о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Во Владимирской области доля фальсифицированных продуктов питания в учреждениях соцсферы составляет 18%. За шесть лет она сократилась почти в три раза

31.05.2022 16:55 Рубрика: Общество


На продукты питания для учреждений соцсферы Владимирской области бюджет ежегодно тратит 2,5 миллиардов рублей. Власти констатируют: только 82% поставленного в больницы, интернаты и школы продовольствия соответствует требованиям по качеству. Проблему могли бы решить местные предприятия, в то время как большие объёмы завозятся извне

На площадке Торгово-промышленной палаты Владимирской области прошло крупное совещание по вопросам обеспечения качественными продуктами питания государственных и муниципальных учреждений социальной сферы Владимирской области. Участники мероприятия с временно исполняющим обязанности губернатора Александром Авдеевым также обсудили проблемы обеспечения доступа региональных сельхозтоваропроизводителей и переработчиков в сферу государственных и муниципальных закупок.

IMG_5256.jpg Президент Торгово-промышленной палаты Владимирской области Иван Аксёнов и врио губернатора Александр Авдеев. Фото пресс-служб администрации Владимирской области и Торгово-промышленной палаты Владимирской области

Ежегодный объём закупок продуктов питания государственными и муниципальными заказчиками Владимирской области для школ, детских садов, больниц, интернатов и так далее, оценивается в 2,5 миллиарда рублей. Из них полтора миллиарда приходится на областные бюджетные учреждения здравоохранения, социальной защиты, образования (в том числе 1 млрд. руб. тратится на аутсорсинг, то есть, на закупку уже готовых блюд).

Для муниципальных дошкольных и образовательных организаций расходы на эти цели составляет около миллиарда.

Президент ТПП ВО Иван Аксёнов сообщил, что во Владимирской области с 2016 года проводится работа по мониторингу качества и проведению экспертизы продуктов питания в госучреждениях социальной сферы. Он констатировал, что за это время объёмы некачественных продуктов питания сократились с 49% в 2016 году до 18% в 2021 году.

Аксёнов отметил, что с 2020 года наблюдается устойчивая тенденция перехода учреждений социальной сферы на получение услуги по организации питания по аутсорсингу — закупки у специализированных комбинатов. При всех своих преимуществах данный подход несёт и существенные угрозы — заказчики (органы власти) не могут контролировать происхождение, стоимость и качество продуктов. Более того, производители сельскохозяйственной продукции несут потери, так как переход учреждений соцсферы на аутсорсинг лишил их возможности осуществлять им прямые поставки продовольствия.

«Это - своего рода “серая зона”, так как мы не всегда понимаем, что из исходных продуктов закупается, где, у кого, и какого качества», - сказал Аксёнов.
1026-1.jpg

Как следствие производственный потенциал сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Владимирской области в настоящее время используется не полностью — их производственные мощности предприятий загружены не полностью, падают объёмы сбыта. При этом, в ходе проведения экспертиз специалистами Торгово-промышленной палаты установлено, что для социальных учреждений Владимирской области завозятся продукты из других регионов - Московской, Ивановской, Нижегородской, Рязанской, Липецкой, Тверской областей, Республики Мордовия, Удмуртской республики, Пермского и Краснодарского краёв.

Иван Аксёнов выделил основные проблемы при обеспечении продуктами питания подопечных социальной сферы:

  • поставки биофальсификата и контрафакта с подделкой упаковки и сопроводительных документов (деклараций соответствия, ветеринарных свидетельств, штриховых кодов), нарушение правил «товарного соседства» при доставке;

  • демпинг при проведении торгов и снижение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) ниже текущей рыночной цены и даже дешевле себестоимости (например, в I квартале 2022 года по группе «Молочная продукция» снижение НМЦК достигало 36 %); тем не менее, при наличии указанных проблем и несмотря на демпинг, заказчик, в соответствии с действующим законодательством, обязан подписать контракт.

«В итоге государство заплатило за молоко, а конечные потребители в школах, детских садах, интернатах и больницах получили совсем не молоко. Кто в выигрыше? Поставщик. Но претензий к заказчику нет, так как всё по закону», - констатировал президент ТПП ВО.
1026-2.jpg

Указанные Иваном Аксёновым проблемы стали возможными по следующим причинам:

  • отсутствие реестра легитимных «сертифицированных» производителей;

  • недобросовестные участники торгов изначально ориентированы на демпинг и поставку фальсификата и контрафакта, что даёт им преимущество перед законопослушными предпринимателями;

  • отсутствие эффективного механизма наказания и недопущения недобросовестных поставщиков к следующим торгам.

«Расторжение контракта ведет к необходимости проведения новых повторных торгов, результат которых будет с большой долей вероятности идентичен (расторжение контракта также ведет к прекращению поставок продуктов до заключения нового, что занимает до двух месяцев), а единого механизма проведения разовых “прямых” закупок нет. Кормить пациентов будет нечем. Действующие сейчас способы защиты от угрозы демпинга (предоставление обоснования снижения цены контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта, информация о добросовестности) не работают», - сказано в докладе Аксёнова.

В Торгово-промышленной палате Владимирской области для недопущения поставок и выявления фальсифицированных продуктов питания в соцсфере сформирована положительная судебная практика, и разработан ряд типовых документов, минимизирующих вероятность «нарваться» на недобросовестных участников рынка (например, проект государственного контракта для учреждений – заказчиков, который используется практически всеми учреждениями – заказчиками социальной сферы области). Также разработаны регламент работы заказчика в части проведения приемки, хранения, проверки качества и ведения претензионной работы, шаблоны описания объектов закупки, документы для проведения экспертных работ и по взаимодействию с испытательными центрами и лабораториями.

По поручению врио губернатора Владимирской области Александра Авдеева Торгово-промышленной палатой подготовлены проект контракта для учреждений, планирующих переход на работу по аутсорсингу, а также проект дополнительного соглашения для уже работающих по аутсорсингу учреждений. Эти документы позволят организовать проведение экспертиз готового питания в спецкомбинатах.

В настоящее время ТПП ВО заполняет электронную информационную площадку «Владимирагро.рф», который позволит создать продовольственный баланс региона — собрать сведения о наличии производителей продуктов питания и их объёмах, а также данные о потребностях учреждений соцсферы в продовольствии.

Врио губернатора Александр Авдеев заявил, что Торгово-промышленная палата Владимирской области проделала «большую работу». Он отметил, что настойчивость руководителей учреждений социальной сферы по расторжению контрактов с недобросовестными поставщиками приводят к тому, что количество претензий падает, и на рынке постепенно выстраиваются цивилизованные взаимоотношения.

Авдеев поручил оценить, какие объёмы продуктов питания для соцсферы закупаются в других регионах, особенно в пограничных территориях:

«В первую очередь надо своих производителей поддерживать. Если контракты по аутсорсу заключаются с предпринимателями из других регионов, то концов можно и не найти. Кроме этого, теряются налоги».
IMG_5245.jpg

Врио губернатора призвал всех действовать решительнее: если есть сигнал, что цена контракта упала в два раза, следует его расторгнуть, а участника торгов, допустившего демпинг, отправить в реестр недобросовестных поставщиков. Также следует внедрять казначейское сопровождение контрактов по обспечению социальной сферы продуктами питания — это будет своего рода гарантированной оплатой гарантированной поставки (это когда бюджет направляет средства на закупку товаров с их получением, например, осенью; это позволит небольшим местным производителям получить оборотные средства до уборки урожая).

Александр Авдеев также считает, что отзыв сертификата соответствия качества действует отрезвляюще на тех, кто «балуется фальсификатом».

На совещании рефреном звучало, что во Владимирской области необходимо свести друг с другом местных производителей, поставщиков и заказчиков продуктов питания для соцсферы, то есть, воссоздать что-то вроде Потребкооперации.

Кстати, через две недели Торгово-промышленная палата Владимирской области направит свою делегацию для проведения бизнес-миссии в Астраханской области. Иван Аксёнов сообщил, что в прикаспийском регионе как раз очень хорошо налажено взаимодействие между местными предпринимателями в сфере поставок продольствия. Александр Авдеев поручил определиться, кто из владимирских чиновников и бизнесменов поедет перенимать астраханский опыт.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.


Источник публикации: зебра-тв: жизнь



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости