о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Герои подземелий Брестского вокзала

21.05.2018 17:54 Рубрика: Общество


Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года - одно из первых сражений Великой Отечественной войны. О подвигах защитников цитадели рассказывают все учебники по истории войны, о героизме и мужестве осажденных написано несколько книг, снят ряд художественных и документальных фильмов. Сама крепость превращена в мемориальный комплекс, ежегодно его посещает огромное количество туристов.

Менее известна история обороны железнодорожного вокзала города Бреста - важнейшего стратегического объекта. Штурм вокзала немцами начался одновременно с осадой крепости 22 июня 1941 года и продолжался до начала июля. Сначала красноармейцы сражались на подступах к вокзалу, затем в самом здании, а потом в системе разветвленных подвалов. Оставили объект и предприняли попытку прорыва к своим только после того, как немцы начали затапливать подвалы.

«Русский гарнизон Брестской цитадели в буквальном смысле слова вел борьбу до последнего патрона, до последнего человека. То же самое было в районе Брестского вокзала. Там войска противника сосредоточились в глубоких вокзальных подвалах и отказывались сдаваться. Как я узнал позже, пришлось затопить подвалы, так как оказались неудачными все другие попытки взять вокзал», - написал в мемуарах диверсант, оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени, побывавший в Бресте в самом начале войны.

Среди небольшой горстки героических защитников Брестского вокзала было как минимум четверо уроженца Владимирской земли. Имена их встречаются в одной из статей владимирской газеты «Призыв» 1958 года, автором материала указан «В. Купчиков, капитан».

По данным Государственного архива Владимирской области, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Иванович Купчиков (1925-2005), был внештатным научным сотрудником музея «Брестская крепость» и более 50 лет собирал сведения о защитниках цитадели, в том числе о владимирцах. Часть собранных им сведений хранится в архиве Владимирской области.

В мае 1958 года Владимир Купчиков попал в Брест. В музее обороны Брестской крепости случай свел его с жителем города Пинска, капитаном грузового теплохода «Днепр» Николаем Андреевичем Ломакиным. В дружеской беседе выяснилось, что Ломакин - участник обороны Брестского вокзала, а также что он родился и вырос на Владимирской земле в селе Михали (Михайлова Сторона или Михайлова Слобода) Суздальского района (в настоящее время вошло в состав города Суздаля).

Ломакин рассказал Купчикову, что в Брест он прибыл вечером 21 июня 1941 года в составе группы младших командиров 45-й авиабазы 74-го авиаполка под командованием старшины Павла Баснева, уроженца Родниковского района Ивановской области. Утром 22 июня военные должны были ехать в город Пружаны Брестской области. Однако «утром была война», красноармейцев разбудили разрывы бомб.

Николай Ломакин назвал Владимиру Купчикову имена еще трех владимирцев, которые сражались с ним на Брестском вокзале: Владимир Николаевич Галыбин, Иван Алексеевич Игнатьев и Александр Михайлович Сидорков.

О младшем сержанте Владимире Галыбине известно, что до войны он работал на ткацкой фабрике в Лакинске.

Сержант Иван Игнатьев, 1920 года рождения, был уроженцем деревни Болдино Петушинского района, до войны работал киномехаником в доме отдыха в Сушнево. Призван в РККА в октябре 1940 года.

Александр Сидорков, 1918 года рождения, был родом из того же села Михали под Суздалем, что и Ломакин.

Проснувшись от взрывов, небольшой отряд красноармейцев расхватал оружие и боеприпасы железнодорожной охраны и занял оборону на западных подступах к вокзалу. Первая атака немецких мотоциклистов была отражена. Но следом за мотоциклами к вокзалу подошли бронетранспортеры с пулеметчиками. Под шквальным огнем красноармейцы вынуждены были отойти в помещение вокзала.

«В первый же день войны мы слышали, как наша авиация поливала фашистов огнем и где-то рядом, в направлении крепости, шел ожесточенный бой. Это придавало нам сил, и мы отбивали все попытки немцев взять вокзал, который фашисты постоянно бомбили и обстреливали. Кое-где рухнули уже стены здания», - рассказывал владимирец Николай Ломакин.

Брестский вокзал во время немецкой оккупации

Силы были не равны. С каждым часом сдерживать немцев становилось все труднее. К вечеру 22 июня красноармейцам и гражданским, пытавшимся уехать из Бреста, пришлось спускаться в подвал вокзала и занимать круговую оборону.

«Здесь собралось до 60–70 военных. Среди гражданских 2–3 женщины. Теперь старшим стал лейтенант-пограничник. Помню имя его - Николай. Он созвал по одному-два представителя от каждой группы, так как здесь находились бойцы и командиры различных частей. На этом совете решили: оружие и боеприпасы пополнять во время вылазок из подвалов, в плен не сдаваться, держаться до последнего.

Ведя огонь из подвальных окон, мы заставляли гитлеровцев ходить с опаской, мешали нормальной работе станции. Как-то немецкий солдат шел с двумя женщинами по мосту. Сержанты Сидорков и Игнатьев выстрелили. Фашист упал, а женщины разбежались. После этого немцы днем по мосту не ходили. Дерзкую вылазку совершили Игнатьев и Русанов. Ночью они напали на немца-радиста и принесли радиостанцию. Правда, связи ни с кем установить не удалось.

Не давали мы покоя гитлеровцам, и они стали забрасывать подвалы гранатами, дымовыми шашками.

На четвертый или пятый день в люке раздалось: "Руссиш зольдат, сдавайсь. Срок до двадцать часов".

Вечер. Молчим. Требование повторилось. Мы оставили его без ответа. Раздался глухой взрыв. Подумалось, что это опять дымовая шашка. Но нет. Дерет в горле, трудно дышать. Спасла большая тяга в котельной. Воздух очистился. А потом они закрыли окна толстым листовым железом. Штыками мы с трудом сбрасывали эти листы.

Однажды к нам прорвались вражеские автоматчики. Они на ходу вели огонь. Встретили их как подобает. Потеряв 13 убитыми и ранеными, фашисты бежали. А нам досталось их оружие.

С каждым днем становилось все труднее. Решаем женщин и детей отправить на поверхность. Теперь остались только военные, железнодорожники, несколько человек из милиции», - вспоминал Николай Ломакин.


Брестский вокзал во время немецкой оккупации

Через неделю, устав от безуспешных попыток сломить русских, немцы решили пустить в подвалы Брестского вокзала воду с нечистотами. Продовольствие красноармейцев оказалось затопленным, стало невозможно дышать. Николай Ломакин рассказывал:

«Прошла неделя. Я сидел в центре подвала, когда послышался странный звук. Он нарастал, напоминая шум падающей воды. Все всполошились. Бросились в боковые отсеки. Подвалы заливали потоки грязной воды. В подвальных кладовых ресторана хранились мешки с сахаром, солью, печеньем. Все это затапливалось. Становилось труднее и труднее двигаться. Вот уже поставлены один на другой ящики. Те, кто послабее, на них. Боремся за каждый метр, за каждый отсек.

Положение отчаянное. Вода все выше, достигла груди. Командиры собрались вокруг лейтенанта. Мы все слышим. Принимается решение идти на прорыв. Уж лучше погибнуть в чистом поле на зеленой траве, чем в этой зловонной жиже».

Вылезать через котельную под перрон вокзала красноармейцы начали в ночь с 1 на 2 июля. Их оставалось около 2 десятков человек. Немецкие часовые при свете ракет обнаружили побег и открыли огонь из автоматов. Некоторые были ранены и убиты, но большинству удалось бежать в северо-западную часть Бреста. Затем, разделившись на несколько групп, защитники Брестского вокзала ушли из города.

В подвале вокзала остался только владимирский сержант Иван Игнатьев с двумя солдатами. Они должны были притаиться на трубах под потолком подвала, ничем не выдавая себя, и осторожно выбраться, когда немцы снимут охрану. Утром, после ухода основной группы, фашисты открыли заложенные окна подвалов, внутрь помещений с перрона бросили несколько гранат, чтобы убедиться, что никого не осталось внизу, после чего сняли охрану. Игнатьев с бойцами благополучно вылез из подвала на следующую ночь и ушел из Бреста. 

Через некоторое время все оставшиеся в живых защитники Брестского вокзала попали в разные партизанские отряды, где воевали вплоть до освобождения Белоруссии.

Николай Ломакин партизанил под Брестом. В 1944 году, после соединения с частями Советской Армии, он участвовал в освобождении Литвы и Германии. После демобилизации работал капитаном грузовых судов на Днепро-Бугском канале, жил в Пинске.

Владимир Купчиков, встретив Николая Ломакина в Бресте в 1958 году, расспрашивал его, как сложилась судьба других владимирцев, защищавших брестский вокзал. 

Владимир Галыбин, по данным Ломакина, после войны остался в Брестской области и работал в одном из колхозов. Иван Игнатьев из Болдино осел в Ростове-на-Дону и работал слесарем. Про своего земляка Александре Сидоркове из Михалей Ломакин не знал ничего, и предполагал, что он погиб при прорыве с вокзала. Судя по документам Министерства обороны России, Сидорков попал в плен и умер в Шталаге VIII E (308) в Нойхаммере в ноябре 1941 года.

Брестский вокзал был реконструирован в начале 1950-х годов. Тогда же была полностью откачена вода из его подвалов, извлеченные останки погибших защитников с почестями захоронили.


Источник публикации: зебра-тв



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости