о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

На Памир - на байке

04.06.2018 11:51 Рубрика: Общество


Известный во Владимирской области и за ее пределами мотопутешественник Александр Варданянц вернулся с экспедиции на озере Зоркуль, которое находится на границе Афганистана и Таджикистана. Группа друзей, в составе которой были участники из разных городов и даже стран, отправилась в очередной мотоциклетный тур в начале мая.

Заядлый путешественник Варданянц рассказывает, что уже был в тех краях 10 лет назад. На этот раз его команды прошла новыми, неизведанными ранее путями и добралась до красивого озера:

«Родилась идея - увидели новую карту Таджикистана. В январе ребята туда съездили на машинах, привезли новую туристическую карту, посмотрели и поняли, что те дороги, по которым мы ездили по Памиру, это всё-таки дороги общего пользования: дороги легендарные, особенно Памирский тракт. И увидели озеро Зоркуль. Оно находится на границе с Афганистаном. Мы поняли, что, наверное, это всё-таки наша мечта: очень захотелось его увидеть. Потому что озеро Зоркуль было открыто для европейцев в 1838 году Джоном Вудом - английским исследователем и разведчиком. Это озеро чуть позже по договору между Российский и Английской империей в 1873 году стало границей интересов Английской и Российской империй. Ваханский коридор — это была территория, которая не принадлежала ни России, ни Англии, и по ней всегда ходили контрабандисты. Они и сейчас там ходят из Китая в европейскую часть Афганистана».

Вернувшиеся целыми и здоровыми мотоциклисты рассказывают, что на этот раз им удалось в путешествии все, что они хотели. Несколько раз плотно присев в местные ледяные болота, путешественники преодолели все броды и перевалы:

«Дошли до Зоркуля и нам повезло, неделей бы раньше - и барахтались бы в снегах по полной, неделей позже — открылись бы уже верховые болота. Точка, где из озера Зоркуль вытекает река Памир, это почти 4200 метров. На озере мы были немножко встревожены, потому что погода была не очень. А на место, куда мы хотели попасть, вообще, дорог не было нарисовано, и там было 18 бродов. Мы немножко поволновались, но решили идти вперёд, потому как вперёд всегда интереснее, чем назад. На перевале мы засадили все мотоциклы, с трудом их спасли, и, надо сказать, что все упражнения и гимнастика с тяжёлыми мотоциклами и переноской их на дальние расстояния на высоте 4300-4400 метров, они бодрости духа не добавляют и здоровья тоже не прибавляют. А ещё начинало темнеть, поэтому мы решили, что надо быстро выбираться. И нам повезло, мы смогли выбраться и ушли в долину, где нашли не обозначенные нигде термальные источники. И это был выход в цивилизацию. Нас накормили, уложили спать, мы упали в эти ванны с горячей водой, это был как подарок за этот день. День был фантастический: мы увидели Зоркуль и прошли перевал, который до нас никто не проходил, и в конце попали в источники».

Прежде чем добраться до озера Зоркуль, путешественники преодолели большое расстояние. Точкой отсчета маршрута, по традиции, стала столица Владимирской области. А по пути мотоциклисты совершили символическую акцию, породнив известные реки:

«Выехали в Саратов, оттуда вошли в Казахстан, и встал вопрос о том, что мы всё время проезжаем мимо Аральского моря и захотелось увидеть его. Это 70 километров по пескам, по дну моря (там ракушки лежат, мы набрали для друзей в аквариумы). Но тут встал вопрос, что Амударья и Сырдарья оказывается теперь не сильно встречаются. То есть, Сырдарья идёт по территории Казахстана, а Амударья идёт с юга. Родилась идея взять воду Сырдарьи и отвезти к истокам Амударьи, а истоки Амударьи — это как раз озеро Заркуль. Из него вытекает река Памир и Вахандарья и образует Пяндж.

В 2009 году нам показалось, что Пяндж — это река, разделяющая не просто государства, а время. С одной стороны - асфальтовые дороги, электричество, а с другой стороны — глинобитные афганские деревушки, где вместо окон на ночь вешают ковры. Но только оказавшись в Таджикистане, мы поняли, что река теперь не разделяет время. В Афганистане всё сильно изменилось, фантастически. Там прекрасные дома с металлочерепицей на крышах, там больницы, школы. Всё изменилось, когда построили мосты через Пяндж. И из Душанбе потянулись грузовики. То есть, жизнь на той стороне стала даже более цивилизованной, чем в Таджикистане, потому что в Таджикистане как было, так все и осталось».

Александр Варданянца пояснил, что возможность поездки и теплый прием был обеспечен в том числе и тем, что в Таджикистане объявлен Год туризма. По этому поводу даже местные ГАИшники вместо штрафов наливают ароматного чаю в причудливо расписные чашки.

«В Таджикистане в этом году Год туризма. Все заточены на туристов: все улыбаются, помогают, зовут домой. Нас даже гаишники чаем и черешней на капоте своей машины угостили. С едой там отдельная история… Мясо и рыбу они почему-то кремируют - всё доходит до угольков. Еда нам предлагалась килограммами. Мы спрашивали : «А что будет-то?». Отвечали: «Еда. Что тут не понятного-то». И еда оказалась вкусной».

Варданянц с восторгом описывает «марсианские» пейзажи, увиденные путешественниками в последние дни поездки:

«Марсианский пейзаж — абсолютно красные горы, красная дорога ,и всё это на высоте где-то 4200 метров. Это безжизненная территория, где нет никого. И вот ты едешь по этому марсианскому полю, как по какой-то красной планете. Восточный Памир весь на высоте 4000 метров, а горы на высоте 5000-5500 метров. Эти горы кажутся какими-то пупырями. А в Западном Памире всё по-другому: там река начинает резать, и ты сваливаешься на высоту 1800 метров, и любая стенка, стоящая рядом с тобой, она 3 километра высотой, потому что горы остались, а ты укатился вниз».

О путешествии мотоциклистов на Памир выйдет фильм. Кусочки видео, демонстрируемые в этом материале — эпизоды, которые в него войдут. Александр Варданянц хвалится, что в этот раз у путешествия были серьезные спонсоры, собиравшие команду в непростой путь:

«Подготовка к экспедиции — это не только ты почитал и подготовил всё. Узнал какие документы нужны и понял, что эти документы ты получить не сможешь, подумал, как ты можешь всё это обойти. А это еще и подготовка себя и техники. Мы пытались быстро собрать необходимые запчасти. Хорошо, что есть друзья: есть компания Z13, у которой всегда всё в наличии. И они действительно нас всех собрали в это путешествие: дали и запчасти, резину. Мы первый раз ехали так спокойно. Также нам сильно помогла фирма BMW. Они дали нам на испытание навесную систему из сумок - это обалденная вещь».

Владимирский путешественник Александр Варданянц признается, что покорить Памир на мотоциклах получилось только благодаря сплоченной команде:

«С нами в команде ITшник ездил — выяснилось, что мы все не гении нанотехнологий. Мы только потом поняли, что это действительно было необходимо, так как сейчас появилось много нанотехнологий, в которых мы не разбираемся. Также с нами в команде был механик Александр, который бросался всегда нам помогать. Олег Капкаев — это всегда спокойствие и уверенность в команде. Нашей командой мы прошли все дорожки, все 28 бродов наши.

Игорь у нас был - наш парень из Смоленска, первый раз в нашей компании. Он первый раз в таком путешествии, обычно он ездил по другим дорогам, а ту он везде бросался в разведку, пока мы что-то обсуждаем — он уже проскочил. Всё это добавляло какой-то такой живости, и каждый в этой команде вносил элемент оптимизма, какой-то уверенности и надёги. Мы забирались туда, откуда никто спасёт. Вы как зашли, так и можете выйти только вместе, даже если сломается мотоцикл, и вы не смогли его починить, вы можете ехать только за спиной своего друга. Никто не придёт, никто не спасёт, и никакие наши спутниковые телефоны не помогут. Выйти надо только всей командой. И была уверенность с самого начала и до самого конца, что, войдя этой командой, мы оттуда так и выйдем. Так и получилось. Я не имею права упасть и сломаться, потому что со мной идут мои парни».

Отдельная тема памирских впечатлений - встречи с местным населением. Наиболее самобытными и удивительными показались путешественникам памирские егеря:

«На заставе Хоргуш мы встретили егерей, которые были недовольны, что мы идём в заповедник, потому что документов от заповедника у нас не было. Точнее, мы не смогли их показать, так как часть из них была у начальника заставы. Пограничники нас пропустили, и мы прошли. Мы углубились на 30 километров и увидели кошару и стадо яков. Один человек рассказал об их образе жизни, как они живут на высоте 4100 метров, всё время со стадами яков, иногда спускаются вниз, чтобы купить муки. Они сами пекут лепёшки.

А я вот думал о них. Представляете, вы всё время живёте на этой высоте с этими животными, в этом мире, который не сильно приспособлен для того, чтобы быть средой обитания. У этих людей всё расписано: сегодня они гоняют яков, а завтра идут на рыбалку, причём рыбалка для них это промысел. Мы тоже не смогли отказать себе в таком удовольствие и поехали посмотреть, как это всё происходит. Как они друг к другу относятся, у них очень много от наших северных народов. Они лишнего не говорят, все слова как-то по делу. У них ценится спокойствие. Они абсолютно счастливые люди, завидно даже, но я бы не хотел так жить, посмотреть - да, но не жить».

Александр Варданянц отмечает, что на Памире по-прежнему рады гостям из России, которых считают не иностранцами, а своими. Дети выбегают навстречу мотоциклам, подставляя ладошки и крича «Hello!”:

«В населённых пунктах по всей трассе туристы ввели моду: дети выбегают на дорогу и пытаются с тобой ладошками коснуться, это нас немножко напрягало. Но всё равно они радуются, дети есть дети. Здесь всё очень дружелюбно, милые люди, где бы ты ни останавливался - тебя всегда приглашают домой».


Источник публикации: зебра-тв



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости