Занимательная дорожная математика
21.04.2012 01:10 Рубрика: Политика
Я живу в России, достаточно исправно плачу налоги и коммунальные платежи и веду в меру активную социальную жизнь. А ещё езжу на общественном транспорте, и иногда на велосипеде. Честно говоря, я не помню года, когда там, где я езжу, не велись бы дорожные ремонтные работы.
Не так давно общался я с одним бывшим строителем, назовём его Андрей, и он поведал мне, как они делали двор нового дома. Ну, знаете, подъезд машин, пешеходные дорожки, бордюры и т.д. Работали бригадой в 10 человек, из которых большая часть была гастарбайтерами из Узбекистана. Получали по 10 тыс. рублей в день на бригаду и за месяц справились с двором худо-бедно. Мне после этого разговора захотелось провести собственные изыскания, и я пришёл к выводам вполне закономерным: есть виртуальная стоимость дорог в России, а есть вполне реальная, как в том анекдоте про 4000$, двух проституток и одного старого гея.
Так вот, официально стоимость «обычных» дорог (не скоростных магистралей, а попроще) колеблется от 30 до 200 млн рублей за километр. Отталкиваться пока будем от более-менее среднего показателя в 100 миллионов. Предположим, что ширина «обычных» дорог у нас 4 метра, хотя по факту чуть менее (3,5 - 3,75м). Таким образом, несложно подсчитать стоимость прокладки 1 квадратного метра дороги – 100000000руб/(1000м*4м)=25000. Жильё в Гусь-Хрустальном дешевле, кстати.
Заметьте, что это – стоимость только асфальта и того, что под ним – песка и щебня. Эти стройматериалы расходуются в довольно небольшом количестве. Для устройства 1 кв.м. щебеночного основания толщиной 400 мм (обычно 20см щебня плюс 20см песка) из щебня-песчаника по 1460рублей за тонну потребуется примерно 0,68 тонн щебня; на асфальтовое покрытие площадью 1 кв. м и толщиной 100 мм, нужно будет 250 кг асфальта по 3050 рублей за тонну. Если взять дорогостоящие материалы, которые по факту редко используются, то мы получим сумму 1755 рублей за квадратный метр.
На стоимость дорог могут влиять высота и объем насыпи, тип рельефа, по которому будет проложена дорога, расстояние подвоза строительных материалов и т.п. Предположим, что стоимость в «сложных» местах увеличивается до 2000 рублей, притом, что и так выбрали дорогой материал. Спросите как-нибудь у людей в оранжевой форме возле асфальтоукладчика, сколько они получают за свою работу, и сколько получает их наниматель, подрядчик. Андрей с бригадой в сумме получили чуть менее 300 тыс. рублей и положили около 3500 кв.м., то есть примерно 1200 рублей за квадратный метр. Уточню, что в России многие строительно-отделочные работы примерно приравниваются к стоимости материала, который расходуется при этом.
Даже если в результате всех надбавок 2000 рублей увеличатся в 5 раз (что очень сомнительно), то куда деваются ещё 15000 рублей за квадратный метр, то есть 60 млн рублей за всего лишь один километр невероятных по протяжённости дорог России? На ограждения или клумбочки вдоль трассы, а может быть на светофоры или дорожные знаки? Андрей рассказал, что им было сказано укладывать все слои вдвое меньше нормы, а остальной «материал» перебросили на другой объект, разве что бордюр весь оставили. Впрочем, кроме бордюров и асфальтобетона бригада не занималась ничем. И на том самом другом объекте, полагаю, история с избыточным материалом повторилась. Кстати, недавно были выделены средства на расширение и улучшение дороги Владимир-Муром, в итоге порядка 20 км улучшенной дороги мы получили. И всё. Занятно, правда?
Недавно из окна офиса я видел, как в дождь в лужах ставили «заплатки» на асфальт. Не прошло и месяца, как дорога пришла практически в прежнее состояние. Хотя по всем правилам асфальт кладётся в сухую погоду при температуре не ниже -10 градусов. Однако тут есть нюанс: средства не ремонт дорог из бюджета переводятся в октябре-ноябре, то есть как раз тогда, когда надо уже срочно что-то делать, а погодные условия для прокладки дорог очень неблагоприятные.
Конкурсы на проведение работ проводятся лишь для галочки: фирмы между собой и с чиновниками договариваются заранее, кому достанутся те или иные районы и участки дорог – и тут тоже дело не только в коррупции, но и в том, что средства надо будет распределять быстро. И ладно бы эти фирмы давали нормальную гарантию и ремонтировали по требованию, однако гарантия фирмой чаще всего даётся на 1-2 года, 4 года – это исключительные случаи с федеральными трасами и просто колоссальными расходами.
Сегодня я сел на велосипед. Скажу честно, ездить стало страшно. Да и в автобусах порой трясёт так, что зубы клацают. Количество и размеры ям, колдобин, выбоин, трещин и других матерных слов поражают воображение.
По действующему в России ГОСТ 50597–93, повреждениями дорожного покрытия считаются ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина — 60 см, длина — 15 см, глубина — 5 см. Сюда же относят отклонение крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более, чем на 2 см и отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более, чем на 2 см.
Добавить, в сущности, нечего. Возьмите рулетку, пройдитесь по улицам своего города, прикиньте, как убиваются колёса, бьются средства передвижения и ради чего платятся различные налоги. И, конечно, берегите себя и свои ноги.
Фото предоставлено Дмитрием Лисовым
Кирилл Шторм
Источник публикации: Выбор 33
www.vladimironline.ru