о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Новые правила мусорной игры

21.05.2018 11:40 Рубрика: Общество


Сергей Семихатов, директор регионального оператора по работе с твердыми коммунальными отходами ТКО во Владимирской области - компании «ВладЭкоТехПром» - дал первую пресс-конференцию.

Напомним, новая структура, которой предстоит забрать под себя всю работу с мусором на территории Владимирской области, создана двумя госпредприятиями Владимирской области - то есть, полностью подконтрольна владимирскому Белому дому. По федеральному законодательству, в России с 1 января 2019 года начинают действовать новые правила работы с отходами, за соблюдение которых и будет отвечать новая структура. Одна из главных задач — снизить объемы захоронения мусора и наладить переработку вторсырья.

Как только компания официально приступит к работе, через нее пойдут все «мусорные деньги» Владимирской области. По задумке региональный оператор будет заказчиком всех услуг мусорной цепи: сбора и вывоза отходов у потребителя, транспортировки, сортировки и захоронения так называемых «хвостов». Собранные с населения деньги оператор будет делить между исполнителями. Тариф на мусор будет единым — то есть, практически одинаковым для жителей всех муниципалитетов.

Сергей Семихатов рассказал, что компания «ВладЭкоТехПром» начала работать во Владимирской области «в тестовом режиме» с начала 2017 года. С 1 января минувшего года «пилотный проект» был запущен на территории Камешковского района, а с 1 апреля — на территории Суздальского района. По словам директора компании, задача состояла в том, чтобы обкатать деятельности новой структуры и выявить сложности и риски:

«Хочу сказать, что, согласно мониторингу, который мы постоянно ведем и с жителями, и с муниципальными образованиями, с задачей мы справились. Поняли, какие проблемы ожидают регоператора на этом тернистом пути. За этот период получили более 200 заявлений граждан: это и установка контейнеров, и уборка, и срыв вывоза по каким-то причинам. Мы поняли серьезность проблемы и теперь все это проецируем уже на всю область».

По оценкам Семихатова, в его команде будет работать около 100 человек. Большая часть - это операторы на местах:

«Я объясню, что они будут делать и вы даже скажете, что этого мало. Директор, замдиректора, главный инженер и главный бухгалтер — это неоспоримые должности. Во всех городах Владимирской области будет наше представительство. Это необходимо, поскольку, окунувшись в эту работу, мы понимаем, что люди приходят каждый день — кто-то просит лодку поставить, когда разбирает какой-то дом, кто-то просит еще что-то вывезти. Это ежедневная работа, и в каждом крупном населенном пункте это будет ни один и ни два человека. И сейчас все это также существует и у перевозчиков - это необходимость. Три человека, наверно, оптимально будет для крупных городов, для тех, что поменьше — два. А 17 умножим на 3 — это уже 50».

В перспективе управление мусорным бизнесом во Владимирской области усложнится и бюрократизируется — ведь компания Сергея Семихатова не будет управлять работой участников рынка напрямую. Для этого по конкурсу в ближайшее время будут выбраны 3 другие (на этот раз коммерческие) структуры, между которыми фактически на правах монополистов будет поделена территория Владимирской области. А уже эти, подчиняющиеся «ВладЭкоТехПрому» игроки, в свою очередь, смогут отдавать часть работ в качестве субподряда более мелким игрокам. То есть, между жителями и мусоровывозящими компаниями появится не одна, а две прослойки, контролирующие работу рынка.

По сути, единственным аргументом за создание такой сложной (и оплачиваемой из кармана потребителей) структуры, является необходимость закрыть на карте региона «слепые зоны», откуда вывозить мусор невыгодно ни одной компании. То есть, в придачу к одному из трех лакомых кусков подрядчики «ВладимирЭкоТехСтроя» получат и невыгодные удаленные муниципалитеты, где будут налаживать работу с нуля:

«Согласно нашей Территориальной схеме — а для нас это ключевой документ — Владимирская область поделена на три зоны: подмосковная, центральная и юго-восточная. В каждую из них входит 5-6 муниципальных образований. При их формировании мы исходили из количества населения и количества того мусора, который образуется в муниципальных образованиях. То есть, у нас по торгам, которые мы объявим где-то в начале июня, будут разыграны три генеральных перевозчика, которые должны просчитать для себя экономику и понимать, смогут ли они вывезти весь мусор с этой зоны.

Ведь речь идет не только о крупных городах, но и о деревнях, где до сих пор еще не вывозится мусор, а таких порядка 30-35% по нашей области. Я не буду говорить в силу каких причин — так исторически сложилось, проблемами мусорной темы у нас занимались десятилетиями. Например, к сладкому куску — городу Владимиру, где на 90% стабильная оплата, то есть, гарантированные прогнозируемые деньги, добавляются деревни, которые стоят в 60-70 километрах — сейчас туда никто не едет».

На вопросы о возможном грядущем переделе мусорного рынка (часть игроков неминуемо попадет под контроль своих конкурентов), Сергей Семихатов отвечает уклончиво. Но определение «монополист» в отношении будущих подрядчиков, ему не нравится:

«Тогда давайте говорить правду: они будут подконтрольными. Передела рынка я не жду. Но объясню, что торги будут проводиться в форме электронного аукциона по 44 ФЗ. У этих компаний должна быть только лицензия. А лицензия означает наличие транспорта, и все. Естественно, мы тут предусмотрим какой-то денежный залог либо банковскую гарантию при торгах.

Мы собрали всех перевозчиков недели три назад и объяснили, что в электронном аукционе участвовать могут все. Нет такого, что я разрешаю или не разрешаю — это закон. Но нам должны гарантировать, что мелкие перевозчики должны остаться с работой.

Естественно, что количества техники, необходимой для обслуживания каждой из трех больших зон, нет ни у кого. Естественно, они будут заключать договоры с другими перевозчиками, которые работают в нашей области. И в договоре с этим генеральным перевозчиком мы обязательно прописываем пункт о возможности участия в реализации территориальной схемы третьих лиц. Для чего мы это делаем? Чтобы те мелкие перевозчики, которые работают на этой территории, не остались без работы.

Наша задача — не кого-то зажать и выкинуть, но оставить всех с необходимостью понимать, какую ответственность они несут по своим зонам. Сейчас мы с вами присутствуем при создании новой отрасли — это всегда трудно и всегда тяжело. Но интересно».

Во что обойдется жителям Владимирской области содержание новых контролирующих структур — до сих пор непонятно. Судя по всему, предварительно тариф уже согласован, но публично цифры никем не называются. Стоимость вывоза мусора однозначно вырастет. Однако резкого роста цены, по словам Семихатова, ждать не стоит. Как пояснил директор «ВладЭкоТехПрома», у его компании нет задачи извлечения прибыли. Но жителям региона придется ежемесячно оплачивать дополнительную сотню сотрудников регионального оператора и еще услуги генеральных субподрядчиков этого оператора.

Сергей Семихатов пояснил, что конечную цифру определяет не он, а департамент цен и тарифов администрации Владимирской области в который до 1 июля будут поданы расчетные сведения:

«Задачи у «Владэкотехпрома» в получении прибыли нет. Наша задача — получить средства и четко их перечислить на счета тех, кто работает. Деньги на содержание аппарата в тарифе будут заложены. Какой будет тариф? Скажу так: документы мы подадим до 1 июля. И в течение месяца — до 1 августа — департамент цен и тарифов утвердит нам тариф, который станет для нас законным.

Тариф будет единым для всех жителей области. Единственное, он может немного отличаться по зонам, потому что тариф рассчитывается вместе с транспортной составляющей. А в некоторых зонах транспортировки больше, чем в других.

Единственное, что я могу сказать: резкого увеличения тарифа не будет. У нас сегодня разброс цен по Владимирской области по плате потребителей от 45 до 145 рублей с человека. А после того, как начнет действовать регоператор, услуга перейдет из жилищной в коммунальную, то есть - обязательной для всех».

В тех районах Владимирской области, куда в тестовом режиме пришел работать «ВладЭкоТехПром», вывоз мусора уже существенно подорожал. Но по словам Семихатова, это произошло не из-за новых надбавок, а потому что его компании удалось уладить конфликт между жителями и администрацией:

«Договорные отношения между перевозчиком и потребителем были и есть — пока оператор не начал действовать. Был спор между перевозчиком и администрацией района и жители по поводу вывоза КГМ, потому что перевозчику это не было выгодно. Мы пришли, посчитали экономику, встретились с общественностью, с главами муниципальных образований и вместе рассчитали экономику — там надо было поднять-то немножко и вышли с этим предложением. И все заключили договор, все довольны».

После того, как «ВладЭкоТехПром» станет заказчиком всех «мусорных услуг» во Владимирской области, Сергей Семихатов сможет «накрутить хвост» только мусороперевозчикам, к работе которых как раз меньше всего вопросов.

В вот в болезненных вопросах содержания мусорных полигонов Сергей Семихатов не обладает никакими полномочиями, правом принятия решений или жесткого контроля над участниками мусорного рынка:

«Перевозчики — это то, что ближе всего к населению и потребителю, которому важно, чтобы контейнер был чистый и готовый к эксплуатации, чтобы вокруг контейнера все было чистенько. И здесь карательные функции у нас, у регоператора. А то, что касается полигонов, здесь куча контролирующих организаций. Это Росприроднадзор, Росприроднадзор, МЧС. Это законом контролирующие полигоны федеральные структуры».

По словам главы регионального оператора, если говорить о качестве контроля работы мусорных полигонов, то самым показательным примером является горящая Марьинка - крупнейшая свалка отходов во Владимирской области:

«Скажу так, ни для кого не секрет, что горел Марьинский полигон. Вот горит, зараза, и все, что ни делай. О чем это говорит? О том, что регламент эксплуатации этого полигона нарушен. Там должна строиться карта: мембранные технологии, технологии водоотвод, и после этого не выше проектной отметки должен насыпаться мусор. Но засыпаться как? Приняли мусор, утрамбовали, сделали пересыпку. Это, может быть, не самый удачный пример, поскольку идет конкурсное управление и не до регламента этим ребятам. Если соблюдать регламент, он гореть не должен.

Так кто на них воздействовать? Вот вице-губернатор собирала всех — Росприроднадзор, Роспотребнадзор, МЧС, администрацию района, где расположен полигон. Мы, естественно, тоже участвуем, но карательных функций для полигона у нас нет. Мы с перевозчиками заключаем договор. Но будем заключать договор и с полигонами — расплачиваться с полигонами теперь будем мы тоже».

Семихатов признает, что единственный способ давления над нарушителей - сроки расчетов за оказываемые услуги:

«Один из механизмов. Можно заплатить, а можно подождать».

Директор «ВладЭкоТехПрома» не скрывает, что ситуация с захоронением мусора во Владимирской орбласти настолько сложная, что ждать планового закрытия даже самых переполненных полигонов вряд ли приходится:

«Вопрос с полигонами самый больной у нас в области. Но это не только у нас. Тут был недавно селектор, на котором прозвучало, что 82% полигонов в Саратовской области уже заполнены. У нас 9 полигонов, где по закону можно захоранивать мусор. Вопрос по свалкам тяжелый, но решаемый. Сейчас все упирается в землю. Допустим, находится горящая свалка на землях — кто должен ее тушить, если она загорелась? Лесники — это их земля. А на деле как получается? Тушат муниципалы и пожарные того района, где все это находится. Сейчас тенденция пошла такая, что лесники, на территории которых находится свалка, готовы бы отдать это все, но проблема перевода земель, к сожалению, большая. Нового строить ничего не дадут — да и не надо. Надо заниматься теми исторически сложившимися полигонами, которые уже есть — их рекультивировать, расширять, ставить там мусоросортировки. Есть предписания по отдельным полигонам, что за этим делом следит Росприроднадзор и Роспотребнадзор. Там есть вопросы».

Оценивая существующие во Владимирской области подходы к переработке мусора, Семихатов называет всего две компании, имеющую собственную сортировку:

«Я бы мелочь не стал называть. У нас есть крупная сортировка, которая принадлежит группе компаний «УНР» - находится на Добросельской. Эта сортировка построена по всем нормативам и СанПинам. Она рабочая. Там работают в одну смену, а готовы работать в три. Вообще, по городу Владимиру у нас 3 крупных перевозчика - «УНР», «Чистый Владимир» и «Спецтранс». Ребята из «Спецтранса» - они такие молодые и продвинутые — устанавливают контейнеры для раздельного сбора вторсырья».

Руководитель регионального мусорного оператора вспоминает, что в Муромском, Александровском и Кольгугинчком районах есть пункты для сбора ртутосодержащих отходов, бумаги, картона и текстиля:

«Но надо признать, что раздельный сбор отходов у нас пока в зачаточном состоянии».

Утвержденных проектов по вычленению и вторичному использованию вторсырья во Владимирской области пока нет. Но по утвержденной Территориальной схеме к 2026 году в области должно появиться 6 крупных сортировочных комплексов. Первые объекты, по информации Сергея Семихатова, должны появиться в Ковровском, Муромском, Киржачском районах и городе Владимире.

Но переговоры с инвесторами - не в компетенции регионального мусорного оператора. За утверждение проектов отвечает спецкомиссия при вице-губернаторе Владимирской области Лидии Смолиной:

«Сейчас, по-моему, пять таких объектов есть. Кто-то хочет строить, у них есть средства, а у области - желание. Но тогда нужно начинать решать вопросы с землей — вот в это все уперлись. А так - прекрасные проекты: по технологиям существующим, по технологиям будущего. Бизнес все понимает. Мы знаем, что сейчас вопрос решается по земле в Киржачском районе, в Петушках решается вопрос. По Владимиру после известных событий, где хотели сортировку поставить, он почему-то затих. И по Мурому там начинается движение. В соответствии с последним постановлением, мы не можем ничего провести без общественных слушаний».

Что касается ситуации с ввозом во Владимирскую область московского мусора, глава регионального оператора заверил, что это прекратится после того, как с 2019 года вступят в силу новые правила игры на мусорном рынке. Пока же никто не вправе запретить частникам утилизировать отходы на территории своих полигонов:

«Если полигон частный, мы тут никак не повлияем — вот такая ситуация. А у нас больше половины частных полигонов. Марьинский — тоже частный, к сожалению. И он принимает порядка 60% мусора всей Владимирской области».

Сергей Семихатов заверил, что как только правила игры будут до конца утверждены, ключевые игроки выбраны, а тариф — согласован, во Владимирской области стартует масштабная договорная кампания, легитимизирующая работу регионального оператора.

С жителями будет заключен договор оферты - при оплате первой выставленной «ВладЭкоТехПромом» квитанции потребитель автоматически соглашается на оплату его услуг. Сейчас во Владимирской области - более 700 000 лицевых счетов. А вот с организациями будет сложнее — каждая структура должна будет заключить с региональным оператором прямой договор на оказание услуг. По оценкам Сергея Семихатова, во Владимирской области более 30 тысяч юридических лиц, имеющих собственный офис.

Однако теоретически управляющие компании и ТСЖ, точно также, как и все остальные юрлица, могут выстроить отношения в «ВладЭкоТехПромом» напрямую, избежав необходимости вступать в отношения с его территориальными подрядчиками. Стоимость услуг для конечного потребителя, определенная единым тарифом, в этом случае не изменится:

«Люди могут заключить прямые договоры с перевозчиками через управляющую компанию или ТСЖ. Если собственники проголосуют за то, чтобы платить напрямую, мы обязаны будем заключить договор между жителями и регоператором. А договора можно будет заключать также, как они заключены сейчас — с управляющей компанией жителям, а управляющей компании — с регоператором. Вообще, для населения будет дана оферта в СМИ о стоимости услуги. Но если жители многоквартирного дома захотят оплачивать услугу напрямую регоператору, мы не вправе им отказать.

В этом случае ТСЖ (или управкомпания) должно провести собрание, чтобы решить, доверяют ли жители ему выступать от имени жителей по этой услуге. В случае заключения прямого договора с есть небольшая проблема в том, что управляющее домом юрлицо в этом случае обязано уточнять количество жителей, потому что цена будет установлена за каждого человека. Если они собрания не проводят, то процедура происходит по умолчанию и ТСЖ просто направляет нам заявку на заключение договора, потому что она обязана это сделать по закону - предоставить коммунальную услугу жителям Также как электроснабжение и водоснабжение, вывоз мусора является жизнеобеспечивающей услугой».


Источник публикации: зебра-тв: жизнь



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости