о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Эксперты прогнозируют дефицит автобусов и троллейбусов на улацах города Владимира

24.04.2020 10:48 Рубрика: Общество


Специалисты в сфере транспортной инфраструктуры прогнозируют в столице Владимирской области дефицит подвижного состава общественного транспорта в столице Владимирской области — возраст 80% всех машин давно превысил предельный срок эксплуатации
Все фото из архива Зебра ТВ

Город Владимир занял 41 место из 60 возможных в первом рейтинге российский городов по качеству общественного транспорта, составленном Simetra — частной компанией, специализирующейся на проектах в сфере транспортной инфраструктуры.

Авторы исследования описывают столицу Владимирской области как город с уникальной для России долей транспортных средств большой вместимости. Они составляют 96% от всего парка, причем четверть из них — троллейбусы. Большинство маршрутов — 33 из 40 — интегрировано в единую тарифную систему. К числу достоинств специалисты относят также единую транспортную карту и возможность отслеживания транспорта с помощью онлайн-сервисов. 

Однако есть и ряд недостатков. Несмотря на то, что средняя скорость владимирских автобусов, троллейбусов и маршруток сопоставима с другими городами, время ожидания на остановке составляет 9 минут — больше, чем в других городах. Кроме того, Владимир в ближайшее время ощутит нехватку подвижного состава. По оценкам Simetra, у 80% машин превышен допустимый срок эксплуатации. «Парк требует не просто обновления, но и значительного расширения», — приходят к выводу составители рейтинга.

Как составлялся рейтинг

«Насколько я знаю, это первая столь комплексная работа в России», — отзывается о рейтинге известный урбанист Аркадий Гершман. По мнению автора блога «Город для людей», рассматривать качество городской среды без учета качества общественного транспорта — «крайне странная затея». 

Для составления рейтинга использовалась данные из открытых источников за 2019 год, поэтому далеко не все крупные населенные пункты и региональные центры попали в сводную таблицу. Это «результат общей проблемы не просто с систематизированными, а вообще с данным в целом по стране», — отмечает генеральный директор Simetra Владимир Швецов. 

Составители — по разным причинам — исключили 27 параметров из своего исследования. Например, долю пассажиров льготных категорий не удалось выяснить из-за отсутствия подобных сведений у перевозчиков, а уровень шума в салонах машин требует длительных натурных наблюдений, невозможных при работе подобных масштабов.

По прогнозам Simetra, Владимир вскоре столкнется с дефицитом подвижного состава: у 80% парка превышен допустимый срок эксплуатации.

В итоговый рейтинг вошли 40 основных показателей, разбитых на пять групп. Первая группа описывает физическую доступность общественного транспорта. Она характеризует близость остановок к месту жительства горожан и так называемым точкам притяжения: торговым центрам, паркам, школам и так далее. Анализ этих данных показывает, насколько быстро потенциальный пассажир может добраться из пункта А в пункт Б. 

Изучая финансовые возможности пассажиров, Simetra определяла вторую группу показателей качества общественного транспорта — его ценовую доступность. За основу специалисты взяли СОТ — социально обоснованный тариф, который отражает стоимость одной поездки, рассчитанный с учетом средневзвешенных душевых доходов населения. Этот параметр не оптимален, но закреплен в законодательстве и учитывается в месячной потребительской корзине.

Третья группа показателей качества пассажирских перевозок в городах — эффективность транспортных сетей. К ней относится скорость движения автобусов и троллейбусов (в некоторых городах также — трамваев и фуникулеров), пассажировместимость, доля выделенных полос для безрельсового общественного транспорта в общей протяженности улично-дорожной сети.

К четвертой группе отнесены параметры, которые напрямую не влияют на качество пассажирских перевозок, но дают общее представление об их комфорте и удобстве. К таким показателям относятся наличие электронных транспортных карт, доступность информации о движении машин в режиме реального времени и даже фирменный стиль общественного транспорта.

Параметры безопасности и устойчивого развития городских транспортных систем объединены в пятую группу. Для ее оценки использована статистика ДТП с участием пассажирского транспорта, а также результаты опросов общественного мнения, опубликованные в 2019 году на портале Domofond.

Каждый из 40 параметров по-разному влияет на привлекательность общественного транспорта, поэтому Simetra ввела весовые коэффициенты. Их значения определяли две группы респондентов: специалисты компании, эксперты — участники Ассоциации транспортных инженеров и около сотни «неравнодушных к развитию транспортных систем» граждан.

Несмотря на то, что средняя скорость движения владимирского общественного транспорта сопоставима с другими городами, пассажиры проводят на остановках, по подсчетам Simetra, около 9 минут в ожидании нужного автобуса или троллейбуса.

В рейтинг не попали Москва и Санкт-Петербург «в силу существенных отличий от других городов», подчеркивает генеральный директор Simetra Владимир Швецов. Подробнее о методологии исследования можно прочитать здесь.

Отличия владимирского общественного транспорта

Самый высокий балл от экспертов Simetra общественный транспорт города Владимира получил за свою физическую доступность, самый низкий — за свои перспективы. Столица Владимирской области по качеству пассажирских перевозок находится между Липецком (40 место) и Тольятти (42 место). У города Владимира худшие оценки среди географических соседей. Наивысшие баллы заработал Нижний Новгород, который в сводной таблице занял 6 место. Ближе всех к Владимиру оказался Ярославль (34 место).

Средний возраст троллейбусов, по оценкам специалистов, превышает 15 лет, средний возраст автобусов — 14,5 лет. Несмотря на то, что относительно недавно на городские маршруты вышли новые газомоторные «Волгабасы», основную долю в парке занимают дизельные немецкие автобусы марки MAN. Ивановские троллейбусы старше владимирских (16,2 года), зато автобусы у ивановцев намного моложе (9 лет).

Во Владимире наименее короткая и наименее загруженная среди географических соседей троллейбусная контактная сеть: ее протяженность составляет 29 километров, только 85% которой задействованы в работе.

Месячный проездной билет во Владимире стоит 1500 рублей, одна поездка обойдется, в среднем, в 23,8 рубля. В том же Иванове передвигаться на автобусах и троллейбусах дешевле: разовый билет там стоит 17 рублей, в безлимитный проездной — 900 рублей. Самый дорогой общественный транспорт среди соседей Владимирской области — в Нижнем Новгороде: средняя стоимость одной поездки достигает 28 рублей, а за месячный проездной нужно заплатить 2300 рублей.

Владимирскому троллейбусу в 2020 году исполняется 68 лет. Это один из самых старых электрических транспортов в России, переживающий далеко не лучшие времена. С годами количество закрытых маршрутов превысило количество действующих, а протяженность контактной сети заметно уменьшилась. Сейчас, по данным Simetra, ее длина составляет 29 километров, а загружена она всего на 85% своих мощностей. Для сравнения, в Рязани троллейбусная сеть протяженностью 66 километров используется на 96,6%. 

В первую тройку сводного рейтинга городов России по качеству общественного транспорта вошли Екатеринбург (73,5 балла), Ижевск (70,6 балла) и Самара (69,3 балла). Замыкают перечень Воронеж (46,9 балла) Махачкала (42,8 балла) и Астрахань (37,8 балла). Сравнительная таблица по всем городам-участникам исследования опубликованы здесь.

«В целом прослеживается тенденция, что чем крупнее город, тем более комфортной является его система общественного транспорта, обусловлено это в первую очередь более широкими финансовыми возможностями. В первой десятке — семь городов-миллионников. В то же время есть и явные аутсайдеры — Воронеж занял 58-е место, и это является наглядным доказательством того, что размер бюджета является важным, но не единственным условием для создания качественной системы общественного транспорта», — делают вывод авторы исследования.

По мнению специалистов Simetra, результаты исследования подтверждают широко распространенное мнение, что чем крупнее город, тем лучше качество жизни в нем — и тем больше людей стремятся переехать в мегаполисы. Для города Владимира с его близостью к Москве эта теория более чем актуальна. 

Столица Владимирской области, как и большинство городов, не может похвастаться по-настоящему комфортным общественным транспортом, но и откровенно плохой систему городских пассажирских перевозок назвать нельзя. Но ей следует уделять больше внимания.

Как и в других населенных пунктах, отмечают авторы исследования, во Владимире остро стоит вопрос об обеспечении приоритета общественного транспорта, в первую очередь, за счет выделенных полос. Так же, как по всей стране, в региональном центре снижается эффективность электротранспорта — несмотря на его экологичность и, в конечном счете, экономичность, полагают специалисты.


Источник публикации: зебра-тв: жизнь



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости