о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Счетная палата России проинспектировала Владимирский госуниверситет и указала на «системные недостатки». В опорном вузе считают, что выдержали федеральную проверку

14.01.2020 15:25 Рубрика: Общество


Владимирский государственный университет стал первым учебным заведением, которое проверили специалисты федеральной Счетной палаты. У аудиторов возникли замечания к работе главного вуза Владимирской области, но незначительные

Счетная палата России подвела итоги комплексных проверок деятельности высших учебных заведений. В числе первых региональных вузов, чью деятельность изучили федеральные аудиторы, оказались опорный университет Владимирской области (ВлГУ) и классический Ивановский государственный университет. Информация об итогах ревизий Счетной палаты опубликована на сайте контролирующего органа под заголовком «Региональные вузы в современных условиях не выступают двигателями развития территорий».

Инспекция Счетной палаты РФ во Владимирском университете официально называлась «Проверкой деятельности организаций высшего образования, направленной на модернизацию профессионального образования, в том числе на формирование человеческого капитала, создание и использование инфраструктуры поддержки инноваций с учетом потребности экономики регионов, в 2016-2018 годах». Проверка проходила в июле 2019 года и продлилась три недели. Работу ВлГУ оценивали комплексно: образовательную деятельность, научную деятельность, трудоустройство выпускников, материально-технический комплекс.

Судя по тону релиза Счетной палаты РФ, проверяющие остались не очень довольны итогами инспекции. В частности, после обследования только двух вузов были выявлены некие «системные недостатки», которые касаются модернизации всего образования, приема студентов на бюджетные и контрактные места, собственных разработок и исследований вузов, нехватки финансирования.

«Проверка показала, что оба вуза разработали собственные программы стратегического развития, их задачи соответствуют задачам госпрограммы "Развитие образования" и "Научно-технологическое развитие РФ", программы развития вузов взаимоувязаны со стратегиями социально-экономического развития регионов. Вместе с тем проверка выявила системные недостатки.

Ивановский и Владимирский университеты не достигли в 2016-2018 годах явного прогресса в модернизации профессионального образования. Основным фактором, сдерживающим развитие университетов, выступает ограниченность ресурсов для обновления и развития материально-технической базы, обеспечивающей их привлекательность на рынке образовательных услуг. Низкие темпы социально-экономического развития регионов не способствуют росту заинтересованности потенциальных работодателей в подготовке специалистов, что свою очередь продуцирует отток выпускников, молодых ученых и преподавателей вузов в более благоприятные с этой точки зрения регионы России», – резюмирует Счетная палата РФ.

Во Владимирском госуниверситете итоги проверки федеральной Счетной палаты «провальными» не считают. Напротив, опорный университет Владимирской области не получил от аудиторов предписаний об устранении каких-либо нарушений.

Специалисты ВлГУ, отвечающие за разные направления образовательной деятельности, рассказали Зебра ТВ, какие нарекания возникли у проверяющих, каких аспектов они касались, и можно ли их считать нарушениями в деятельности вуза.

ИЗ СООБЩЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ:

«Не достигнут ряд целевых показателей деятельности университетов:

1. "В Указе № 204 Президент поставил задачу по модернизации профессионального образования, в том числе за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Соответствующие показатели в программы вузов включены, но по итогам 2018 года оба вуза их не выполнили. Так, Владимирский университет только на 75% выполнил показатель по доле обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам. А, например, фактический показатель Ивановского университета по доле образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий, в 14,5 раз ниже планового", - сообщила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.

Различия в показателях трудоустройства выпускников говорят о разном уровне эффективности работы вузов с представителями реального сектора экономики. Число трудоустроенных выпускников Ивановского университета в последние годы сокращается.

"Если в 2016 году работу нашли 60% бывших студентов Ивановского университета, то в 2017 – уже 55%, что ниже порогового значения 70%, установленного Минобрнауки", - уточнила Галина Изотова.

Трудоустройство выпускников Владимирского университета в эти годы стабильно составляло 80%. Вместе с тем, Минобрнауки России не учитывает данный показатель в своем мониторинге эффективности вузов, каждый вуз рассчитывает его значение по-своему.

"В отличие от Владимирского университета, у Ивановского вуза нет ни одной кафедры, созданной на базе научных, промышленных и других организаций. Общественно-деловые объединения не привлечены к решению вопросов развития вуза, не создан попечительский совет, что может указывать на отсутствие заинтересованности региональных организаций в выпускниках Ивановского университета. Об этом же свидетельствует зачисление студентов на целевые места – если Владимирским вузом выбрано 73,3% квоты на целевое обучение, то Ивановским – только 50%", - отметила заместитель председателя Счетной палаты».

Проректор по образовательной деятельности Владимирского госуниверситета Алексей Панфилов рассказал Зебра ТВ, что проверка Счетной палаты была призвана оценить роль вуза в формировании человеческого капитала, решении задач регионального значения. Что касается участия студентов в проектно-ориентированных образовательных программах, специалисты Счетной палаты проверяли соответствие показателей вовлеченности обучающихся, которые вуз установил сам для себя, пояснил Панфилов:

«В нашем университете 4 основных программы стратегического развития: развитие как опорного вуза, как центра создания пространства инноваций, модернизация материально-технического комплекса и развития инжинирингового центра. Программы носят заявительный характер и те показатели, которые там обозначены — это наши амбиции, но участвуя в каких-то проектах невозможно спрогнозировать выполнение на 100%. Есть показатели, которые мы планировали, но которых вуз не достиг в период, который проверяла Счетная палата.

Есть показатель, который касается участия студентов в проектно-ориентированных образовательных программах. По 2018 году мы этот показатель выполнили только на 75%. Действительно, мы запланировали участие 12 процентов очного контингента студентов, а выполнили 9 процентов, - 3 процента мы не достигли, это так. Дело в том, что любые серьезные изменения в организации образовательного процесса требуют времени и исправления по ходу каких-то появляющихся проблем и недостатков. Уверен, что по 2019 году мы параметров установленных достигнем.

Мы начали эти программы реализовывать с 2017 года. Не все сразу, мы внедряем эти процессы постепенно. Проектно-ориентированные программы - это такие программы, которые выполняют несколько студентов, каждый из которых делает свою часть проекта, а потом идет совместная защита. Эти проекты легко внедряются в инженерные разработки, сложнее — в гуманитарные сферы, естественно-научные».

Алексей Панфилов

ИЗ СООБЩЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ:

«2. Недостаточный уровень финансирования

Большую часть затрат вузов составляют расходы на заработную плату и налоги, при этом затраты на развитие и материально-техническую базу незначительны.

"В 18 учебно-лабораторных зданиях и общежитиях Владимирского вуза капитальный ремонт не проводился более 35 лет, в том числе в 2 зданиях – более 100 лет. Не соблюдаются нормативные сроки капремонта общежитий. В Ивановском университете в ремонте нуждаются 10 тыс. кв.м общежитий (36% от общей площади), у Владимирского - 746 кв.м (1,5 % от общей площади общежитий)", - отметила зампред Счетной палаты Галина Изотова».

Проректор по административной работе и управлению хозяйственным комплексом ВлГУ Максим Фабриков рассказал Зебра ТВ, что в ведении Владимирского госуниверситета 11 учебных и 4 спортивных корпуса, а также 11 общежитий. Последние несколько лет, до 2019 года, опорный вуз не получал ни копейки целевых субсидий на капитальный ремонт от своего учредителя — Министерства образования РФ. Соответственно, и проверка федеральной Счетной палаты за 2016-2018 годы показала неутешительный результат, объясняет Фабриков:

«Да, общежития почти все нуждаются в ремонте, но называется 1,5% метража. Есть норматив: капремонт здания должен проходить раз в 30-35 лет, по факту такое редко где делается. Но капремонт это огромная проблема: даже если дадут денег много на капремонт, куда нам девать студентов? Наши общежития не такие плохие.

Откуда берется финансирование на капремонты? Это должны быть целевые средства минобразования, то есть, деньги на обучение студентов по госзаданию выделяются на реализацию образовательного процесса: зарплату педагогов, налоги, организацию практик, коммуналку, они не предусмотрены на капремонт. Нам зачастую приходилось направлять на ремонты внебюджетные средства или переходящие средства с госзадания, которые нам удавалось сэкономить.

В 2016-2018 году целевое финансирование было равно нулю, а в 2019 году мы получили более 40 миллионов рублей — 38 осталось во Владимире, 4 миллиона пошло на филиал в Муроме. Мы выделили 17 миллионов на второй учебный корпус, где находятся наши технари, и 17 миллионов на главный корпус бывшего педа. В корпусе №7 отремонтировали библиотеку, заменили остекление, систему отопления, ремонтируем актовый зал. Но специфика проверки Счетной палаты в том, что эксперты проверяли 2016-2018 годы, когда денег на капремонт не выделялось.

Что касается зданий, в которых ремонт не проводился «более 100 лет» - это восьмой корпус 1908 года постройки на Никитской — здание бывшего филфака и музпеда у Золотых ворот. Фактически капремонт проводился там в 1976-78 годах, но подтверждающих документов мы не смогли предоставить. Второй корпус – девятый на Большой Московской, бывший худграф 1862 года постройки, — он фактически выведен из образовательного процесса, там только три лаборатории, которые мы перенесем в другое место».

Максим Фабриков

К слову, на заседании Коллегии Счетной палаты РФ по итогам проверок владимирского и ивановского вузов, заместитель министра науки и высшего образования Сергей Кузьмин подчеркнул, что с 2020 года средства на капитальный ремонт учреждений образования увеличатся с 3 миллиардов до 17 миллиардов рублей.

ИЗ СООБЩЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ:

«3. Минобрнауки выделяет незначительные контрольные цифры приема по некоторым направлениям обучения вузов. Порой государственное задание на обучение студентов по некоторым направлениям подготовки может достигать 4-6 человек.

"При отсутствии «платных» студентов реализация таких образовательных программ является заведомо убыточной, учитывая, что вуз не вправе отказаться от выполнения государственного задания, а оптимальное число студентов для выхода на рентабельность - 20-25 человек. В этой связи Счетная палата предлагает Минобрнауки России учитывать возможности организаций высшего образования по формированию учебных групп при распределении контрольных цифр приема", - отметила Галина Изотова».

Во владимирском госуниверситете подчеркивают, что это замечание в пресс-релизе федеральной Счетной палаты касается, вероятнее всего, ивановских коллег:

«У нас не было выявлено неэффективных и нерентабельных групп, эти риски мы стараемся предугадать. Возможно, в других регионах есть вузы, которые, чтобы сохранить структуру университета, кафедры, вынуждены объявлять набор с незначительными контрольными цифрами приема на бюджет. В то же время они могут не добрать за счет контрактников, – так и получаются нерентабельные группы.

Контрольные цифры приема по большинству реализуемых направлений подготовки выделяются на укрупненную группу специальностей, а внутри группы мы делим самостоятельно. Имея серьезный опыт приемных кампаний, мы учитываем все риски. У нас, действительно, даже в 2019-2020 годах есть направления подготовки, на которые мы выделили незначительное количество бюджетных мест. В основном, это связано с группой специальностей по направлению «экономика». На эти направления традиционно Минобразования выделяет небольшое количество бюджетных мест, но мы добираем студентов на контрактную форму обучения, и у нас, по сути дела, нет групп, которые являлись бы нерентабельными», - рассказал проректор по образовательной деятельности Владимирского госуниверситета Алексей Панфилов.

ИЗ СООБЩЕНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ:

«4. Слабость собственных исследований и разработок вузов, низкий уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности

Ассигнования на научные исследования из федерального бюджета резко сократились. Для Владимирского вуза до 48,5 млн рублей в 2018 году против 56 млн руб. в 2016. Финансирование исследовательских работ ивановских коллег за это время упало более чем вдвое».

Начальник управления научно-исследовательской деятельности Владимирского госуниверситета Илья Паньшин пояснил Зебра ТВ, что научные разработки исследователей опорного вуза активно применяются на практике на разных предприятиях и внедряются в производственный процесс. Правда, происходит это в рамках разовых хоздоговорных научно-исследовательских работ по заказу предприятий, а не на уровне патента, с которого можно получать регулярный доход:

«Мы много обсуждали, насколько востребованы в регионе результаты научных исследований. Фундаментальные исследования финансируются различными бюджетными, грантовыми фондами. Суммарный годовой объем финансирования исследований порядка 200 миллионов рублей мы выдерживаем: это бюджетные ассигнования, грантовая поддержка и так называемые хоздоговорные работы по заказу предприятий. Понятно, что результаты фундаментальных исследований далеки от практического применения на предприятии. Для того чтобы их апробировать и довести до состояния продукта, мы выполняем объем хоздоговорных научно-исследовательских работ по заказу предприятий.

Как только есть разработка, которая может помочь предприятию выпускать более современную технологичную продукцию и повысить конкурентоспособность, или у нас есть лабораторная или производственная база для создания продукта, мы заключаем договор и сдаем заказчику новые изделия и новые технологии. Эти работы и есть по сути коммерциализация наших исследований в виде разовых работ, которые мы оказываем заказчикам. Например, наши лазерщики ежегодно около 200 договоров заключают на выполнение высокотехнологичных работ с заказчиками, в год больше 12 миллионов рублей проходит через университет в качестве доходов.

Но уровень коммерциализации рассматривается в контексте интеллектуальной собственности, патентов и так далее. У университета большой багаж зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в формате патентов — это один из важнейших индикаторов выполнения госпрограмм. Есть позиция, что мы должны заключать не хоздоговора, а лицензионные договоры на патент. Эту работу мы ведем путем создания малых инновационных предприятий вокруг университета. Но лицензионных договоров, которые позволили бы постоянно получать доходы именно от использования патента, - у нас на текущий момент нет и не было, все осуществляется в рамках разовых хоздоговоров».

Илья Паньшин

Последний пункт в пресс-релизе федеральной Счетной палаты касается исключительно ивановского вуза. Проверяющие обнаружили нарушения при реализации федеральной адресной инвестиционной программы. Ивановский университет принял и оплатил фактически невыполненные работы при строительстве и капитальном ремонте на общую сумму 5,6 млн рублей. Счетная палата обратилась в Генпрокуратуру.

ВлГУ по итогам проверки в середине декабря 2019 года получил только информационное письмо от комиссии Счетной палаты.

«В информационном письме была приблизительно та же информация: что некоторые показатели наших стратегических программ не достигнуты. В письме нет никаких замечаний, предписаний. Нас Счетная палата РФ просит рассмотреть два вопроса: интенсифицировать работу структурных подразделений, чтобы увеличить коммерциализацию научно-исследовательской деятельности. Второе — рассмотреть возможность реализации сетевых образовательных программ с другими университетами. Это есть у нас в планах на предстоящий трехлетний период.

Мы благодарны проверке Счетной палаты, это была профессиональная плотная работа и оценка нашей работы и коллектива внешними профессиональными экспертами, которые указали нам на некоторые нюансы и шероховатости нашей работы. Главное, что у нас нет серьезных нарушений и серьезных недочетов», – резюмировал проректор по образовательной деятельности Владимирского госуниверситета Алексей Панфилов.


Источник публикации: зебра-тв: жизнь



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости