Гость студии – Александр Денисов
14.09.2007 21:00 Рубрика: Общество
Администрация Владимирской области готовит повторно внести на обсуждение в ЗС законопроект «О распоряжении земельными участками , государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Владимирской области - городе Владимире». На первом после каникул заседании депутаты ЗС не приняли закон и вернули его на доработку. Об этом и о других темах мы поговорим с одним из разработчиков законопроекта - вице-губернатором, директором департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Александром Денисовым.
Ваш департамент осуществляет процесс управления государственной собственностью региона. Какова структура этой собственности? Чем владеет наша область?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.: "В состав государственного сектора экономики входит имущество 442 муниципальных и государственных предприятий, 2 500 государственных учреждений, пакеты акций более 100 акционерных обществ, и земля, которая сегодня не разграничена. Это сектор, которым мы должны управлять. Что касается областного сектора экономики – это 23 государственных унитарных предприятия, 338 областных учреждения, пакеты акций 44 акционерных обществ. Государственный сектор экономики дал в областной бюджет в 2006 году 1 миллиард 600 миллионов рублей. Налог на землю – это еще полмиллиарда. Таким образом, более 2 миллиардов рублей."
Продолжается ли процесс приватизации областной собственности?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: " Процесс продолжается, хотя 90% приватизации пришлось на начало 90-х годов. Сегодня процесс не так активен, но тем не менее мы продаем, через программу приватизации, которая утверждается ежегодно, имущество, которое в соответствии с законодательством, не должно оставаться в собственности субъекта федерации. Например, в 2005 году имущества было приватизировано всего на 21 миллиард рублей, в 2006 году – на 45 миллионов рублей. Более половины этого – продажа земли. Земля осталась у нас основным стратегическим товаром, которые обеспечивает интересы государства и области."
На ваш взгляд, достаточно ли эффективно используется собственность?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Несмотря на то, что количество неприватизированного имущества снижается, доходы растут. В 2002 году в консолидированный бюджет области поступило 279 миллионов, то в 2006 – 1 миллиард 685 миллионов. Дело не только в доходах. Государственное имущество, кроме доходной части, должно обеспечивать социальные задачи, которые государство возложило на Владимирскую область. Это имущество больниц, школ, детских учреждений – и так далее. В свое время детские сады не использовались на 100%, потому что не было детей. Вместо того, чтобы их сдать в аренду и сейчас отдать по назначению, было такое время, что эти детские сады продали. Сейчас мы ощущаем нехватку. Поэтому одна из задач – сохранить имущество для выполнения социальных функций".
Земля - это мощный экономический ресурс региона. Часть земель числится в сельхозугодьях, но многие пашни давно заросли бурьяном. Вы можете влиять на эффективность использование земельных ресурсов? Продаете ли вы областную землю и как это происходит?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "51% земли – это земли лесного фонда, это почти 1,5 миллиона гектаров. Земель сельскохозяйственного назначение – 34%., или 991 000 гектаров. На долю городов и других поселений приходится 7%. Половина земель сельскохозяйственного назначения была передана в собственность граждан. В основном пустует эта земля. Проблема – земли сельхозназначения, особенно на границе с Московской областью, выкупаются гражданами не для сельхозиспользования. То есть покупатель не собирается там ни пахать, ни сеять. И поэтому земля сегодня пустует. Существует закон, по которому необрабатываемые земли могут быть изъяты у нерадивого собственника, но это сложная процедура и государство обязано заплатить за это деньги. Еще одна причина – собственники в свое время должны были положить эту землю в качестве уставного капитала в сельхозорганизации. Но это не было сделано. Получается так, что право долевого пользования у граждан есть, а организации пользуются этими участками не совсем правомерно. Не используются и те земли, в которые надо вкладывать большие суммы денег."
Что определяет рыночную цену земли? Какова она у нас в регионе?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Стоимость участка устанавливается в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности. Любой продавец должен прежде продажи оценить землю через оценщиков. Существует и кадастровая стоимость земельных участков. Во Владимирской области – 780 000 земельных участков. Общая кадастровая стоимость всех участков превышает 200 миллиардов рублей. Иногда случается, что кадастровая стоимость в несколько раз дешевле рыночной. Это происходит в центральных районах города Владимира, в землях, которые прилегают к городу, в землях, прилегающих к Московской области. по кадастровой стоимости земельного участка определяется земельный налог."
Департамент действует в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Мы знаем, что недавно ЗC отклонило законопроект администрации по разграничению земельных полномочий между областью и областным центром - в чем его суть?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Этот закон, в соответствии с федеральным законом № 53 ФЗ, дает право субъекту Федерации, согласно которому землями областного центра может распоряжаться сам субъект Федерации. В течении года действия этого закона практически все субъекты федерации ЦФО приняли этот закон. Мы остались один из последних."
О какой земле идет речь? Известно, что во Владимире площадь участков с неразграниченной государственной собственностью составляет 78% от общего их количества.
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Да, это приблизительно 78% земли, которая не имеет хозяина, она неразграничена. В соответствии с действующим законодательством, этой землей распоряжается муниципальное образование. Закон направлен на то, чтобы этой землей распоряжался сам субъект федерации. Естественно, что без города субъект Федерации ею распорядиться не может, потому что весь градостроительный комплекс находится в муниципальном ведении. Мы предполагали, что будет двойной контроль за выделением земельных участков. "
В скольких регионах уже принят подобный закон? И каковы результаты его действия?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Эти законы приняты в Смоленской, Тверской, Костромской, Брянской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Курской, Ярославской областях. Готовится в Тульской, Липецкой, Новгородской, Вологодской, Ульяновской. Основная цель закона – увеличение жилищного строительства, увеличение прозрачности совершения сделок с землей. С помощью закона мы хотим упорядочить выдачу разрешений на строительство. "
11 депутатов проголосовали за участие органов государственной власти (то есть Законодательного Собрания и областной администрации) в контроле за оборотом земельных участков в областном центре, 13 – против, и еще 5 депутатов воздержались. Закон не принят. Почему, какие аргументы приводили депутаты?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "По большому счету никаких аргументов не было. Приводилось мнение, что городской бюджет потеряет средства. По моему мнению, депутаты прекрасно знают, как распределяются доходы от неразграниченной земли: если это аренда, то 50% идет городу Владимиру, 50% - субъекту Федерации. Если это продажа под жилье – все 100% идут городу. Если это продажа, то 30% - область, 7-% - город. И это определено федеральным бюджетом. Этот порядок нарушить бы не могли. Второй аргумент – что мы слабо изучили законодательство наших соседей. Это не так – мы проехали по многим областям, чаще всего – в Рязанскую область. Еще депутаты говорили, что закон для них неожиданен, они его не принимали и поэтому говорить о нем рано."
Дальнейшая судьба законопроекта?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Этот закон мы вновь отправить в Законодательное собрание. И попытаться убедить депутатов в том, в этом законе никакого вреда быть просто не может. Я считаю, что земельные участки станет продавать проще, потому что мы установим с городом жесткий регламент, количество дней по прохождению мы обязательно уменьшим."
Ваш департамент осуществляет процесс управления государственной собственностью региона. Какова структура этой собственности? Чем владеет наша область?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.: "В состав государственного сектора экономики входит имущество 442 муниципальных и государственных предприятий, 2 500 государственных учреждений, пакеты акций более 100 акционерных обществ, и земля, которая сегодня не разграничена. Это сектор, которым мы должны управлять. Что касается областного сектора экономики – это 23 государственных унитарных предприятия, 338 областных учреждения, пакеты акций 44 акционерных обществ. Государственный сектор экономики дал в областной бюджет в 2006 году 1 миллиард 600 миллионов рублей. Налог на землю – это еще полмиллиарда. Таким образом, более 2 миллиардов рублей."
Продолжается ли процесс приватизации областной собственности?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: " Процесс продолжается, хотя 90% приватизации пришлось на начало 90-х годов. Сегодня процесс не так активен, но тем не менее мы продаем, через программу приватизации, которая утверждается ежегодно, имущество, которое в соответствии с законодательством, не должно оставаться в собственности субъекта федерации. Например, в 2005 году имущества было приватизировано всего на 21 миллиард рублей, в 2006 году – на 45 миллионов рублей. Более половины этого – продажа земли. Земля осталась у нас основным стратегическим товаром, которые обеспечивает интересы государства и области."
На ваш взгляд, достаточно ли эффективно используется собственность?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Несмотря на то, что количество неприватизированного имущества снижается, доходы растут. В 2002 году в консолидированный бюджет области поступило 279 миллионов, то в 2006 – 1 миллиард 685 миллионов. Дело не только в доходах. Государственное имущество, кроме доходной части, должно обеспечивать социальные задачи, которые государство возложило на Владимирскую область. Это имущество больниц, школ, детских учреждений – и так далее. В свое время детские сады не использовались на 100%, потому что не было детей. Вместо того, чтобы их сдать в аренду и сейчас отдать по назначению, было такое время, что эти детские сады продали. Сейчас мы ощущаем нехватку. Поэтому одна из задач – сохранить имущество для выполнения социальных функций".
Земля - это мощный экономический ресурс региона. Часть земель числится в сельхозугодьях, но многие пашни давно заросли бурьяном. Вы можете влиять на эффективность использование земельных ресурсов? Продаете ли вы областную землю и как это происходит?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "51% земли – это земли лесного фонда, это почти 1,5 миллиона гектаров. Земель сельскохозяйственного назначение – 34%., или 991 000 гектаров. На долю городов и других поселений приходится 7%. Половина земель сельскохозяйственного назначения была передана в собственность граждан. В основном пустует эта земля. Проблема – земли сельхозназначения, особенно на границе с Московской областью, выкупаются гражданами не для сельхозиспользования. То есть покупатель не собирается там ни пахать, ни сеять. И поэтому земля сегодня пустует. Существует закон, по которому необрабатываемые земли могут быть изъяты у нерадивого собственника, но это сложная процедура и государство обязано заплатить за это деньги. Еще одна причина – собственники в свое время должны были положить эту землю в качестве уставного капитала в сельхозорганизации. Но это не было сделано. Получается так, что право долевого пользования у граждан есть, а организации пользуются этими участками не совсем правомерно. Не используются и те земли, в которые надо вкладывать большие суммы денег."
Что определяет рыночную цену земли? Какова она у нас в регионе?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Стоимость участка устанавливается в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности. Любой продавец должен прежде продажи оценить землю через оценщиков. Существует и кадастровая стоимость земельных участков. Во Владимирской области – 780 000 земельных участков. Общая кадастровая стоимость всех участков превышает 200 миллиардов рублей. Иногда случается, что кадастровая стоимость в несколько раз дешевле рыночной. Это происходит в центральных районах города Владимира, в землях, которые прилегают к городу, в землях, прилегающих к Московской области. по кадастровой стоимости земельного участка определяется земельный налог."
Департамент действует в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Мы знаем, что недавно ЗC отклонило законопроект администрации по разграничению земельных полномочий между областью и областным центром - в чем его суть?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Этот закон, в соответствии с федеральным законом № 53 ФЗ, дает право субъекту Федерации, согласно которому землями областного центра может распоряжаться сам субъект Федерации. В течении года действия этого закона практически все субъекты федерации ЦФО приняли этот закон. Мы остались один из последних."
О какой земле идет речь? Известно, что во Владимире площадь участков с неразграниченной государственной собственностью составляет 78% от общего их количества.
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Да, это приблизительно 78% земли, которая не имеет хозяина, она неразграничена. В соответствии с действующим законодательством, этой землей распоряжается муниципальное образование. Закон направлен на то, чтобы этой землей распоряжался сам субъект федерации. Естественно, что без города субъект Федерации ею распорядиться не может, потому что весь градостроительный комплекс находится в муниципальном ведении. Мы предполагали, что будет двойной контроль за выделением земельных участков. "
В скольких регионах уже принят подобный закон? И каковы результаты его действия?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Эти законы приняты в Смоленской, Тверской, Костромской, Брянской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Курской, Ярославской областях. Готовится в Тульской, Липецкой, Новгородской, Вологодской, Ульяновской. Основная цель закона – увеличение жилищного строительства, увеличение прозрачности совершения сделок с землей. С помощью закона мы хотим упорядочить выдачу разрешений на строительство. "
11 депутатов проголосовали за участие органов государственной власти (то есть Законодательного Собрания и областной администрации) в контроле за оборотом земельных участков в областном центре, 13 – против, и еще 5 депутатов воздержались. Закон не принят. Почему, какие аргументы приводили депутаты?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "По большому счету никаких аргументов не было. Приводилось мнение, что городской бюджет потеряет средства. По моему мнению, депутаты прекрасно знают, как распределяются доходы от неразграниченной земли: если это аренда, то 50% идет городу Владимиру, 50% - субъекту Федерации. Если это продажа под жилье – все 100% идут городу. Если это продажа, то 30% - область, 7-% - город. И это определено федеральным бюджетом. Этот порядок нарушить бы не могли. Второй аргумент – что мы слабо изучили законодательство наших соседей. Это не так – мы проехали по многим областям, чаще всего – в Рязанскую область. Еще депутаты говорили, что закон для них неожиданен, они его не принимали и поэтому говорить о нем рано."
Дальнейшая судьба законопроекта?
АЛЕКСАНДР ДЕНИСОВ: "Этот закон мы вновь отправить в Законодательное собрание. И попытаться убедить депутатов в том, в этом законе никакого вреда быть просто не может. Я считаю, что земельные участки станет продавать проще, потому что мы установим с городом жесткий регламент, количество дней по прохождению мы обязательно уменьшим."
Источник публикации: ВладТВ. Общество
www.vladimironline.ru