Усадьбу графа Храповицкого в Муромцево благоустроят на конкурсной основе
14.03.2023 10:35 Рубрика: Политика
Министерство образования Владимирской области и администрация Муромцевского сельского поселения при поддержке сельхозпредприятия «Пионер» и НКО «Возрождение» объявили конкурс архитектурных концепций благоустройства исторической части поселка Муромцево, где находится усадебный комплекс графа Владимира Храповицкого. Положение о конкурсе и техническое задание на разработку концепций опубликованы на сайте Владимирского строительного колледжа.
Конкурс рассчитан на студентов архитектурных специальностей, начинающих специалистов и самозанятых, работающих в сферах архитектуры и дизайна. К участию допустят также индивидуальных предпринимателей и архитектурные бюро, «объединяющие в том числе молодых архитекторов и/или дизайнеров в возрасте от 16 до 35 лет включительно». Каждый участник может подать на конкурс только один проект. Работы принимаются до 31 мая по электронной или обычной почте.
Победителей конкурса выберет жюри — экспертный совет, состав которого пока неизвестен. Лучшие работы отметят денежными премиями. За третье место положена награда в 50 тысяч рублей, за второе место — 100 тысяч рублей, за первое место — 150 тысяч рублей. Эксперты будут оценивать присланные проекты две недели, с 1 по 15 июня. Награды вручат не позднее 25 июня. Итоги, согласно положению о проведении конкурса, должны быть опубликованы спустя три дня, 28 июня.
От участников ждут предложений по внешнему архитектурному облику объектов, находящихся на центральной площади поселка, пешеходным и велосипедным маршрутам, а также «по нейтрализации коммунальной территории Муромцевского лесотехнического техникума, котельной и других предприятий». Архитекторы должны предусмотреть устройство зон отдыха, установку уличной мебели, освещения и малых архитектурных форм, сохранив при этом зеленые насаждения.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Архитектура и история Муромцево поистине уникальны для Владимирской области, поселок мог бы стать обязательным к посещению пунктом маршрута «Золотое кольцо», — считает архитектор Арина Суворова. Сейчас этому препятствует низкая транспортная доступность населенного пункта — добраться туда можно, если не на машине, только на рейсовом автобусе с пересадкой на маршрутку, что «сложно считать хоть сколько-нибудь комфортным», — а также полное отсутствие туристической инфраструктуры.
«В Муромцево негде поесть, сходить в туалет, переночевать. Нечего смотреть, кроме усадьбы, а это занимает от силы пару часов. Место банально не благоустроено. Идея открытого конкурса отличная и, в общем-то, давно назрела. Практика распространяется все больше, а теперь дошла и до Владимира. Не может не радовать и размер призового фонда — наконец-то речь идет о приличных суммах, а не о работе за „спасибо“ или ради уникального опыта и наработки портфолио.
Проблема в том, что конкурсная документация опубликована только на сайте строительного колледжа, тогда как должна быть размещена как минимум на профильном архитектурном сайте „Архи.ру“, иначе конкурс вновь окажется незамеченным никем, кроме Владимирского госуниверситета и самого колледжа. Также есть проблема с самой конкурсной документацией, если оценивать ее с позиции потенциального участника», — говорит Арина Суворова.
Что конкретно является объектом проектирования — неясно, отмечает архитектор. Из конкурсных документов следует, что нужно разработать концепцию благоустройства «центральной (исторической) части Муромцево», но где проходит ее граница - не указано. В техническом задании упоминаются участки площадями 6 447 и 14 788,78 квадратных метра без каких-либо пояснений. Сама усадьба — с замком, парком, прудами и другими объектами — занимает территорию площадью 232 881 квадратный метр.
«К другим исходным данным тоже есть вопросы. Например, в пункте 8 технического задания говорится о фотофиксации существующего положения. В конкурсной документации ее нет, зато есть требуемая часть состава проекта. В этот момент мы понимаем, что никакие исходные данные нам не предоставят и собирать их нужно самостоятельно в середине марта-апреля, когда даже по городу сложно передвигаться, не говоря уж о сельской местности.
Безусловно, выезд на место очень важен для архитектора. Это позволяет составить в голосе карту местности, отметить ориентиры и видовые точки. Но если объявляется конкурс, к участию в котором хотят привлечь людей, в том числе из других регионов, то организаторам стоило бы подумать над фото- и видеосъемкой, отметить на плане точки съемки и приложить отдельным файлом к техзаданию. Особенно хорошо помогает понять местно съемка с дрона», — объясняет Арина Суворова.
Собеседник Зебра ТВ отмечает множество других недостатков документации, «которые можно было бы исправить, посоветовавшись с практикующими архитекторами». Не указаны критерии оценки конкурсных проектов и другие требования к составу работ, из-за чего может сложиться впечатление, будто организаторам «все равно, что получить в итоге, лишь бы прислало что-нибудь», — замечает Арина Суворова. Некоторые задачи и вовсе не входят в компетенцию архитекторов:
«В техническом задании упоминается, в частности, что авторы работы должны сделать предложения по освещению территории. Это зона ответственности светодизайнеров и инженеров-светотехников, но никак не архитекторов и тем более студентов. В требования к проекту также входит некая „нейтрализация коммунальной территории техникума, котельной и других предприятий“. Что это означает и могут ли с этим в принципе справиться студенты — неизвестно.
Есть требования к озеленению — они сформулированы буквально одной строкой: „Сохранение и окультуривание существующих зеленых насаждений“. Из этого следует, что деревья и кустарники на территории проектирования не должны вырубаться — только обрезаться, а новые посадки конкурсными проектами не предусмотрены. В таком случае возникает закономерный вопрос, зачем тогда в состав проекта участники должны включить схему озеленения.
Обеспечение условий жизнедеятельности маломобильных групп населения почему-то оставлены на усмотрение проектировщика. При этом условия для беспрепятственного доступа МГН к рекреации — это требование, прописанное в строительных нормативах (пункт 4.15 СП 42.13330.2016), у проектировщиков нет выбора, делать ли среду доступной или нет. А от этого как минимум зависит ширина пешеходных дорожек и частота появления лестниц на пути.
К конкурсной работе нужно, согласно техзаданию, приложить ведомость малых архитектурных форм. Такая ведомость, если все оформлять в строгом соответствии с государственными стандартами, предполагает точный подсчет количества лавочек, урн, горок, качелей, арт-объектов. Ее невозможно сделать без расстановки МАФ на плане в масштабе. А его, в свою очередь, нельзя сделать по скриншоту из Google Maps или Яндекс Карт с неопределенной точностью».
Обычно, как рассказывает Арина Суворова, на конкурсы концепций предоставляются наглядные схемы без проработки различных мелочей, из-за чего возникает ощущение, что техническое задание взято из другого проекта. Кроме того, по словам архитектора, 2,5 месяца — это слишком короткий срок для проектирования, так как «мало кто может позволить себе бросить текущую работу или учебу». О начале конкурса стоило объявить заранее, полагает собеседник редакции.
УДАСТСЯ ЛИ ВЛАСТЯМ ИЗБЕЖАТЬ ПРОШЛЫХ ОШИБОК?
Арина Суворова не исключает, что по итогам конкурса концепций благоустройства исторической части поселка Муромцево «мы либо получим хорошие проекты, в которых участники привычно проигнорируют большую часть требований, прописанных в техзадании, либо повторится история со сквером за Белым домом». Благоустройство пространства вокруг здания правительства Владимирской области было первой попыткой региональных властей провести открытый архитектурный конкурс.
О том, чтобы привести в порядок территорию с фонтаном на Октябрьском проспекте города Владимира, чиновники задумывались давно. В 2019 году губернатор Владимир Сипягин даже заложил символический валун, которым закрепили идею создания сквера в честь 75-летия со дня основания Владимирской области. Концепцию благоустройства общественного пространства представили только в 2021 году — задержка, по официальной версии, была связана с пандемией коронавируса.
Проект обновления сквера разрабатывало государственное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро (ОПИАПб). Его работу раскритиковали архитекторы и урбанисты, после чего региональные власти снова поставили вопрос благоустройства на паузу. Примерно в то же время временно исполняющим обязанности губернатора Владимирской области назначили Александра Авдеева — и чиновники, решив воспользоваться моментом, изменили подход к организации работ.
В конце ноября 2021 года главный архитектор области Евгений Миронов объявил сбор мнений горожан, на основе которых специалисты решили составить общественное задание на проектирование нового сквера. Территорию благоустройства по предложению Миронова расширили — помимо небольшой площадки с фонтаном за Белым домом, в сквер включили парковку возле здания правительства и небольшую зеленую зону, где собирались установить памятник князю Андрею Боголюбскому.
Общественное задание на проектирование сквера как раз должно было стать основой открытого конкурса для профессиональных архитектурные бюро из разных регионов России. По мнению главного архитектора Владимирской области, это повысило бы престиж региона и позволило нивелировать недостатки законов о госзакупках. Однако на составлении общественно задания все и закончилось — конкурс так и не объявили, а с Евгением Мироновым не стали продлевать трудовой контракт.
В качестве примера того, как можно было бы организовать архитектурный конкурс, Арина Суворова приводит комплексный проект благоустройства этнопарка «Ватан» в Уфе. Местные власти подробно описали условия участия, предоставили обзорную схему проектируемой территории, фото со спутника и даже сделали видеообзор парка. В итоге в конкурсе участвовала 41 в деталях продуманная работа, в том числе от специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и других городов.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru