Поправки Кавинова и Гроссена: новые вопросы
17.02.2014 15:50 Рубрика: Политика
Где «согласители»?
Комиссия хоть и официальна, но формальна. Она создана администрацией и Заксобранием, во главе которых стоят «единороссы». Противоречия же по поправке – между заинтересованными «системными оппозиционерами» (КПРФ, СР, ЛДПР) и властью. Ведь отмена выборов по пропорциональной системе – сильнейший удар по представительству этих партий на местах.
Главные консультации, согласования идут совсем в другом режиме и между другими лицами. Именно там и находится интеллектуальный, лоббистский, а не технический центр процесса.
«Поправка Гроссена»
Региональная «Справедливая Россия» с подачи руководителя Петушинского отделения Андрея Гроссена представила своё виденье, как достигнуть компромисса между мажоритарной и пропорциональной системами выборов на уровне муниципалитетов.
«Статья 10-1. Избирательные системы, которые могут применяться при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований.
1. Установить следующие виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований:
1) в целях избрания глав муниципальных образований – мажоритарная избирательная система относительного большинства;
2) в муниципальных образованиях, наделенных статусом муниципального района, городского округа, применяется смешанная избирательная система;
3) при проведении выборов депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства.
2. Не менее 30% депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
3. Избирательная система, которая применяется при проведении выборов в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящей статьей видами избирательных систем.
4. Количество депутатов представительного органа, избираемых по мажоритарной и по пропорциональной избирательным системам, определяется уставом муниципального образования».
Суть «поправки Гроссена»
Компромисс закладывается следующим образом. Во-первых, за скобки пропорциональной системы выводятся городские и сельские поселения. Это понятно, т.к. на территории Владимирской области пропорциональная система никогда не применялась в городских и сельских поселениях.
Во-вторых, создаётся механизм компенсации потери числа распределяемых по пропорциональной системе мандатов (из-за снижения минимального процента таких мандатов до 30) путем распространения применения пропорциональной системы на все городские округа и муниципальные районы региона.
В настоящее время пропорциональная система используется только в 8 муниципальных районах и одном городском округе.
Как мы видим, при снижении числа распределяемых по пропорциональной системе мандатов в тех муниципалитетах, где выборы проводились по данной схеме в марте 2011 года, общее число пропорциональных мандатов по области будет больше, чем имеется сейчас (139 вместо 87).
Вопрос к «поправке Гроссена»
С законами можно не соглашаться, но учитывать придётся.
Если в муниципалитете используется пропорциональная система, то распределяться по ней должно не менее 10 мандатов:
«В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов» (п.20 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Гроссен предлагает избирать по партспискам не менее 30% депутатов. В таблице мной подсчитано, сколько будет распределяться мандатов, если не менять число депутатов в избираемых городских и районных советах. Цифра больше 10 получается лишь во Владимире и Александровском районе.
Таким образом, для исполнения федеральной нормы и применения планки в 30% в каждом из обозначенных городских, районных советах должно быть минимум 34 депутата. В это верится с трудом. Например, в СНД Муромского района придется увеличить численность депутатов с 15 до 34.
Вопрос к «поправке Кавинова» и «поправке Гроссена»
Роману Кавинову неоднократно было сказано, что его поправка не имеет ни малейшего отношения к любимой формулировке «привести в соответствие с федеральным законодательством».
На сегодняшний день предусмотрено лишь два случая, когда в муниципалитетах нельзя избирать депутатов по пропорциональной системе:
«Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам» (п.19 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Таким образом, сомнительно, что Заксобрание вообще может предписывать муниципалитетам, что им нужно избирать депутатов каким-либо конкретным способом, не оставляя выбора. Поэтому в принципе любому несогласному депутату городского, районного и даже сельского совета (например, из Боголюбово) – прямая дорога в суд.
Региональному законодателю остаётся лишь искать технологию игнорирования положений Федерального закона.
Кирилл НИКОЛЕНКО
Источник публикации: 33polit.info
www.vladimironline.ru