о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Необходимо вернуть ученому самоуважение!

30.11.2012 18:20 Рубрика: Политика


Мы продолжаем знакомить читателей с предвыборной ситуацией в ВлГУ. Сегодня наш собеседник один из кандидатов на пост ректора главного вуза региона доктор исторических наук профессор Игорь Владимирович Омельянчук. Он окончил Киевский университет. После распада СССР остался на время за границей.

Преподавать начал в киевской аlma mater, работал в Харьковском педагогическом университете, в Муромском филиале ВлГУ. Кандидатскую защитил в Киеве, докторскую в России, в Воронеже. Переехал во Владимирскую область — в Муромском районе корни его мамы. В ВлГУ работает уже почти шесть лет. Автор более 90 статей. На выходе третья монография. Научные интересы история политических партий и движений в начале ХХ века. Специализация — история консервативных монархических союзов и организаций. Кандидатом на пост ректора университета стал по самовыдвижению.

- Игорь Владимирович, почему решили выдвигаться?

- Прежде всего, из-за несоответствия реального состояния вуза заявленному названию «университет». Утрата академической культуры в высшем образовании, на смену которой пришла всепоглощающая жажда наживы. Причем наживы быстрой, не требующей труда. Это проблема не только нашего университета. Но в ВлГУ она заметнее, чем в других вузах, особенно в гуманитарной сфере бывшего «политеха». Живая настоящая работа подменяется отчетами, согласно которым у нас все в порядке и даже лучше. Приоритет в работе университета неоправданно отдается коммерческим предприятиям и проектам.

Чего стоит только тот факт, что несколько лет назад заявляли, что присвоить мне звание доцента можно лишь после того, как я заработаю энную сумму денег для университета.

Сейчас явственно просматривается новый тренд дескать, управлять университетом должны менеджеры. Эту мысль, кстати, в основном менеджеры всех уровней и продвигают. Если бы речь шла о торговом центре, я бы согласился. Но у университета круг задач гораздо шире. Мерить эффективность университета исключительно с денежной колокольни неразумно и опасно. Образование, науку, культуру нельзя мерить только в денежных единицах. Да, в условиях рыночной экономики финансовая сторона важна. Но главная задача, стоящая сегодня перед университетом, — возродить, а может быть, вновь создать научную корпоративную культуру и соответствующую академическую среду.

Снижая качество науки и преподавания в погоне за прибылью, мы снижаем и качество подготовки специалистов. Это в дальнейшем скажется на деятельности всего народного хозяйства. Да уже и сейчас сказывается.

- Что поддерживает уровень университета: академический, научный, культурный?

- Самоуважение ученого. А оно во многом уничтожено. Ученый и преподаватель получает мизерную зарплату. А ведь именно от преподавателя, от его отношения к делу зависит «продуктивность» университета. Сейчас качество образования пытаются повысить, создав кучу контролирующих преподавателя инстанций и обязав его писать массу отчетов. Можно проконтролировать, чтобы преподаватель стоял за кафедрой в аудитории в указанные в расписании часы, но нельзя обеспечить качества его работы в аудитории. Выход один вернуть преподавателю самоуважение. Уважающий себя специалист не может работать плохо.

- С чего начинать?

- С социальной справедливости. Пока что в университете преподаватель, который вкладывает в студентов и в науку все силы, всю душу, получает гораздо меньше, чем тот, кто им руководит. Этот второй лишь присваивает себе результаты труда преподавателя. Надо ликвидировать неэквивалентный обмен.

- Можно ли изменить что-то в этой ситуации?

- Можно. Систему оплаты труда формирует сам университет. Это заявление министра образования Ливанова. А значит, мы можем изменить и оклады, и пропорции. У нас преподаватель должен получать ненамного меньше завкафедрой, декана. А профессор, полагаю — даже больше их. В этом случае талантливые ученые не уйдут в менеджмент, чтобы поправить свое благосостояние, а ряды менеджеров не будут столь привлекательны для людей, интересующихся своим карманом больше, нежели своим делом.

- Вы сравнили ВлГУ с другими вузами по формальным отчетам. А по вашим наблюдениям, наш вуз отличается от других подобных в России?

- К сожалению, не могу сказать, что в лучшую сторону. Особенно проблемной является гуманитарная составляющая, «здание» которой стоит на весьма непрочном и ненадежном фундаменте формализма, начетничества, склок и интриг. Для «реанимации» гуманитарного образования в ВлГУ необходимо использовать потенциал присоединенного к нам педагогического университета, который, несмотря на множество проблем, все же в этой отрасли знаний несколько выше нашего «политеховского».

Не могу согласиться и с полным подчинением гуманитарного образования техническому. Доходит до смешного. Для унификации документации историкам, как и инженерам, выдается «Задание на диплом», в котором указываются «исходные материалы». Одно дело, когда «технарю» выдается задание на изготовление агрегата из материалов, имеющихся в наличии у предприятия. И совершенно другое, когда историку следует указать перед началом своей работы «исходные материалы». Что ему указывать? Книги и архивные материалы, хранящиеся в библиотеках, древлехранилищах и недрах (для археологов) нашей планеты?

По техническим специальностям тревожит устаревшая материальная база. А как можно учить современных инженеров на станках 60-х годов? Некоторым лабораториям удалось, правда, приобрести современное оборудование за счет различных источников, в том числе и грантов. Но это скорее исключение, чем правило. Вызывает беспокойство и погоня за немедленным экономическим результатом, следствием чего является пренебрежение к фундаментальной науке.

- Кто или что в большей степени ведет к снижению академического уровня вуза: администрация или преподаватели?

- Многих преподавателей устраивает писать отчеты вместо живой научной и учебной работы, достаточно тяжелой, если относиться к ней ответственно. Тем более что отчеты и так называемые «научные» работы за них порой пишут аспиранты, лаборанты и даже студенты. Администрацию же вполне устраивает «блеск» этих отчетов, суммировав и отредактировав которые можно, в свою очередь, отчитаться перед министерством.

- На что вы надеетесь, выдвигаясь на должность ректора?

- Я верю в то, что здоровые силы, хорошие специалисты в университете есть, и их немало среди преподавателей и в администрации. Надо дать возможность приложить свои усилия, раскрыться. Для этого надо реорганизовать существующую систему управления. У нас вроде бы университет самоуправляющийся, вроде бы демократия. Но всякий знает, что главный принцип демократии разделение властей. А у нас этого нет. Представители администрации («исполнительной» ветви власти в вузе) составляют большинство и в ученом совете, являющемся, так сказать, властью «законодательной». И выборы ректора, очень может быть, пройдут в узком кругу администрации. Потому что значительную часть выборщиков составляют завкафедрами, деканы и прочие назначенцы т.н. «второго этажа».

Принцип разделения властей создает систему сдержек и противовесов. Ее и надо создать в университете, чтобы ни одна «ветвь власти» не могла сосредоточить в своих руках «диктаторские» полномочия. Для этого надо ученые советы всех уровней сделать независимыми от администрации по персональному составу. Безусловно, желательно выборы ректора в университете сделать прямыми и всеобщими. Существующая система выборов создает прекрасные условия для превращения этой процедуры в фарс.

- Как вы понимаете задачу «университет для региона»?

- Университет должен быть лидером науки и технологий в регионе. В технической сфере он должен опережать производство и тянуть его за собой, а не идти позади предприятий, лишь выполняя их заказы. Именно университет должен определять лицо промышленности, а не промышленность — лицо университета. Все идеи о передаче управления вузами представителям бизнеса (промышленности) безнадежно устарели как минимум на полвека. Управлять вузом и определять направления и перспективы развития должен ученый.

В гуманитарной же сфере вопрос о лидерстве университета в регионе и вовсе не должен ставиться под сомнение. Именно ВлГУ, сосредоточив лучшие интеллектуальные силы области, должен стать центром развития не только образования, но и культуры в целом.

- Как вы относитесь к использованию студентов для манипуляций во время выборов, примеров чего было немало?

- А почему это происходит? Можно издать закон (или сто), запрещающий манипулировать студентами на выборах. Но это не даст результата. Потому что современному студенту явно не хватает собственной активной гражданской позиции. В особенности — в политической сфере.

У студента также должно быть выработано чувство социальной ответственности за свои действия как в политической, так и в профессиональной сфере.

Немалую роль в этом должны сыграть и преподаватели. Ведь именно с них студенты должны брать пример. А если у самого преподавателя гражданская позиция отсутствует, если он сам живет по принципу «Чего изволите?» или, в лучшем случае, «Моя хата с краю», то какой пример смогут взять с него студенты?

- Какие перспективы вы видите для себя в сложившемся раскладе кандидатов на пост ректора?

- Прежде всего, я хотел бы с позиции кандидата открыто сказать о проблемах в университете. Некоторые могут воспринять это как «вынесение сора из избы». Но в грязной, «засоренной избе» жить просто негигиенично! Все кандидаты должны пройти еще через отбор в министерстве. Тем не менее можно выделить имеющих наилучшие шансы — профессора Алексея Давыдова и и.о. ректора Анзора Саралидзе.

Александр ИЗВЕСТКОВ 

«Владимирские ведомости»


Источник публикации: 33polit.info



www.vladimironline.ru




только в разделе Политика

Последние новости

Все новости