Дмитрий Кушпита: «Уже хватит проигрывать»
25.06.2012 12:50 Рубрика: Политика
Очередной гость нашего уютного офиса - лидер владимирского регионального движения «Яблоко» Дмитрий Кушпита. Мы традиционно публикуем сокращенный текст беседы, а полную версию смотрите в видео-интервью.
- Дмитрий, вас можно поздравить, на минувших выходных был съезд партии «Яблоко» в Москве, и вас там избрали или назначили… Кем?
- Ну, у нас не назначают, у нас такая партия, что выбирают. Я избран в Бюро партии, это один из главных руководящих наших органов. Скажем так – от принятия тех решений, которые принимает Бюро, зависит деятельность нашей партии на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая местными.
- То есть, Владимиру теперь будешь меньше внимания уделять?
- Почему, я этого не сказал, ни в коем случае. Владимиром я как занимался, так и занимаюсь, вопрос о переезде в Москву не стоит. То, что становится поменьше свободного времени – это да. Побольше работы с документами – это тоже. Потому что ежемесячно будут Бюро, в которых я обязан участвовать, я буду выезжать в Москву. Мне будут высылаться документы, я должен их изучить, я должен приезжать на Бюро с каким-то уже определенным решением по многим вопросам. То есть, просто у меня будет меньше свободного времени, а так ничего не меняется.
- Смотри, партию «Яблоко» во Владимире, ее отделение, давно критикуют за близость к коммунистам и, в частности, к коммунисту Виноградову. Ваш бывший деятель сейчас в Заксобрании от Компартии… Как ты будешь совмещать позицию «яблочного бюрократа» - члена Бюро федерального, с участием, допустим, в прогубернаторском движении «Справедливость и народовластие»?
- Бюро и бюрократы – это не однокорневые слова, я не бюрократ, это просто…
- Я пошутил.
- Да я понимаю прекрасно шутки, поэтому… А здесь нет ничего страшного, здесь нет близости «Яблока» к КПРФ, здесь есть просто определенные тактические задачи. Это же не только КПРФ, «Яблоко» и «Справедливая Россия». Ведь нас объединяет борьба против «Единой России», это чисто тактические маневры. А в стратегическом направлении понятно, что у нас задачи совершенно разные. Хотя бы взять тот же самый сталинизм, который они поддерживают, и против которого мы категорически выступаем. О развитии нашей страны у нас понятия диаметрально противоположные. А здесь – это не близость, это чисто тактические ходы, которые позволяют, так скажем, не давать распоясаться партии «Единая Россия». Ни больше, и ни меньше.
- Недавно на страницах нашего сайта ты как раз выступал против заявления Бородина в Москве…
- Ну конечно, здесь нельзя было просто промолчать. Алексей, ты, наверно, обратил внимание, что я не так часто появляюсь в интернет-пространстве, я предпочитаю живое общение. Я с удовольствием читаю, я все читаю. С утра у меня начинается – я читаю Выбор33, 33ПолитИнфо, Вести33… Потом захожу на Газеру.ру – и все, я пошел на работу. С большим интересом я читаю комментарии, с удовольствием… Но участвовать в этом… Не скажу, что не хочу, я предпочитаю живое общение, я должен видеть собеседника, я должен чувствовать его. А так… я догадываюсь, кто под каким ником, но это немножко не то.
- Наверное, именно поэтому у тебя Твиттера нет?
- Зайду. Вот честное слово! Буду я Твиттере. Но я не активный, как бы. Может быть, попробую и понравится…
- Вон, Владимиру Николаевичу Киселеву понравилось, например, теперь как семечки… А много сейчас народу в партии во Владимирской области?
- 604 человека.
- Все живые?
- Ну как... Слава богу.
- Я имею в виду – это списочный состав, бумажный? Или настоящий?
- А, понял вопрос. Ну конечно, как в любой партии есть люди, которые просто состоят в партии. Да, они вступили, стали членами партии, но какой-то активной деятельности не ведут. Как и в любой партии есть определенный костяк, который, действительно, вокруг себя собирает людей, который ведет достаточно активную деятельность. У нас есть также и местные отделения, они достаточно активны – например, александровское отделение недавно открытое, кольчугинское отделение, ковровское отделение у нас достаточно активное. Есть, есть у нас там люди. И есть, не буду называть, отделения, которые достаточно пассивны. Это как в любой партии, есть актив, есть пассив, но мы благодарны этим людям, что вступили в наши ряды, не выходят из партии.
- Слушай, впереди выборы. Первые выборы в Александрове, в Заксобрание выборы не за горами, и там уже губернаторские. Какие планы на это все?
- Может быть, я сейчас немножечко отойду от этого вопроса, но мы к нему обязательно потом вернемся. Дело в том, что вот помнишь, перед думскими выборами так называемый «Нах-нах» - предлагал вообще исключить выборы как инструмент борьбы за власть, не участвовать в выборах.
- Ну да.
- Просто у нас была совершенно другая позиция, у нас была позиция - участвовать в выборах, да, они не честные, но! Они являются, тем не менее, инструментом воздействия на власть. Если бы, например, партия «Яблоко» не участвовала, участвовали только четыре думских партии… Ведь не было вот этого всплеска, скажем так, гражданского всплеска, который произошел, когда люди увидели и поняли, что их обманывают. Иногда приходится на собственном примере людям доказывать – вас обманывают. Ведь мы неоднократно говорили - ребята, нас обманывают. Многие не верили, говорили - да ладно, это разговоры в пользу бедных… Здесь все увидели это. Вот, уже достижение. Поэтому, возвращаясь к вопросу – да, действительно, в октябре будут в Александрове выборы, мы готовимся, хотим серьезно там выступить. По-моему, там только одномандатные округа. Было бы, конечно, интереснее, если бы там был и списочный состав – срез сделать, посмотреть, что из себя «Яблоко» представляет в Александровском районе. Но, тем не менее, по одномандатным округам сейчас подбираем кандидата, смотрим людей. У нас это молодое местное отделение, функционирует всего-навсего полгода. И планируем достаточно активно выступить. Затем у нас в марте выборы в Законодательное собрание области, «Яблоко» будет обязательно участвовать.
- Маловероятно, что в марте. (беседа проходила до думского голосование, - ред.)
- Ну, пока в марте. Что есть, то есть, на то я и нацеливаюсь. На сентябрь перенесут – значит, будем готовиться к сентябрю. Хуже будет, если будем готовиться к сентябрю, а нам скажут, что в марте. И мы достаточно серьезно готовимся. Мы будем участвовать и по списочному составу, и один-два округа попробуем закрыть представителями партии «Яблоко».
- Закрыть для участия или для победы?
- Нет, уже хватит проигрывать. Хватит просто-напросто проигрывать, пора выигрывать. Обрати внимание – да, говорили, что выборы нечестные, но, тем не менее, даже вот в таких нечестных выборах мы на своем примере показали, что можно выигрывать. Это начиная с нашего Кольчугинского района, это Псковская область, где у нас сформирована фракция в Законодательном собрании, это Санкт-Петербург, Карелия, Ярославль. Через неделю в Томске будут выборы, где наш кандидат идет, и я думаю, что у него там шансы неплохие. То есть, выигрывать можно, а тем более при нынешнем всплеске интереса к выборам у людей - я думаю, что фальсификаций становится все меньше и меньше.
- «Яблоко» же малой партией считается сейчас?
- Я не люблю это название…
- Ну, тем не менее, это бытует.
- Недумская!
- Да. А сейчас, по новому закону о партиях, ведь их будет очень много, вероятнее всего. И как с ними взаимодействовать?
- То есть, у нас получается плавное перетекание с малопартийности на мелкопартийность? Ну а как, в принципе ведь бренд «Яблока» раскручен. Спроси любого – голосует он, не голосует за «Яблоко», любит «Яблоко», ненавидит – но он знает «Яблоко». Сейчас вот эти мелкие партии, конечно, будут оттягивать голоса, но еще неизвестно у кого – у «Единой России», у «Справедливой», у «Яблока»… Действительно, будут оттягивать, но тем не менее. Мы доказали своей деятельностью, что мы демократическая партия, что у нас есть своя программа, что у нас есть свое видение развития страны. Это привлекает людей, за нас голосуют, и, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Поэтому здесь я спокойно смотрю – да, определенно, какие-то такие моменты появятся, с которыми мы не сталкивались, ну что ж… А насчет взаимодействия – да, пришло время уже просто договариваться. Если ты чувствуешь, что ты где-то единомышленник, что цель одна.
- Кроме выборов в ЗС, будут же еще губернаторские выборы. 8 процентов муниципальные фильтры. Пойдете?
- Кстати, насчет вот этих 8 процентов... Когда наше ЗС сначала хотело принять 10 процентов, как-то сказал – у нас что-то выборы губернатора кривее турецкой сабли. Но вот сейчас немножечко попрямее стали. Ну что здесь говорить, понятно, что опять фильтр, опять барьер. Убрали, например, подписи одни, теперь подписи другие, депутатские. Но вот, например, мне, или тебе, даже, Алексей – ты, действительно, один из лидеров оппозиции… Нет, ну я это на самом деле, без всяких…
- Спасибо.
- Вот, у нас наверняка возникнут проблемы, если мы захотим участвовать в губернаторских выборах. Ну, думаю, что в Кольчугино-то я три голоса возьму, а вот по другим… Приеду в Ковров, а там единой фракцией «Единая Россия». Ну что, ни одного голоса. Приеду в Муром – может быть, кто-то за мои деяния в борьбе с монаковской атомной электростанцией и даст голос. Но, конечно, очень трудно будет, практически невозможно 8 процентов нам с тобой набрать.
- То есть, даже стараться не имеет смысла?
- Но! На будущее… Хотя я думаю, что эту систему уберут… На будущее – сейчас будет меняться ситуация в муниципальных представительных органах, в региональных, потому что вот такого единовластия, какое мы сейчас видим, его не будет буквально через несколько лет. И этот фильтр не будет играть такой роли, когда не будет подавляющего большинства «Единой России». Потому просто – мы ж перетерпели уже 12 лет путинских? Перетерпели, перебороли, переборолись, доказали свою состоятельность. А потом знаешь, если честно, у меня большие сомнения, что, например, думские выборы будут через 5 лет. Я думаю, что они намного ближе будут
- Даже так?
- Вот, у меня такие ощущения. Президентские выборы? А может быть, и президентские будут гораздо ближе. Что подтолкнет - не знаю пока.
- Поживем – увидим.
- Да, хорошая, кстати, фраза, поживем – увидим.
- Актуально в России всегда. Вернусь к тому, с чего начал, и эту тему давай попробуем закончить на сегодня. Вот ты вошел в федеральное руководство партии. Как федеральное руководство взаимодействует с регионами? Есть ли трения? Я слышал, что в Питере у Макса Резника даже приступ случился после вашего съезда.
- Там, в Питере, очень сложная ситуация…. Ну, давай начнем с взаимодействия. В принципе, взаимодействуем достаточно плотно. По крайней мере, связь электронная, связь телефонная постоянно. Решения Бюро, которые к нам приходят – постоянные, приезды наших лидеров в регионы – тоже постоянная практика. Потому что буквально за последние полтора года это и дважды приезд Явлинского, и приезд Митрохина. Вернее, два приезда Митрохина, просто один из приездов в Муром прошел незаметно, только на муромском уровне. Он приезжал как раз по поводу монаковской атомной электростанции. То есть, вот, за полтора года четыре приезда наших лидеров. Я считаю, что здесь взаимодействие плотно. А Митрохин достаточно мобильный парень, он объездил все регионы, бывал не по одному разу, то есть он постоянно в регионах – смотрит, помогает. Сказать, что контакта нет, я не могу, контакт достаточно хороший. Тем более что нам-то сам бог велел, мы вот, рядом, 2 часа и в федеральном «Яблоке»…
А, по Максиму Резнику. Там очень сложная ситуация сложилась. Я сам долго не мог понять, что там произошло, потому что да, вроде как прошло такое, что там была фальсификация в пользу «Яблока». Меня это удивило – как так? И вот на съезде, в принципе, я понял, что произошло. А произошло следующее. Просто «Единая Россия» откатала очередную избирательную технологию. Сейчас поясню. Если у нас, например, идут выборы – это списочный состав, это одномандатники. Там следующим образом - списочный состав, но весь Питер разбит на так называемее округа. И каждый списочник идет в каком-то округе. То есть, ведет борьбу. И если партия преодолевает какой-то процент, там смотрят… Не так вот, например – Кушпита здесь первый, Иванов второй, Петров – и так выходят. Нет! Там, если у Кушпиты в его округе оказался один из самых низких рейтингов, то он просто-напросто не проходит.
И здесь произошло следующее: у нас проходило шесть человек во фракцию питерского законодательного собрания, два человека – Амосов и Беляев, крайне не устраивали, скажем так, местное руководство «Единой России». И сделали пересчет голосов, набросав голоса двум другим яблочникам, чтобы не прошли Амосов и Беляев. Казалось бы – фальсификация в пользу «Яблока», но не прошли те депутаты, которые действительно там должны работать. А прошли люди ну не совсем порядочные, и Резник это знал. Поэтому да, на съезде многие ставили вопрос об исключении Резника из партии, потому что мы категорически против фальсификаций, а тем более в нашу пользу. Там ведь не только у Резника был приступ. У Григория Алексеевича был приступ! И мне сказали, что это, в принципе, связано. И было решение, чтобы эти два депутата, которые прошли таким образом, сложили свои мандаты. Они мандаты не сложили, насколько я знаю, один уже вышел из нашей партии. Я думаю, и второй депутат выйдет. То есть, вот такие технологии, и мы здесь должны быть готовы.
- Да, не повторится ли здесь питерский сценарий?
- Может! Нам нужно смотреть, какие нам законы напишут наши законодатели…
- Вам нужно смотреть, какие люди у вас в партии…
- Да я согласен, здесь тоже я согласен полностью. Но просто неожиданно произошло. Мы ведь как всегда – нас на одних выборах зарубили на одном, мы на следующие выборы готовимся, все подчищаем, а они ж придумают что-то другое.
- Ну, будем надеяться, что у вас все получится. Спасибо, что сегодня пришел. Заходи в гости!
- С удовольствием, на любые темы готов разговаривать.
Источник публикации: Выбор 33
www.vladimironline.ru