о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Бывшие ученики - хуже бывших жен

08.02.2012 16:30 Рубрика: Политика


garkovПоскольку даже комментаторы текста «Покажите мне вашу молодежь, и я скажу, кто вы» связали его со мной, а автор текста в комментариях попробовал от меня «открестится» считаю себя вправе как внести ясность в этот вопрос, так и попытаться проанализировать его содержание.

«Георгий "свЯт" Вадимович не имеет никакого отношения ни ко мне, ни к тексту» - утверждает г-н Гиричев.

Это очевидная неправда – достаточно заглянуть в его зачетку, где имеется и моя подпись. Бывал он на моих лекциях по столь пропагандируемой им «семейной психологии» (точнее это называется «психология семейных отношений»). Довелось мне побывать и фактическим руководителем его научной работы (этот факт тоже легко подтвердить документально). Имеются так же мои тексты на соответствующие темы, публикации и, наконец, электронная переписка.

Этот аспект труда г-на Гиричева как раз затронул меня менее всего - ну, в конце концов, мало ли я читал за двадцать лет плохих курсовых «по мотивам» своих лекций. Гораздо важнее для меня содержательный анализ сего опуса.

Первое, что я считаю недопустимым – когда вьюнош двадцати с небольшим лет гордо заявляет, что встречается с молодежью «На мероприятиях, форумах, круглых столах и в интеллектуально-логическом клубе (руководителем которого я являюсь…) общаюсь с парнями и девушками, чувствую настроения, знаю, что им нужно». Ключевое здесь слово ИМ. То есть автор материала сознательно ставит себя ВНЕ, а скорее даже НАД (он же «любимый руководитель») молодежью. Вот эта самая позиция меня бесила еще с комсомольских времен. Но тогдашние «микровожди» хотя бы прикрывались учением Партии и последнего пленума ЦК КПСС.

В последнее время я немало участвую в различных мероприятиях молодежной политики, и все мои собеседники, думаю, могут подтвердить – я задаю гораздо больше вопросов, чем даю готовых советов. Именно потому, что, увы! уже не могу отнести себя к молодежи. Более того, со времен моей молодости сменилось даже не только государство – общественный уклад. Но и внутри современной молодежи культурных и социальных слоев сейчас намешано столько, что говорить о «парнях и девушках» «вообще и в целом», я бы сказал, крайне опрометчиво.

Молодежь хочет многого, хочет разного» - говорит г-н Гиричев – и ниже – «социальный заказ молодежи» должен быть удовлетворен. Так заказ или заказы? Все ли, что «хочет молодежь» является ее социальным заказом? И все ли социальные заказы должны быть удовлетворены?

Молодежь, в представлении Гиричева получается неким капризным дитятей, которому хочется «ам-ам», «пи-пи», «уа-уа» и «кря-кря» одновременно, а рядом стоят некие «автоматические удовлетворители», в виде «организаций и учреждений, призванных удовлетворять потребности молодого поколения, хотя бы в силу целей и задач, указанных в уставах и иных документах». Причем «на благо дитять», они должны питать их «вкусной и здоровой пищей» «подобрав наиболее удобные формы и методы работы». Здесь возникает следующий вопрос, оставшийся без ответа: а кому, собственно, удобный? Самой молодежи, государству, правящей партии? В этом случае ведь и методы будут разные…
Далее, г-н Гиричев сообщает о пришедшем ему озарении, которое он стал проверять «поговорив с несколькими десятками знакомых молодых людей (старшими школьниками и студентами), я выяснил, что их знания в таких областях… оставляют желать лучшего ». Опять покаюсь в пробелах существующего высшего образования. В подготовку юристов (на коего более или менее успешно обучается г-н Гиричев) изучение методов социологического исследования не входит. Поэтому ему невдомек, что интервьюирование – один из наиболее сложных объективных методов и не ставит перед собой проверку знаний. А выяснение объема знаний не может происходить в процессе беседы, тем более, что выяснить их может только человек, таковыми знаниями, полученными в ходе профессиональной подготовки, обладающий. То есть, если бывший пожарный дознаватель г-н Гиричев не смог объяснить мне (неспециалисту) строение пожарного гидранта, это еще не означает, что я должен сделать вывод о том, что пожарные у нас плохие.

Итак. Гиричев задумал подготовку «адекватной молодежи». Но главный вопрос: адекватной ЧЕМУ? Каков, собственно, критерий адекватности? Например, «правильный» выпускник Селигера вполне адекватен тем требованиям, которые предъявляет к нему г-н Якеменко-младший (о чем тот неоднократно заявлял). Гопник-алкоголик из муромского района Собачаевка вполне адекватен той полностью физически и социально деградированной среде, в которой ему, скорее всего, придется пребывать до конца дней своих. В завершающей части своей работы Антон упоминает «уникальность» как качество «адекватных» людей. Но «уникальный» человек неизбежно и постоянно оказывается в «ситуации неадекватности», поскольку ему «хочется странного», то есть он не адекватен не только окружающей среде, но и самому себе. Альберт Эйнштейн, Стив Джобс, Сальвадор Дали, Сергей Королев постоянно зарабатывали себе ярлык «неадекватов». А для подготовки «активистов», (как хорошо, известно, Гиричеву), и старые добрые «школы комсомольского актива» сгодятся. Так в чем проблема? Что не ему предоставлено право пасти это стадо?
Следующий вопрос. А как, собственно, формировать компетенции, не обладая ни самими этими компетенциями, ни профессиональной подготовкой, ни, наконец, методикой работы (уже одно употребление выражения «уроки в традиционном их понимании» свидетельствует о полном незнании «матчасти»).

Забавно, что Гиричев как говорили в прошедшие времена «поверг свой проект к стопам» тем самым сотрудникам молодежной сферы, которых предварительно лягнул. И непонятно как эти сотрудники должны отреагировать. Сказать «да, о великий! Вот тебе владимирская молодежь – правь и володей ею». Или: «Спасибо, товарищ начальник, выполнять с завтрашнего дня или уже сейчас?»

Увы для Гиричева, думаю, что именно потому, что им хочется «хорошо» они поступят совершенно по-другому. Поживем – увидим. Свое место в кресле-качалке на балконе я уже занял.
И все-таки. Как и женщины, ученики бывает, предают. И становятся бывшими.
Но поверьте опыту уже немолодого человека – бывшие ученики еще надоедливее бывших жен.


Георгий Жарков,
Кандидат психологических наук,
Специалист по работе с молодежью высшей категории


Источник публикации: Выбор 33



www.vladimironline.ru




только в разделе Политика

Последние новости

Все новости