Что еще надо для избирательного рая?
20.05.2014 15:30 Рубрика: Политика
Мы общаемся с комиссиями Владимирской области в твердой уверенности, что каждое наше замечание будет услышано: не обязательно принято, но обязательно рассмотрено объективно и доброжелательно. Беспримерным является и сотрудничество с политическими силами региона: наша деятельность встречает поддержку не только со стороны оппозиционных партий, но и со стороны регионального отделения «Единой России».
Современная история взаимодействия московских независимых наблюдателей и избирательных комиссий во Владимирской области началась чуть более года назад, на выборах главы города Карабаново. За это время мы наблюдали практически на всех выборах во Владимирской области (пропустив лишь наблюдение в единый день голосования, когда одновременно проходили выборы в Москве).
В мае 2014 года мы вновь оказались в Александровском районе, где наблюдали за выборами главы райцентра. Все как обычно во Владимирской области: наше сотрудничество с комиссиями дает эффект, замеченные недостатки по возможности устраняются быстро, и даже обнаруженные системные проблемы — признаются и обсуждаются.
И со стороны наблюдателей нет эмоционального всплеска при виде ошибок в работе комиссий: наблюдатели понимают, что в этом нет злого умысла; избирательное законодательство переусложнено, а практики у участковых комиссий не так много, поэтому погрешности неизбежны. Результат налицо: комиссии совершенствуются, независимые наблюдатели подтверждают честность комиссий и достоверность итогов выборов. Казалось бы, что еще надо для избирательного рая?
Но в этот раз мы столкнулись с ситуацией, разобраться в которой нам представляется чрезвычайно важным. Краткий сюжет: на территории участка находится больница.
Главврач своевременно представил список больных, желающих проголосовать; их внесли в список избирателей на «больничном» участке, из списков на участках по месту жительства исключили. Однако, как выяснилось впоследствии, личные письменные заявления как минимум часть пациентов написала лишь в воскресенье утром. В связи с этим представители одного из кандидатов подали жалобу в избирательную комиссию муниципального образования.
На наш взгляд, ситуация была достаточно очевидной, и организующей комиссии следовало бы начать с признания того факта, что, действительно, личные письменные заявления не были своевременно представлены в УИК.
Дальше у комиссии был бы сложный выбор: буква закона в отношении сроков предоставления заявлений была нарушена, но все стороны были согласны с тем, что заявители обладали активным избирательным правом, добровольно выразили желание голосовать на данном участке и одновременно с внесением их в список избирателей на этом участке были исключены из списков по месту жительства.
Поэтому организующая комиссия должна была бы решать, что важнее — сохранение активного избирательного права пациентов больницы или безусловное соблюдение буквы закона в ущерб этому праву.
При этом следовало бы учитывать, что нарушения произошли в значительной мере из-за недоработки участковой комиссии и администрации больницы, не сообщивших избирателям о необходимости подачи заявлений. Как нам показалось, все стороны сходились в том, что соблюдение избирательных прав является более важным.
Однако избирательная комиссия города выбрала третий путь: она отказалась признать нарушения, заявив о неубедительности свидетельств лиц, опросивших пациентов, и представленных ими аудиозаписей опроса. И ход заседания комиссии, и принятое решение оказались в разительном противоречии с тем, что мы привыкли видеть во Владимирской области.
Происходившее напомнило события, которые мы много раз наблюдали в других регионах, когда защита мундира и стремление не отдать ни пяди занимаемых позиций являются преобладающим мотивом избиркомов.
Мы высоко ценим доверие, которое установилось в отношениях избирательных комиссий и независимых наблюдателей. Но нам кажется даже более важным, чтобы такой же дух сотрудничества присутствовал и в отношениях избирательных комиссий с политическими участниками избирательного процесса.
Мы понимаем, что это является более сложной задачей, поскольку политическая борьба привносит эмоции и в общение кандидатов с избирательными комиссиями. Но чем честнее и конструктивнее будут вести себя представители избиркомов, тем менее эмоциональным и враждебным будет общение с представителями различных политических сил.
По собственному опыту мы знаем, что комиссии Владимирской области умеют быть открытыми и доброжелательными. Выражаем надежду, что такие же отношения могут стать нормой и в общении избиркомов с другими участниками избирательного процесса. Мы, со своей стороны, готовы по мере сил способствовать установлению такого взаимопонимания и объективному освещению происходящих событий.
Станислав РАЧИНСКИЙ,
наблюдатель, Москва
Фото: runet-id.com
Источник публикации: 33polit.info
www.vladimironline.ru