о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Разорванная главная улица Владимира

05.02.2019 19:44 Рубрика: Общество


60 лет назад на улице III Интернационала (Большая Московская), в районе Дома пионеров (Дом Дружбы) началась масштабная реконструкция. Облик этой части столицы Владимирской области кардинально изменился - больше десятка зданий были снесены, изменился ландшафт, появились новые дороги и мосты, поменялась схема движения.

Произошло это в связи со строительством железобетонного моста через Клязьму, которое подходило к тому времени к концу. Целью реконструкции в районе площади Свободы (Соборная площадь) была организация удобного выезда из Владимира в сторону нового моста через реку Клязьма.

ЦЕНТР ДО РЕКОНСТРУКЦИИ

Если бы в те времена существовала Госинспекция по охране объектов культурного наследия, она, очевидно, запретила бы сносить старые строения на центральной улице города Владимира. Но в 1959 году газеты писали:

«Реконструкция центральной части города Владимира, особенно улицы III Интернационала, там, где она примыкает к площади Свободы, назрела уже давно. Как известно, эта часть улицы была застроена в большинстве одноэтажными, неприглядными зданиями, которые отнюдь не украшали центральную магистраль города».

Под «одноэтажными, неприглядными зданиями» подразумевались каменные Малые торговые ряды. Они стояли по обеим сторонам улицы на месте современного путепровода у Дома Дружбы. Возведены торговые лавки были в начале 19 века, после того как естественный овраг между Мономаховым и Новым городом засыпали землей из срытых валов 12 века. До этого, с древних времен над оврагом в этом месте всегда был мост.

Пространство от бывшего сборного пункта областного военкомата до нынешнего путепровода до 1959 года представляло собой засыпанный и частично застроенный овраг. На некоторых фотографиях видно, как в створе будущей дороги поперек Ерофеевского спуска сплошной стеной стоят дома.

Выезд из центра Владимира в южном направлении до реконструкции осуществлялся по улице Муромской. Начиналась она около здания современной Октябрьской районной администрации (в те годы в этом доме располагался Горисполком). Крутой спуск шел между задних стен Малых торговых рядов, вдоль фасада дома, в котором родился диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан. Потом улица огибала еще одну постройку и резко поворачивала вправо к Клязьме. Узкий съезд, по воспоминаниям старых водителей, был очень коварным, особенно в гололед - машины периодически въезжали в стены строений.

ПОДЪЕЗДНЫЕ ПУТИ

Пока во второй половине 1950-х годов строители по проекту института Гипрокоммундортранс возводили новый мост через Клязьму, владимирские архитекторы думали, как организовать удобный подъезд к мосту из центра города. Крутые зигзаги Муромской улицы оставлять было нельзя. Чтобы развязать и обезопасить движение, было принято решение спуск у Горисполкома закрыть, а транспортный поток пустить по руслу старого оврага - с Ерофеевского спуска под путепроводом через улицу III Интернационала.

Подъезд от нового клязьминского моста до путепровода провели над улицей Муромской. Для его строительства в районе Дома пионеров пришлось делать выемку грунта, в средней части - возвести насыпь, а перед мостом - срезать большую часть нижней террасы Пушкинского парка (так называемой Детской площадки). В этом месте было устроено соединение дороги с улицами Урицкого и Калинина (Николо-Галейской). Вдоль трассы с обеих сторон поставили столбы освещения, с западной стороны - ограждение, с восточной - позднее были высажены лиственницы. С Муромской улицей, которая стала тупиковой, трассу соединили лестничным сходом для пешеходов.

Склоны холмов, где производилась выемка грунта, пришлось укреплять подпорными стенками. На одной из сохранившихся фотографий видно, как рабочие возводят опалубку для бетонирования такой подпорной стены у отвесного склона, на котором прямо у кромки обрыва стояло несколько жилых домов, в том числе массивный «левитановский» трехэтажный особняк. Под этим склоном позднее будет организована остановка троллейбуса №6, на которой всегда будет толпиться много народа.

С другой стороны путепровода - в районе областного сборного пункта - также производилась выемка грунта и снос ряда жилых и торгово-производственных зданий. На месте пересечения Ерофеевского спуска и улицы Подбельского была устроена новая площадь с круговым движением.

ПУТЕПРОВОД

Ключевым моментом реализации проекта стало строительство путепровода у Дома пионеров.

Чтобы начать возводить мост, потребовалось снести ряд старых построек. В частности, разрушены здания Малых торговых рядов с обеих сторон улицы, двухэтажный жилой дом, примыкающий к Дому пионеров, ветхое здание диетической столовой, стоявшее на месте современного здания Сбербанка.

