о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Спектакль Астрахана о корыстных чиновниках не вызвал скандала во Владимире

05.03.2019 16:31 Рубрика: Общество


Известный режиссер Дмитрий Астрахан дебютировал на главной театральной сцене Владимирской области, выпустив спектакль по пьесе Александра Островского «Доходное место». Одна из самых несмешных комедий великого классика, скорее, похожа на сатиру Салтыкова-Щедрина. Все ее герои не вызывают особой симпатии даже те, кого следует считать положительными. Возможно, причина в том, что за полтора века с момента ее написания, пороки, изобличаемые драматургом, в нашем сознании приобрели черты достоинств. А взятка стала обычным инструментом урегулирования отношений.

Два премьерных дня, а пьесу показали 1 и 2 марта, не взорвали столицу Владимирской области, не взбудоражили общественность. Хотя с конца декабря, когда стало известно о начале работы Астрахана с труппой Владимирского областного академического театра драмы и о выбранном произведении, театралы гадали: станет ли богатый местный материал о высокопоставленных коррупционерах из администрации Владимирской области частью сценария.

История с сериалом фильма «Домашний арест» Петра Буслова и Семена Слепакова была в то время у многих на слуху. Ярославские чиновники узнали в вымышленном Синеозерске свой областной центр, усмотрели слишком уж явные параллели и даже внешнее сходство сериальных персонажей с реальными фигурантами по громкому коррупционному делу в Ярославской области.

Но это не случай Дмитрия Астрахана и «Доходного места». Эту пьесу не случайно шесть лет не допускали к постановке. Даже не сделали скидку на то, что Александр Островский писал ее, будучи прикованным к постели на несколько месяцев – получил переломы при падении тарантаса. Персонажи ее до невероятного типичны, а потому узнаваемы в любое время и в любом месте. Многие и сейчас могут заподозрить явный намек.

Тем не менее фактурой современных взяточников из Владимирской области он не вдохновлялся, признался режиссер Дмитрий Астрахан:

«Зачем мне было читать местные истории. Мы все смотрим телевизор, знаем, что происходит. Взяточничество, к сожалению, еще не искоренено. Вопрос Островского: взяточники осуждаемы или нет, был задан более 150 лет назад. Но сегодня мы можем дать простой ответ? Или философия матери главных героинь: если все мужчины будут жить только на зарплату, за кого замуж отдавать дочерей, так и род людской вымрет. Сознание людей, их мировоззрение – вот о чем эта пьеса. Островский это ухватил. И то, что человек слаб. Главный герой Жадов – идеалист. И в пьесе показано, как это трудно: столкнуться с жизнью».

Пьеса, в которой почти нет действия, а некоторые типажи ходульны – не лучший материал для шоу или перфоманса. К тому же Астрахан отказался использовать почти безграничные возможности театральной машинерии, существующие сегодня в академическом театре драмы Владимирской области. Никаких инсталляций и игры света. Актеры сами таскают стулья по сцене. Но выглядит это так естественно, что на этом не сосредотачиваешься.

Над сценографией спектакля работал Заслуженный художник России Анатолий Шубин, знакомый режиссеру по Свердловску. Почти схематичные, словно бумажные, домики тем не менее выстраиваются в сложное сплетение улиц. Все метаморфозы пространства происходят на глазах зрителей, меняя интерьер и настроение. Звуки шарманки настоящего шарманщика тоскливые, такая от них беспросветность.

Даже любовь в этой пьесе удушающая. «Уж как мы на него насядем» - с алчным блеском в глазах фантазирует мамаша невесты Жадова (актер Александр Аладышев) Полины, мечтая отправить будущего зятя на добычу «благодарностей». Наталья Демидова очень убедительно играет «девушку неразвитую, воспитанную в общественных предрассудках, как и все почти наши барышни». Возвышенные речи мужа ей непонятны, а вот планы сестрицы, как вынудить супруга нести деньги в дом, схватывает быстро.

Анна Зайцева, исполнительница роли старшей сестрицы Юленьки – умной, потому как знает способы получения от мужа обновок и безделушек, сумела полюбить свою героиню:

«Дмитрий Хананович не ставил передо мной задачу играть меркантильную девушку. Она молодая, ей нужны наряды, она хочет внимания. Почему нет? Конечно, я не похожа на свою героиню. Привыкла всего добиваться трудом. Но пока я играю роль, я ее люблю. Дмитрий Хананович так рассказывал о пьесе, о каждой роли, подчеркивал тот юмор, который вложен Островским, что мы уже совсем по-другому ее воспринимали. Я счастлива, что мне довелось познакомиться с таким мастером. Я так обрадовалась, когда узнала, что получила роль в этом спектакле».

Дмитрий Астрахан убежден, что «Доходное место» - это не только сборник крылатых выражений, но и прекрасный материал для актеров:

«Это такая пьеса, такие характеры. Островский в этом и велик, что он дает возможность такого актерского бенефиса. Для каждого есть возможность поиграть. Есть юмор, есть драматизм, трагизм. В пьесе есть тоска такая. И к сожалению, хоть прошло уже столько лет – больше 150, она словно сегодня написана. Какие-то фразы из нее вошли в наш сленг. Это прекрасный актерский материал, его приятно играть и репетировать. Конечно, некая концепция общая была мной придумана. Другой вопрос, как это воплощено».

В постановке «Доходного места» заняты все ведущие актеры драмтеатра города Владимира. Роль дядюшки главного героя Аристарха Вышневского, «одряхлевшего старика, с признаками подагры», исполняют заслуженный артист Эстонии Владимир Лаптев и Юрий Круценко. Народный артист РФ Николай Горохов играет старого чиновника, работающего под началом Вышневского Акима Акимовича. И тут постоянные зрители в полной мере оценили мастерство режиссера: ему удалось «раскрутить» мэтра местной сцены на фарс, гротеск и буффонаду. Мгновенная смена масок: от униженного подобострастия, до беспардонного хамства. А уж Николай Анатольевич, тявкающий собачкой – это стоит видеть.

Зато живая собачка у Астрахана как раз не тявкает – по роли не положено. Шпиц Джеки, хотя и впервые на сцене, сорвал шквал аплодисментов не меньший, чем постановщик спектакля. Это второй случай в истории театра. В спектакле «Дикарь», который играли 25 лет, была занята канарейка. Но то была театральная обитательница. А вот Джеки – на антрепризе. Зашкаливающая мимишность! И не просто аксессуар, а камертон. Немногие положительные герои – Жадов и его тетушка Анна Павловна в исполнении Анны Лузгиной, с песиком добры, а другие персонажи – напротив. Показательно. И авторский текст изменять не нужно. Как и в сцене с ловлей таракана в убогом жилище Полины и Жадова, полностью сочиненной режиссером. Сестры били-били – не добили. А матушка их, Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора (актриса Галина Фатхутдинова) припечатала недрогнувшей рукой насекомое. Внимательные зрители считывали все эти посылы с радостным воодушевлением. Ведь основной сюжет поводов для радости не оставлял. Хоть в финале один мздоимец и ждет возможного наказания, остальные уже метят на его место, предвкушая добычу.

И разговоры зрителей при театральном разъезде как-то не вселяли оптимизма: «Никто и не обращал внимания на исторические костюмы. Это ж все про нас». Подобные фразы можно было услышать в разных вариациях. Реакцией же на крик души «книжного человека» Жадова: «Кругом разврат, сил мало! Зачем же нас учили»! – было громким шепотом произнесенное: «Как учителя это слушают».

Исследователи творчества Александра Островского называли «Доходное место» первой общественной комедией. Смейтесь!


Источник публикации: зебра-тв



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости