные технологии иметь и их использовать, вот они служат такую замечательную службу по сохранению нашего архитектурного наследия.

- Вот тут на глазу видно хорошо...
- Ага!

Цифровую "скорую помощь" оказывают не только живописи по камню. Еще и на холсте. Рентген и томографию проводят картинам. Некоторым из них - шесть веков! Это произведения неизвестных авторов. Всего - пятнадцать предметов. Они не покидали фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника - из-за хрупкости и ценности.

Сергей Сирро, заведующий отделом технологических исследований Русского музея (г. Санкт-Петербург)

Здесь есть и западные художники. Причем, начиная чуть ли не от 16 века, как предполагают наши коллеги из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мы постараемся их, конечно, исследовать, поскольку наших знаний хватает на то, чтобы разобраться и с материалами, которые использовали в 16 веке, 17, 18 и в Европе, и в России.

Цифровая техника открывает тайны красочных слоев. Благодаря современным технологиям, полотно исследуется миллиметр за миллиметром. Этот метод позволяет получить информацию о поверхности, не прикасаясь к ней. Так можно выявить и внутренние проблемы картины, незаметные глазу. При этом для окружающих аппарат не опасен. Научное исследование проводит команда из Санкт-Петербурга.

Сергей Сирро, заведующий отделом технологических исследований Русского музея (г. Санкт-Петербург)

Команда мобильной лаборатории - это такой модульный коллектив в зависимости от задач. Если у нас есть задачи с искусствоведением, с нами едет искусствовед. Если там есть реставрационные задачи, мы берем реставратора. Всегда есть химик, физик, инженер. Вот сейчас у нас четыре человека.

К ним присоединились сотрудники двух вузов - Курчатовского и ИТМО. Вместе они провели анализ в том числе иконостаса в Успенском соборе. Учёные должны выяснить, насколько он един. Есть предположение, что алтарная перегородка - составная. Она может включать как иконы 18 века, так и более поздние работы. В перспективе - создать 3Д модель объекта для более грамотной реставрации и анализа состояния в будущем.


Источник публикации: Телеканал Вариант



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости