Кому откроет свою тайну Георгиевский собор?
26.06.2007 22:10 Рубрика: Общество
Студенты-скульпторы из Государственной художественно-промышленной академии имени барона Штиглица проходят практику в Юрьев-Польском. Объект исследования - Георгиевский собор.
Уникальная по сложности и богатству форм каменная резьба когда-то сплошным ковром снизу доверху покрывала все стены собора. В этой системе скульптурного декора - идея величия и красоты мироздания, сопоставляемая с могуществом Владимиро-Суздальской земли.
Студенты государственной художественно-промышленной академии имени барона Штиглица приехали в Юрьев-Польский 13 июня и мысленно “разобрали” памятник на кусочки. Часть практической работы - создание копий белокаменной резьбы.
АНАСТАСИЯ БОРГУЛЬ, СТУДЕНТКА ГХПА ИМ. БАРОНА ШТИГЛИЦА: “Мы проникли в связь скульптуры и архитектуры. Откуда что возникает, как это связано, этапы работы над рельефом. Т.е., сначала делаются прорезы - рисунок, потом переводится на камень, потом последовательно опускаются самые основания объема на известную высоту и потом начинается моделировка формы до деталей”.
Предположительно, человеческих “масок” на Георгиевском соборе было четыре. Через века сохранились только две. Студент Иван Волобаев пытается повторить скульптуру.
ИВАН ВОЛОБАЕВ, СТУДЕНТ ГХПА ИМ. БАРОНА ШТИГЛИЦА: “Если что, я ее доделаю там, на месте. Главное начать”.
Георгиевский собор воздвигнут всего за четыре лета, в 1234 году. Это последняя грандиозная постройка Северо-Восточной Руси домонгольского периода. Но его первоначальный облик изменен еще в XV веке. Храм стал ниже, а художественно-философский скульптурный декор нарушился и превратился в ребус.
ЛЕОНИД КОЛИБАБА, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ГХПА ИМ. БАРОНА ШТИГЛИЦА: “Люди так устроены, что визуально они воспринимают объект таким, каким они его видели. На самом деле глаза врут - храм выглядит не так”.
Как выглядел Георгиевский собор в XIII веке, предположили в середине XX ученые Воронин, Вагнер, Столетов. Руководитель практики Леонид Колибаба развил и несколько популяризировал идеи советских архитекторов.
В руках доцента - две веточки. Это - ключ “Золотого сечения” и разгадка плана собора. Диаметр колонны и обозначенное ей пространство. Используя только две длины, профессионал с легкостью рисует план. Это своего рода мастер-класс “на натуре”... О Георгиевском соборе знает весь мир, но по-настоящему его ценят немногие.
НАДЕЖДА ЕГОРОВА, ДИРЕКТОР ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: “Это памятник федерального значения, а в ЮНЕСКО его не берут. Конкретную причину мы не знаем. Одна из них - более 50% утрат. Но опять же, какая-то непонятная причина. Ну не обращают на него внимания, на этот собор”.
Но для будущих скульпторов Георгиевский собор - лучшая книга. Пусть даже с истертыми страницами. Идея проводить летнюю практику в Юрьев-Польском зародилась еще в 60-е годы XX века. Осуществилась лишь в прошлом году. И, по мнению организаторов, такая практика должна стать традиционной.
Уникальная по сложности и богатству форм каменная резьба когда-то сплошным ковром снизу доверху покрывала все стены собора. В этой системе скульптурного декора - идея величия и красоты мироздания, сопоставляемая с могуществом Владимиро-Суздальской земли.
Студенты государственной художественно-промышленной академии имени барона Штиглица приехали в Юрьев-Польский 13 июня и мысленно “разобрали” памятник на кусочки. Часть практической работы - создание копий белокаменной резьбы.
АНАСТАСИЯ БОРГУЛЬ, СТУДЕНТКА ГХПА ИМ. БАРОНА ШТИГЛИЦА: “Мы проникли в связь скульптуры и архитектуры. Откуда что возникает, как это связано, этапы работы над рельефом. Т.е., сначала делаются прорезы - рисунок, потом переводится на камень, потом последовательно опускаются самые основания объема на известную высоту и потом начинается моделировка формы до деталей”.
Предположительно, человеческих “масок” на Георгиевском соборе было четыре. Через века сохранились только две. Студент Иван Волобаев пытается повторить скульптуру.
ИВАН ВОЛОБАЕВ, СТУДЕНТ ГХПА ИМ. БАРОНА ШТИГЛИЦА: “Если что, я ее доделаю там, на месте. Главное начать”.
Георгиевский собор воздвигнут всего за четыре лета, в 1234 году. Это последняя грандиозная постройка Северо-Восточной Руси домонгольского периода. Но его первоначальный облик изменен еще в XV веке. Храм стал ниже, а художественно-философский скульптурный декор нарушился и превратился в ребус.
ЛЕОНИД КОЛИБАБА, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ГХПА ИМ. БАРОНА ШТИГЛИЦА: “Люди так устроены, что визуально они воспринимают объект таким, каким они его видели. На самом деле глаза врут - храм выглядит не так”.
Как выглядел Георгиевский собор в XIII веке, предположили в середине XX ученые Воронин, Вагнер, Столетов. Руководитель практики Леонид Колибаба развил и несколько популяризировал идеи советских архитекторов.
В руках доцента - две веточки. Это - ключ “Золотого сечения” и разгадка плана собора. Диаметр колонны и обозначенное ей пространство. Используя только две длины, профессионал с легкостью рисует план. Это своего рода мастер-класс “на натуре”... О Георгиевском соборе знает весь мир, но по-настоящему его ценят немногие.
НАДЕЖДА ЕГОРОВА, ДИРЕКТОР ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: “Это памятник федерального значения, а в ЮНЕСКО его не берут. Конкретную причину мы не знаем. Одна из них - более 50% утрат. Но опять же, какая-то непонятная причина. Ну не обращают на него внимания, на этот собор”.
Но для будущих скульпторов Георгиевский собор - лучшая книга. Пусть даже с истертыми страницами. Идея проводить летнюю практику в Юрьев-Польском зародилась еще в 60-е годы XX века. Осуществилась лишь в прошлом году. И, по мнению организаторов, такая практика должна стать традиционной.
Источник публикации: ВладТВ. Общество
www.vladimironline.ru