о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Директора «Автоприбора» приговорили к расстрелу

06.07.2018 17:00 Рубрика: Общество


В январе 2017 года бывший генеральный директор завода «Автоприбор» Алексей Мельников на заседании в Октябрьском суде города Владимира, философствуя над характерными чертами российского правосудия, провел параллель с временами сталинских репрессий. Известный во Владимирской области бизнесмен Алексей Мельников вспомнил своего предшественника на посту директора завода «Автоприбор», которого осудили в 1937 году по надуманным статьям. По приговору суда директора завода «Автоприбор» расстреляли в 1938 году.

«Получается, что я не первый директор завода «Автоприбор», который подвергается нападкам не потому, что он что-то нарушил, а потому, что так надо. Моего предшественника ровно 80 лет назад просто поставили к стенке через три месяца, а я уже 10 месяцев сижу, со мной еще пытаются разбираться. Очень гуманное у нас правосудие. Я доволен», - заявил в зале суда подсудимый Алексей Мельников.

Мельников имел в виду Ивана Яковлевича Стасюка (1899-1938), возглавлявшего владимирский завод «Автоприбор» с 1932 по 1937 годы. По данным из исследования бывшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника Павла Шебанкова, Стасюк родился на Украине, в Волынской губернии, был участником революций 1905 и 1917 годов, окончил техникум и два ВУЗа в Ленинграде, а также курсы Красных хозяйственников и Ленинградскую промышленную академию, работал на железной дороге комиссаром, директором Ленинградского госзавода метеорологических приборов «Метприбор».

Строительство цеха завода «Автоприбор»

Завод «Автоприбор» в городе Владимире Иван Стасюк возглавил в год его запуска в эксплуатацию в 1932 году. Для предприятия годы становления были тяжелым временем. Директора систематически разносили в пух и прах на совещаниях и в газетах, критиковали за все подряд: за болезни кроликов в заводском крольчатнике, за грязь в заводской столовой, за отсутствие автобусного сообщения между городом Владимиром и «Автоприбором», за рабочую командировку в США и за «подозрительные связи» там, за недооценку стахановского движения и за низкое качество выпускаемой продукции. Периоды громких осуждений сменялись временем похвал и поощрений: завод постепенно вставал на ноги.

«Автопробег Москва – Каракумы показал надежность советских автомобилей и шин, а вот спидометры владимирского завода вышли из строя и отсчитывали километры назад. Работники ГАЗа даже поместили на щиток вместо приборов наклейку "Нет годных приборов". Изготовляет завод "Автоприбор" г. Владимир. Это заставило коллектив завода принимать меры. К концу 1933 года позорная наклейка была снята.

За перевыполнение плана 1934 года трест точной индустрии премировал директора Стасюка, техдиректора Калинина, секретаря парткома Морозова и председателя завкома Николаева. А в 1935 году за лучшее обслуживание ГАЗа завод "Автоприбор" был награжден легковым автомобилем М-1», - пишет в своих исследованиях Павел Шебанков.

А потом наступил 1937 год - пора массовых сталинских репрессий, беспощадная борьба с «вредителями».

«Поиск врагов народа сжимал кольцо вокруг Стасюка. Были арестованы руководители ВОТИ (треста точной индустрии) Немов и Логинов, началась кампания против директоров владимирских заводов Лихтенбаума ("Химпластмасс" ) и Гроднера ("Грамзавод" ). Объявили "гнилой" практику Владимирского горкома партии и его секретаря Серова. Наступила очередь Стасюка», - пишет Павел Шебанков.

Директор «Автоприбора» был арестован сотрудниками НКВД 22 июля 1937 года. Перед этим несколько месяцев Стасюка «полоскали» на заводских партийных собраниях, на заседаниях производственно-хозяйственного актива. Ход этих мероприятий детально описывался в местной прессе.

Так, в газете «Призыв» в мае 1937 года вышла статья «Чего не поняли руководители завода «Автоприбор». В ней говорится, как три дня на заводе рабочие обсуждали доклад Стасюка о работе предприятия:

«Хотя товарищ Стасюк и сосредоточил главное внимание на недостатках работы завода, однако не нашел большевистского мужества вскрыть причины этих недостатков. Дело в том, что причины скверной работы заключаются в негодных методах руководства, применяемых товарищем Стасюком. А об этом не любит говорить директор "Автоприбора"».

Рабочие, писала газета «Призыв», три дня «уличали» Стасюка и других руководителей завода, в стремлении «замазать ошибки» и снять с себя ответственность за большое количество брака, в «потере бдительности», в нежелании прислушиваться к сигналам рабочих:

«Только политическим самоуспокоением и потерей бдительности — говорит слесарь-инструментальщик Алексеев — можно объяснить плохое качество приборов и массовый брак. Одна лишь партия брака, возвращенная Горьковским заводом в январе, достигает миллиона рублей. Смотря на плохое качество приборов и на огромный брак в условиях, когда завод имеет прекрасное оборудование, лучшее чем на американских заводах, и хороший коллектив работников, невольно напрашивается вопрос: "Как же товарищ Стасюк сдерживает свое обещание, данное в 1934 году, догнать и перегнать Америку, дать стране лучший в мире прибор?"».

На руководителей завода возложили ответственность за медленное освоение производства новых приборов, за плохую работу конструкторов, а также за пьянство и профнепригодность.

«Конструкторам не выдаются командировки на другие заводы для обмена опытом. Конструкторы в своем большинстве работают плохо, но не хотят учиться ни теоретически, ни практически, в их рядах есть рвачество, разложение и пьянка, и с этим не борется начальник технического отдела товарищ Кособудский и руководители завода», - говорится в газете «Призыв».

Стасюку припомнили «недооценку стахановского движения», которое якобы было пущено на «Автоприборе» на самотек:

«Слесарь завода товарищ Крюков в своем выступлении заявил, что директор завода и главный инженер не хотят выполнять указания товарища Сталина о том, что нужно не только учить массы, но и учиться у масс. Известно, что к бывшему техническому директору Калинину нельзя было прийти в кабинет, он не хотел разговаривать с рабочими. Товарищ Стасюк считал это нормальным.

Говоря о слабом техническом руководстве со стороны главного инженера, товарищ Крюков привел такой факт: с января по 22 апреля Либенсон пробыл в командировках 40 дней, израсходовав 1.630 рублей. А помощник директора Нейман за этот же период ухитрился пробыть в командировках 66 дней, затратив 2.196 рублей. Спрашивается, когда же этим людям заниматься руководством завода».

Рабочие «Автоприбора» обвинил Ивана Стасюка в политическом недомыслии и полном отрыве от масс:

«К сожалению, собрание актива ничему не научило товарища Стасюка. И в заключительном слове он не решился честно, по-большевистски признать свои ошибки и вскрыть истинные причины негодной работы завода. Он заявил, что одних только сигналов и выступлений ему недостаточно. «Дайте документ», - заявил Стасюк. Всю вину за плохое руководство стахановским движением директор решил свалить на начальников цехов. "Мое дело - только дать направление", - так понимает свою роль товарищ Стасюк. Все это наводит на грустные размышления».

Через два месяца после кампании по травле директора завода «Автоприбор» Иван Стасюк будет арестован. Следствие «повесит» на него участие в антисоветской правотроцкистской организации и причастность к германской разведке. Расстреляют директора владимирского завода «Автоприбор» по решению Военной коллегии Верховного суда СССР 30 ноября 1938 года в городе Иваново. Там же на кладбище «Балино» находится его могила.


Источник публикации: зебра-тв: жизнь



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости