Туристическое ускорение
29.01.2016 13:00 Рубрика: Общество
В середине января 2016 года в Москве прошел Гайдаровский форум, одним из самых популярных блоков которого стал сектор по проблемам и перспективам внутреннего и въездного туризма России.
По словам модератора (и составителя программы туристического блока), президента Ассоциации внутреннего и въездного туризма Владимира Шарова, в этом году на панельную дискуссию, посвященную обсуждению туротрасли, зарегистрировалось более 800 человек. Ажиотаж был такой, что зарезервированный зал не смог вместить всех желающих.
Пока оргкомитет сводит материалы в итоговый доклад, который ляжет на стол президента страны, и по результатам которого будут, вероятно, приняты решения о внедрении выдвинутых на форуме предложений, Владимир Шаров (он же - президент владимирской компании-туроператора «Владинвесттур») рассказал Зебра ТВ об итогах встречи и обрисовал перспективы Владимирской области в рамках активно развивающейся отрасли.
По словам руководителя ассоциации, 33 регион был представлен на форуме особенно широко - в дискуссиях принимали участие не только региональные чиновники уровня вице-губернаторов и руководителей департаментов, но и главы местных туркомпаний и представители местного самоуправления. Правда, глава города Суздаля Игорь Кехтер стал единственным мэром из всей России, выступившим перед участниками с большим докладом
Это особенно актуально, так как не так давно российские муниципалитеты получили полномочия самостоятельно развивать туристическую отрасль (раньше такие полномочия были исключительно у региональных властей). Правда, по мнению эксперта Шарова, новые муниципальные чиновники, как правило, не имеют практического опыта в сфере туризма. И Владимирская область здесь, к сожалению, не исключение:
А тем временем туризм превращается в серьезную отрасль экономики, которая начинает получать значительные инвестиции, отмечает Владимир Шаров:
Собравшиеся на форуме эксперты и чиновники приняли решение систематизировать имеющийся у специалистов опыт и, начиная с марта 2016 года, заключать соглашения с муниципальной властью на работу по совместному составлению первоочередных мероприятий в сфере туризма.
На вопрос о том, насколько ккритична ситуация, складывающаяся во Владимирской области, Шаров сказал следующее. По его мнению, несмотря на колоссальные успехи отдельных муниципалитетов (речь, прежде всего идет о Суздале), сейчас в борьбе за возрастающий внутренний турпоток Владимирская область демонстрирует существенное отставание от соседей.
- Так как Владимирская область исторически являлась одной из областей маршрута «Золотое кольцо России». Два города является жемчужинами этого маршрута — Владимир и Суздаль, то исторически в менталитете предпринимателей была ориентация на турбизнес
- Другие дело, что у нас есть малые города, такие как Гороховец, Вязники, Юрьев-Польской, Муром, где все-таки еще векторы по развитию туризма нечеткие. И, конечно, надо подтаскивать эти города к стандартам качества и объему продукта к Владимиру и Суздалю
- Если это подтягивание будет оперативное, тогда мы с можем говорить о лидерских позициях на маршруте «Золотое кольцо». А на сегодняшний день, Владимирская область в очень большой конкуренции с Ярославской областью — в очень большой конкуренции
- Я буквально на днях был в Ярославле и еще раз убедился, сколько усилий предпринимает правительство Ярославской области для того, чтобы город Ярославль выглядел привлекательным для туризма
- Я видел, как в таких городах, как Ростов, как Углич, как Мышкин делается много для развития туризма — темпы очень высокие
- И нам нужно по малым городам тоже увеличивать темпы. Иначе мы просто будем в конкурентной среде выглядеть неконкурентоспособно. Пока это отставание еще не очень явное, благодаря, прежде всего, развитию Суздаля. Но, я думаю, темпы надо увеличивать, иначе мы будем очень сильно отставать
По мнению Владимира Шарова, кроме обучения специалистов и консолидации усилий власти и бизнеса, 33 региону необходимы серьезные инвестиции как в покупку современных комфортабельных туристических автобусов, так и в строительство современных гостиниц уровня не ниже четырехзвездочных.
Конечно, в период экономического кризиса стимулировать этот процесс особенно не легко. Но стоит настойчиво обсуждать с чиновниками разных уровней и вопросы субсидирования покупки новой техники, и помощи в подведении коммуникаций, и в субсидировании процентных ставок начавшим строительство гостиниц отельерам.
Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма:
- Прежде всего, это увеличение дней маршрутов. Потому что мы знаем, что средний отпуск, 24 дня, обычный трудяга делит пополам. То есть это от 10 до 14 дней. И если раньше туры по России были уикендовские, удлиненный уикенд — 3 дня, 2 ночи, то сейчас туры долдны быть достаточно продолжительными
- Мало того, сейчас тенденция к разработке комбинированных туров; 4 лея он едет по «Золотому кольцу» и потом в каком-то из городов остается еще на неделю на базе какого-то современного пансионата на Волге или на Оке, или на Клязьме и так далее
- То есть, вопросы маршрутирования и длительности маршрутов — прежде всего
- Второе. Мы с вами понимаем, что тот клиент, который раньше путешествовал за рубеж, он достаточно избалован качеством услуг
- Поэтому сейчас наиболее востребованы туры, мы уже видим эту динамику, где средством размещения выступают отели стандарта 4 звезды
- Но у нас в регионе, к сожалению, не так много этих отелей. А значит, это следующий вектор для гостиничного девелопмента — строительство отелей категории 4 звезды
- Кроме того, мы с вами хорошо понимаем, что те популярные автобусные туры в Европу — они делались на автобусах делюкс класса, то есть, на очень комфортабельных автобусах зарубежных производителей
- Соответственно, клиент привык к комфортному креслу, к значительному межкресельному расстоянию, к хорошему кондиционированию, к туалету в автобусе в экстренных случаях и так далее. И он привык к безопасности поездки
- А у нас раньше, что греха таить, на внутренних маршрутах стояли не лучшие машины. И речь сейчас об обновлении автобусного парка. Чтобы туристская перевозка стала качественной и безопасной
Вопрос:
- А на сколько люди готовы сегодня в это инвестировать?
Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма:
- В транспортную перевозку сейчас, в связи с резкой курсовой разницей, конечно же, реально замедлились инвестиции малого и среднего бизнеса
- Мы судим и по нашему владимирскому предприятию «Владинвесттур-Транс» - это единственное на сегодняшний день предприятие, которое занимается исключительно туристкой перевозкой. Их парк состоят исключительно из автобусов делюкс класса. У них есть планы по увеличению парка автобусов, но они, безусловно, имеют отсроченный срок
- Вот здесь как раз вопрос помощи государства по субсидированию процентной ставки или просто субсидировании — они очень важны
Вопрос:
- По строительству отелей — те же проблемы..
Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма:
- Конечно, отельный сегмент — инвестиционноемкий процесс. Хотя сейчас масса технологий быстровозводимых малоэтажных зданий. Но, тем не менее, это не вопрос двух-трех месяцев или года
- И здесь тоже помощь государства в вопросах подведения коммуникаций и помощь государства в субсидировании процентных ставок на строительство отелей, конечно, очень важен
На вопрос о том, на какого туриста - российского или иностранного - сегодня надо делать ставку, отдавая приоритет внутреннему или въездному туризму, Шаров пояснил, что, по его мнению, эти процессы нужно развивать параллельно. Хотя, по последним замерам, российский турист, из-за резкого изменения курса валюты лишенный возможности выезда за границу, вынужден инвестировать в российскую экономику больше иностранных соседей.
- Что важнее — неправильно сказать. Надо делать эти процессы параллельно. Потому что мы понимаем, что любой иностранный турист ввозит валюту в государство. А любой турист, который раньше вывозил валюту за рубеж, теперь ее не вывозит, а теперь инвестирует внутри
- Эти процессы правильные. У нас турист и въездной, и внутренний — это инвестор, он своим рублем инвестирует в экономику России
- Главный инвестор — это турист. И это легко посчитав, посмотрев средний чек обслуживания иностранного туриста и средний чек российского туриста в день, который, кстати, по некоторым позициям, больше, чем у иностранного — до 40% доходит. Поэтому сегодня нельзя однозначно говорить о том, в приоритете внутренний туризм или въездной туризм. Это параллельные процессы
- Да, технологии несколько разные, потому что мы подстраиваем программу под приоритет туристов той национальности, которые к нам прибывают. Да, мы понимаем, что по въездному туризму есть несколько иная степень политической ответственности за российский продукт. И стараемся максимально обеспечить стандарты качества, к которым привыкли иностранные туристы, посещая другие страны. Да, мы понимаем, что необходимо обратить внимание на достоверность информации, которую иностранным туристам вещают гиды. Тем не менее, эти процессы надо запараллелить
- Вопрос о том, кому отдавать предпочтение. Есть, например, четырехзвездочный отель в каком-то городе провинции. Кому отдавать предпочтение: российскому туристы или иностранному?
- Вопрос сложный. Бизнес отдает предпочтение тому, кто приносит больше денег. В этом плане российский турист более интересен, потому что русский турист, прибывая в отель и поужинав, в редких случаях идет отдыхать. Он переходит в бары, в развлекательный центры и так далее. Доходность от российского туриста больше, чем от иностранного
- Вероятно, это еще связано с тем, что средний возраст иностранцев, которые путешествуют в Россию, за 50 лет. И даже 60 и старше. И поэтому того объема информации, который они получили днем, той нагрузки, которую они получили днем, им достаточно
- Российский же турист достаточно молод. Поэтому, для него туристский день может начинаться и после восьми часов вечера. И после того, как завершен ужин, для него начинается процесс познания интерактивности региона. И здесь очень важно, чтобы досуговые центры были готовы к этому, и так далее