Ирина Тулякова: «Для кого мы строим и сколько это будет стоить»?
20.11.2023 11:08 Рубрика: Политика
Несмотря на то что на ближайшую перспективу во Владимирской области просматриваются положительные тенденции роста промышленного производства, такие факторы, как «невысокая» покупательская способность населения и дефицит трудовых ресурсов, могут оказать негативное влияние на пополнение региональной казны и выполнение государственных обязательств. Об этом на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на ближайшие три год заявила председатель Счётной палаты Владимирской области Ирина Тулякова.
Основныепараметры областного бюджета на ближайший трёхлетний период спрогнозированы следующим образом:
2024 год: доходы - 94,52 миллиарда рублей; расходы - 102,32 миллиарда; дефицит (превышение расходов над доходами) - 7,8 миллиарда.
2025 год: доходы — 94,64 миллиарда рублей; расходы — 99,09 миллиарда; дефицит — 4,5 миллиарда.
2026 год: доходы — 93,94 миллиарда рублей; расходы — 94,44 миллиарда; дефицит — 0,5 миллиарда.
В трёхлетнем периоде запланировано снижение государственного долга в процентном отношении к доходам бюджета с 27,1% в 2024 году до 26,2% в 2026 году.
Главный региональный аудитор положительно оценила сбалансированность предлагаемого проекта областного бюджета, его социальную направленность и безопасный уровень государственного долга. При этом Ирина Тулякова отметила, что размеры федеральной финансовой помощи для регионов запланированы на самом низком за последние пять лет уровне, что может создать дополнительные сложности.
Кроме этого, Тулякова подчеркнула, что в Счётной палате ежегодно обращают внимание на то, что планируемые результаты использования бюджетных средств занижаются, а при росте ассигнований отсутствует значимый социально-экономический эффект. О чём конкретно идёт речь, она не уточнила.
В своём докладе Ирина Тулякова также обозначила проблему низкой финансовой дисциплины при освоении бюджетных средств и на проблемы с оформлением проектно-сметной документации на некоторые запланированные к строительству объекты. Она упомянула, например, областной приют для безнадзорных животных.
Кроме этого, председатель Счётной палаты Владимирской области в очередной раз обратила внимание на то, что региональная инвестиционная программа не утверждена отдельным документом, что не позволяет сделать однозначные выводы о том, «для кого мы строим», кто будет содержать эти объекты и сколько это всё будет в конечном итоге стоить.
В целом же, по предварительным оценкам государственных аудиторов, проект закона об областном бюджете на ближайшие три года соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Расшифровка выступления председателя Счётной палаты.
Ирина Тулякова, председатель Счётной палаты Владимирской области:
Счётная палата в настоящее время завершает экспертизу проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. За основу прогнозных проектировок принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития региона. Прогнозируется положительная тенденция роста промышленного сектора и увеличение производства промышленной продукции, что в первую очередь связано с нацеленностью региона на импортозамещение в условиях сохраняющего санкционного давления.
При этом отмечаем наличие рисков, способных оказать негативное влияние на исполнение областного бюджета в 2024 году. В первую очередь, по нашему мнению, это излишне оптимистичная оценка инфляционных процессов, учтенных в прогнозе в размере 4% против 4,5%, учтенных в прогнозе Минэкономразвития Российской Федерации. По итогам 2023 года ожидаемый индекс потребительских цен составит 7,5%.
Кроме того, негативными факторами могут стать невысокая покупательная способность населения и дефицит трудовых ресурсов. Поэтому в среднесрочной перспективной деятельности правительства области должна быть нацелена на повышение уровня жизни населения, а также сохранение и подготовку новых кадров.
[Первый заместитель губернатора, министр финансов Владимирской области] Вячеслав Павлович Кузин напомнил, что ключевой вопрос в развитии экономики, который обозначен нашим президентом — это преодоление дефицита кадров на основе повышение производительности труда. Правительством Владимирской области в проекте бюджета предусмотрены механизмы решения данной проблемы — это расходы на подготовку высококвалифицированных практико-ориентированных кадров, на поддержку предприятий, внедряющих бережливое производство. Учтено предложение Счетной палаты о продлении до 2025 года поддержки для предприятий-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», предусмотренная областным законом о применении на территории Владимирской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
Как и в прошлом году, проект бюджета внесен в Законодательное Собрание в условиях неполного распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. И в этом году, по оценке Счетной палаты, в Российской Федерации это самый низкий уровень распределения на федеральном бюджете в течение последних пяти лет.
Доходы областного бюджета спрогнозированы на основе методик и расчетов главных администраторов доходов, что соответствует требованию бюджетного кодекса. Вместе с тем, анализируя представленные расчеты, мы полагаем, что, при сохранении текущих темпов роста экономики региона и реализации сценарных условий базового варианта прогноза в бюджет поступят дополнительные доходы, которые позволят отказаться от привлечения коммерческих кредитов и избежать расходов на их обслуживание.
Также в ходе исполнения областного бюджета могут образоваться резервы по доходам от управления остатками средств на едином казначейском счете от распоряжения государственным имуществом, а также за счет эффективной работы по сокращению недоимки и просроченной дебиторской задолженности.
Госдолг Владимирской области прогнозируется на безопасном уровне с ростом на 9,7% к ожидаемой оценке 2023 года, что в первую очередь, конечно же, обусловлено дополнительным привлечением бюджетных кредитов на реализацию 6 инфраструктурных проектов.
Оценивая расходную часть областного бюджета, мы констатируем, что в целом планируемые расходы подкреплены соответствующими обоснованиями и расчетами. Вместе с тем, в нарушение требований бюджетного законодательства по отдельным расходам не представлена соответствующая нормативная правовая база, являющаяся основанием для выделения бюджетных средств. Поэтому до рассмотрения проекта закона Законодательным Собранием органам исполнительной власти необходимо приложить усилия и разработать необходимые правовые документы.
Говоря о бюджетных расходах, реализуемых в рамках 37 государственных программ, обращаем внимание, что их доля в общем объеме расходов составит в 2024 году 88,4%, и за три года увеличится до 89,1%. Конечно же, безусловный приоритет правительства Владимирской области — образование, здравоохранение, социальная поддержка. Учитывая, что госпрограммы являются одним из инструментов достижения цели социально-экономического развития области, при экспертизе проекта бюджета мы особое внимание ожидаемым результатам и показателям госпрограмм. Именно от их качества будет зависеть эффект, который мы получим от использования бюджетных ресурсов. И в данном контексте органам исполнительной власти есть еще, над чем поработать.
Ежегодно мы отмечаем такие проблемы, как занижение планируемых результатов, отсутствие их положительной динамики в среднесрочной перспективе при увеличении объемов выделяемых средств и отсутствие значимого социально-экономического эффекта. Полагаем, что информация, которую мы отразим в нашем заключении, позволит главным администраторам бюджетных средств повысить качество планирования бюджетных проектировок.
В непростых экономических условиях основным инструментом, обеспечивающим эффективное использование бюджетных средств, конечно же, должна стать строгая бюджетная дисциплина. Нередко проблема не в отсутствии ассигнований, а в неспособности их освоить, на что обратил внимание в своем выступлении Вячеслав Павлович Кузин. В итоге показатели, установленные бюджетными проектировками, не достигаются. Например, на 1 ноября 2023 года кассовое исполнение по объектам капитального строительства и капитального ремонта составила всего 58%. Поэтому ответственным исполнителям надо повышать качество управления бюджетными ресурсами, увеличивая ритмичность освоения бюджетных средств и сокращая суммы переходящих на следующий год остатков.
Касаясь темы бюджетных инвестиций, мы отмечаем, что так и не решена проблема по своевременной подготовке необходимого пакета документов для строительства новых объектов. По ряду объектов дорожного хозяйства, жилищно-коммунальной сферы, включенных в бюджетные проектировки, разработанная ПСД отсутствует или не прошла экспертизу. Это противоречит требованиям законодательства и не позволяет оценить обоснованность включения таких объектов в перечень строительства, а также оценить планируемый объем ассигнований.
Обращу внимание, что на федеральном уровне включение в проектировки бюджета строительства без соответствующей проектной документации разрешается только при наличии соответствующего обоснования строительства объекта с обязательным указанием сроков разработки необходимой документации, а также указываются причины отсутствия документации при формировании проекта бюджета.
Еще в марте этого года должна быть разработана, например, ПСД для строительства приюта для безнадзорных животных, но были получены замечания госэкспертизы, и до настоящего времени проектная документация дорабатывается. Наверно, поэтому мы не увидели в законопроекте ассигнования на строительство и содержание приюта для безнадзорных животных.
Завершая тему инвестиций, напомню, что областная адресная инвестиционная программа в виде отдельного документа у нас в регионе не утверждается. Де-факто у нас утвержден только реестр объектов капитального строительства и капитального ремонта и только на очередной финансовый, не отражающий весь объем бюджетных инвестиций. Это не позволяет сделать вывод о том, для кого мы строим, кто в итоге будет содержать объект строительства и сколько это будет стоить. На эту проблему мы уже неоднократно обращали свое внимание.
В целом, наш анализ показывает, что в 2024 году планируется начать строительство 44 новых объектов стоимостью более 10,5 миллиарда рублей.
Отмечаем, что в части расходов социальной направленности проектом бюджета предусмотрено значимое увеличение расходов к уровню 2023 года на строительство спортивных сооружений в 2,3 раза, на создание цифровой образовательной среды на 41%, на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 24,5%.
Что касается такой важной составляющей бюджетной политики, как межбюджетные отношения, отмечаем ее предсказуемость и прозрачность. Сохраняются все виды помощи, установленные местным бюджетам, соблюдаются предусмотренные принципы распределения межбюджетных трансфертов. Предлагаемые меры поддержки позволяют осуществить выравнивание бюджетной обеспеченности. Как положительный момент отмечаем увеличение количество муниципальных образований, которые пользуются механизмом замены дотаций на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, что также позволит им расширять свой доходный потенциал.
В целях частичной компенсации дополнительных расходов местных бюджетов и в связи с решением на федеральном уровне об увеличении с 1 января размера минимальной оплаты труда законопроектом запланировано предоставление местным бюджетам дотаций в сумме более 303 миллионов рублей ежегодно. В качестве мер поддержки местных бюджетов правительством области также предусматривается предоставление кредитов на общую сумму более 1,2 миллиарда рублей. В целом, на наш взгляд, предусмотренная финансовая помощь из областного бюджета должна позволить муниципальным образованиям обеспечить исполнение расходных обязательств в полном объеме, не допуская просроченной задолженности.
В завершение отмечу, что представленный законопроект, по нашим предварительным оценкам, соответствует требованиям бюджетного законодательства. Основные параметры бюджета соблюдены — это по размеру дефицита бюджета, Вячеслав Павлович [Кузин] говорил, по размеру государственного долга, и обеспечена сбалансированность бюджета.
ЗакСобрание Владимирской области в первом чтении рассмотрит проект закона об областном бюджете на заседании, запланированном на 28 ноября.
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru
Последние новости
- В Гороховце установили главную городскую елку. Но много-много радости местным жителям она не принесла »»»
- Владимирский минздрав возглавил специалист без медицинского образования »»»
- Владимирскую область с Москвой и Нижним Новгородом хотят связать «водным путем» »»»
- В ближайшие три года Владимирская область на сохранение лесов получит более 200 миллионов рублей »»»
- В 2025 году Владимирская область продолжит работы по восстановлению подшефного города Кировское в ДНР »»»
- Зачем повышать штрафы? Отвечает депутат Госдумы Алексей Говырин »»»
- Неравнодушные жители Верхней Дубровы одобрили дорогу через парк «Дружба» »»»
- Общественность поддержала преобразование Селивановского района в округ »»»
- Инфекционный корпус готовы открывать хоть сейчас, но по частям, а драмтеатр чуть позже, но целиком »»»
- Въезд во Владимир со стороны Юрьев-Польского планируют расширить до трех полос »»»