После этого движение по улице III Интернационала было закрыто, экскаваторы начали ковшами уничтожать земляную перемычку оврага. Главная магистраль города Владимира оказалась разорванной почти на полгода — с весны по осень 1959 года. Движение транспорта шло в объезд.

Археологических раскопок при сносе «земляного моста» не проводилось, поскольку перемычка был искусственно создана в начале 19 века и научной ценности не представляла. Хотя, судя по фотографиям, экскаваторы выворачивали из земли остатки каких-то древних деревянных сооружений.

«Сейчас на улице III Интернационала коллектив мостопоезда полным ходом ведет строительство путепровода. Для его сооружения принят траншейный способ. Экскаватор роет широкую и глубокую траншею, которая перережет центральную магистраль и соединит улицы Муромский спуск с Ерофеевским спуском...Строители обязались закончить сооружение путепровода к сентябрю месяцу с тем, чтобы к этому сроку открыть движение по улице III Интернационала...

Как будет выглядеть путепровод? Высота его верхней части над нижней запроектирована в восемь метров, ширина проезжей части 15 метров. Путепровод будет представлять собой мост сборной железобетонной конструкции. Верхняя часть путепровода, по которой пройдет проезжая часть улицы III Интернационала, будет ограждена красивыми массивными литыми чугунными перилами. Кроме того, ее украсят ажурные опорные мачты контактной электросети с плафонами. С южной части моста будут устроены удобные пешеходные сходы на магистраль», - писал в газете «Призыв» в апреле 1959 года главный архитектор Владимира Владимир Аврутский.

БЛАГОУСТРОЙСТВО

После сноса целого ряда зданий в районе строительства, у других зданий обнажились неприглядные фасады и не менее приглядные внутренние территории. Невзрачные стены уцелевших построек долго драпировали большими информационными плакатами, приглашавшими посетить Владимиро-Суздальский музей-заповедник или прославлявшими КПСС. При этом архитекторы положительно оценивали прореживание городской застройки в этом месте.

«Строительство путепровода потребовало снести ряд старых и ветхих зданий. В результате эта часть города значительно расширится и будет выглядеть красивее и благоустроеннее. С моста путепровода откроется чудесный вид на памятники старины, на благоустроенные озелененные откосы парка имени Пушкина, на Клязьму с ее железобетонным мостом, на заклязьминские дали. Возле Дворцы пионеров раскинется озелененная площадка. Задние стены гостиницы «Клязьма», «Дома колхозника» и других зданий, которые в результате сноса некоторых строений оказались на виду, будут архитектурно оформлены, благоустроены. На месте здания бывшей диетической столовой образуется свободная площадка, которая также будет благоустроена. Вообще, эта часть города неузнаваемо преобразится. Здесь будет больше простора, света, воздуха, много зелени», - писал Аврутский.

Старое здание гостиницы «Клязьма» было снесено в 1967 году. На его месте появилась благоустроенная площадка у областной Доски почета. Окончательно архитектурный облик местности оформился в коне 1990-х и начале 2000-х, когда с одной стороны путепровода было построено здание Сбербанка, а с другой - здание торгового центра «Владимир».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Кроме благоустройства, владимирские архитекторы задумались о реконструкции других дорожных объектов, связанных с новым подъездом к клязьминскому мосту.

«Реконструкция улицы III Интернационала и сооружение под ней путепровода повлечет за собой также реконструкцию ряда других улиц. Так, например, предлагается значительно расширить Ерофеевский спуск, сделать возможным здесь двухстороннее движение. Кроме того, путем подсыпки, а также срезки несколько выровнять его, сделать более пологим. Такой же реконструкции намечается подвергнуть и съезд с улицы Подбельского. С заключением Лыбеди в железобетонную трубу станет возможным расширить проезжую часть улицы возле нижних бань, а также реконструировать спуски около здания совнархоза (Луначарского,3) , превратить их в более удобные и безопасные для движения транспорта», - писал главный архитектор города Владимир Аврутский.

ПУСК ДВИЖЕНИЯ

Путепровод на улице III Интернационала был построен почти в срок. В октябре 1959 года прошло испытание моста. Колонна грузовиков в присутствии первых лиц города Владимира и Владимирской области прошла по нему в сторону Золотых ворот. Торжественный момент остался запечатленным на фотографиях. После этого испытания движение транспорта по главной улице города Владимира было восстановлено.

А вот движение в нижнем уровне путепровода начало осуществляться спустя только год — в октябре 1960 года, когда было был официально открыт новый мост через Клязьму.



Источник публикации: зебра-тв



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости