Жалобный год
15.03.2017 10:10 Рубрика: Общество
В 2016 году в аппарат уполномоченного по правам человека во Владимирской области поступило 3 тысячи 528 обращений, это почти в 2 раза больше, чем в 2015 году, - сообщила владимирский омбудсмен Людмила Романова.
Права граждан были восстановлены по 15% письменных жалоб и по 9% устных обращений. По данным Людмилы Романовой, это считается неплохой статистикой в общероссийском масштабе, по стране цифры удовлетворения жалоб варьируются от 8% до 20%. Примечательно, что по 109 письменным и 139 устным обращениям из-за незнания гражданами законов омбудсмену пришлось давать разъяснения об отсутствии нарушения их прав.
Региональный омбудсмен отмечает рост жалоб на нарушения государственных гарантий защиты прав человека, в том числе в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и на неисполнение решений суда. Это почти половина всех полученных жалоб - 1746.
На втором месте - число жалоб на несоблюдение социально-экономических прав граждан (к примеру, прав на жилище, на оплату жилья, защиту материнства и детства) - 1161 обращение. Снизилось на четверть количество жалоб, касающихся защиты частной собственности - всего 289 обращений. А меньше всего обращений в 2016 году было из сферы соблюдения политических (57 жалоб) и культурных прав (28 жалоб).
Отдельно Людмила Романова остановилась на исполнении судебных решений в части выделения жилых помещений гражданам. По информации омбудсмена, в связи с тем, что в муниципалитетах практически нет маневренного фонда, подобные судебные решения почти невозможно реализовать. В 2015 году две трети решений судов в пользу жителей Владимирской области не исполнялись. Правда, в 2016 году положение дел немного улучшилось - две трети решений о предоставлении жилья нуждающимся, наоборот, выполняются.
Другая группа обращений - коллективные жалобы на нарушение экологических прав. В частности, омбудсмен остановилась на жалобе жителей Карабаново на работу местной мусоросортировочной станции. После проверки оказалось, что мусорная станция законодательство не нарушает, а претензии стоит предъявлять соседней организации, которую уже неоднократно штрафовали.
Еще один случай — жалоба жителей деревни Хреново Собинского района на открытые канализационные стоки из города Лакинска, которые текут по улице и попадают реку Ундолка. Романова рассказала, что местные власти после обращения уполномоченного по правам человека провели ремонт очистных сооружений, начали работы по строительству прудов-отстойников и сейчас, по заверениям Романовой, администрация прорабатывает план мероприятий по строительству новых очистных сооружений.
Большая масса обращений граждан к уполномоченному по правам человека касается мошенничества в сфере деятельности микрофинансовых организаций по микрозаймам и микрокредиам:
«Ко мне приходили пенсионерки, которые, доверившись объявлениям о беспроцентных кредитах, подписывали договоры, не читая, а по факту оказывалось, что кредит выдается под 72% годовых. Долги пенсионерок с пенсией в 10 тысяч рублей по кредитам таким организациям составляли от 600 тысяч рублей и выше. У некоторых из них по 4-5 кредитов, у одной таких было 10 штук, по которым уже начислены пени и штрафы. Помочь в этом случае сложно, потому что договор вступил в силу. С подобными случаями обращаются и жертвы «косметических» мошенников, которые побуждают людей оформлять кредиты, чтобы купить «жизненно необходимую» косметику.
Самая главная беда наших граждан — это правовая безграмотность и доверие тем, кто приветливо с ними обойдется, а читать документы мы до сих пор не научились. В досудебном порядке у людей есть возможность восстановить права, - нужно использовать эти возможности. По обращению жителей в аппарат уполномоченного можно судить о тех «тонких местах», которые есть деятельности нашей власти».
А вот жалобы жителей Владимирской области, касающиеся здравоохранения, по заверениям Романовой, решаются оперативно. В качестве примера омбудсмен привела коллективную жалобу жителей микрорайона Оргтруд, которые протестовали против закрытия пункта скорой медицинской помощи. Подобная ситуация сложилась и в поселке Головино Судогодского района, жители которого были возмущены решением облздрава об упразднении пунктов неотложной медицинской помощи в Головинском сельском поселении и селе Мошок. Романова утверждает, что именно благодаря ее действиям департамент здравоохранения изменил своё решение.
Приходили люди к омбудсмену и с «дорожными» проблемами. Омбудсмен рассказала, что в основном жалобы касались дорог в сельской местности и в городах районного значения. Так, в городе Александрове одна из дорог местного значения не была поставлена на учёт, это привело к тому, что некоторые предприимчивые граждане огораживали вместе со своими земельными участками и часть дороги, из-за чего проезжая часть становилась уже, и это затрудняло проезд спецтехники.
Дорожные вопросы, которые не требуют материальных вложений, местные власти решают в кратчайшие сроки, - уверяем уполномоченная по правам человека во Владимирской области. Если же муниципалы остаются равнодушными к рекомендациям омбудсмена, на помощь приходит прокуратура:
Показательно, что в 2016 году жители Владимирской области совсем не жаловались уполномоченному по правам человека на задержки или невыплату зарплаты, что, по мнению Людмилы Романовой, может свидетельствовать о качественной работе властей и прокуратуры.
Источник публикации: зебра-тв: жизнь
www.vladimironline.ru