Депутаты ЗакСобрания Владимирской области Роман Кавинов и Сергей Бирюков высказались «за» и «против» муниципальной реформы. После первого «тайма» счёт 1:0 в пользу Бирюкова
20.02.2022 16:48 Рубрика: Политика
Если бы в Филипповском сельском поселении Киржачского района Владимирской области не было органа местного самоуправления, то там появился бы мусорный полигон; если бы в городском поселении Струнино Александровского района не было горсовета, то ремонт местной поликлиники никогда бы не начался. Такие мысли высказал депутат Законодательного Собрания Владимирской области Сергей Бирюков (фракция «Справедливая Россия»), выступая на круглом столе по теме принятого Госдумой в первом чтении федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Дискуссия прошла на площадке Владимирского филиала РАНХиГС.
Новый закон заменит действующие с 2003 года правила. Реформа начнёт действовать с 1 января 2023 года и завершится через пять лет полной ликвидацией сельских и городских поселений. Все полномочия заберут районы и городские округа, а губернатор получит право увольнять глав местного самоуправления.
Сергей Бирюков раскритиковал законопроект и предположил, что его принятие во втором чтении будет отложено, как это произошло с законом о тотальном введении QR-кодов о вакцинации от коронавируса. И оказался прав: несколько дней спустя один из авторов реформы, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников предложил перенести рассмотрение документа во втором чтении с середины марта на июнь. Окончательное решение по этому вопросу примет Совет нижней палаты российского парламента.
Одним из сторонников нового закона о местном самоуправлении является заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области Роман Кавинов (фракция «Единая Россия») - он также выступил на круглом столе во Владимирском филиале РАНХиГС. Кавинов и Бирюков не вступали в полемику друг с другом, просто изложили свои аргументы в порядке очерёдности. Зебра ТВ публикует расшифровку их выступлений с незначительными сокращениями.
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
Среди депутатов, которые, так, прошу уж прощения за [это] слово, оголтело критиковали закон новый федеральный, в основном оказались те депутаты Законодательного Собрания, которые, в силу разных жизненных обстоятельств, в органах местного самоуправления не работали - не были муниципальными депутатами, ни главами. То есть не участвовали в жизни муниципалитетов, и знают эту сторону нашей жизни скорее теоретически.
Большинство депутатов, как Александр Васильевич [Цыганский], как я, которые поработали сами либо [муниципальными] депутатами, либо главами [органов местного самоуправления], либо сотрудниками той или иной [местной] администрации, они свели обсуждение закона именно к предложениям, к конкретным отдельным недостаткам, и к тому, какими формулировками эти недостатки можно исправить.
В целом, те, кто не критиковал оголтело закон, согласились с тем, что новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» - это назревшая необходимость. И то, что этот закон появился в конце прошлого года, и то, что сейчас проходит серия широких обсуждений этого закона, это - правильно, и так, наверное, должно было происходить.
Мне не только довелось побыть в качестве муниципального депутата, в качестве главы [администрации города Вязники], но и в стенах РАНХиГС получить дополнительное профессиональное образование - предметом моих научных исследований в 2014-2016 годах была как раз система местного самоуправления и реализация соответствующего законодательства.
В 2013 году был большой Госсовет по местному самоуправлению, он у нас как раз проходил, во Владимирской области. В 2014 году достаточно такие серьёзные изменения [в законодательство] были внесены, связанные с тем, что в регулирование деятельности органов местного самоуправления были включены региональные органы власти. До этого такого не было — действовали прямые [федеральные] нормы.
И была большая работа проделана в Законодательном Собрании по имплементации тогдашних изменений [в региональное законодательство], и это тоже такой большой серьёзный блок, и мы определялись по тому, как главы избираются во Владимирской области, и по тому, как формируются Советы. Самую большую сложность вызвало, когда мы принимали решения как раз по полномочиям сельских поселений: что туда должно войти, что не вошло, что для ни характерно. Мы занимались поиском этого баланса.
И вы помните, тогда одно из изменений появилось - практика появления внутригородских районов в городских округах, крупных городах. И это новшество подавалось, как то, что «необходимо местное самоуправление приблизить к населению, и нужно вот это делать, что это запрос [населения], что плохо, когда в большом 360-тысячном Владимире было всего 35 депутатов, что на одного депутата достаточно большое количество людей, а уж про Челябинск или Свердловск и говорить нечего».
Так вот, насколько я помню, после реформы 2014 года внутригородские районы появились в 8 городах, но постепенно, плавно, плавно, плавно, вот эта тенденция была к сокращению, то есть, не «взлетела». А вот нормы, которые появились после изменения 131-го закона в 2017 году, когда появились муниципальные округа... Вот как раз-таки появление муниципальных округов, скажем так, муниципальных районов и входящих в их состав поселений. И много регионов, много муниципалитетов пошли по этому пути. Есть у нас субъекты Российской Федерации, где де факто одноуровневое местное самоуправление уже существует, и оно, наверно, появилось, и норма законодательная, а потом и жизнь как бы привела к этому. Сначала же ведь в городские округа пытались [всё преобразовать] в ряде субъектов. То есть, это, наверно, произошло не от того, что кто-то решил, что так нужно; жизнь заставила отказываться от двухуровневой системы, переходить к одноуровневой.
И на самом деле, повторюсь, многие сущностные изменения, которые изложены в новом федеральном законе, они назрели, они, скорее реализуют то, что в жизни уже происходит. Совершенно очевидно, что [в тексте нового закона] есть, что править, мы знаем, что уже есть заключение правительства и министерства юстиции, и, наверное, и депутаты Государственной Думы свои поправки и предложения внесут. Может быть, мы с коллегами подготовим [свои предложения], хотя на самом деле, поскольку очень большое количество очень значимых экспертных площадок разного уровня включилось в процесс выработки предложений по совершенствованию нового закона. Я абсолютно убеждён, что закон будет оптимизирован, многие замечания, которые и практики и теоретики высказывают и выскажут, они будут устранены.
Но совершенно очевидно, что роль и значение региональных органов власти [возрастает] - на самом деле очень большая работа предстоит внутриполитическому, внутрирегиональному управленческому блоку. Не скажу, что нам так много перестраивать придётся в региональном законодательстве, но это серьёзная работа - это и Устав [Владимирской области], закон об администрациях, которые теперь, видимо, по-другому будут называться, и закон о Законодательном Собрании, и достаточно серьёзный блок других законов.
И совершенно очевидно, что, конечно же, имплементация, в случае принятия нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», потребует больших усилий, большого скрупулёзного анализа, в том числе, как раз по разделу того, какие полномочия, а это как раз концепция закона предполагает, что это как раз регионы, законодательные и исполнительные органы региональной власти будут принимать решения об объёме полномочий, который предстоит исполнять органам местного самоуправления.
Сергей Бирюков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
Я участвовал в заседании комитета по местному самоуправлению, где этот закон обсуждался.
Я хотел бы обратить внимание на то, что, во-первых, мы обсуждаем закон уже принятый в первом чтении, и, по сути, то, что мы здесь накреативим, можем не успеть внести. И, может быть, и не надо… Я выслушал всех внимательно, постарался понять логику, но, простите, меня не убедили в том, что этот закон действительно такой хороший, как многие пытаются его представить, если его причесать.
Начнём с главного: у нас принципы местного самоуправления заложены в Конституции, [в которой прописано, что] «в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправлениеи»; «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно».
Мы обсуждаем закон, в котором с самостоятельностью у местного самоуправления остаётся минимум полномочий - они определяются областной властью; областной же властью ставятся [на должности] и снимаются [с должностей] главы местного самоуправления.
Я, конечно, уважаю и заключение правительства, и комитета Государственной Думы, но, по-моему, всё-таки противоречие с Конституцией-то есть.
И, кстати, в Государственной Думе, когда автор законопроекта выступал, он ушёл от прямого ответа на вопрос о противоречии с Конституцией. Согласен, что очень много в этом законе достаточно странностей, которые, я уверен, будут урегулированы.
Например, в статье 5 правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, в том числе, административных центров-столиц субъектов Российской Федерации и на других территориях, осуществляется федеральными органами государственной власти. И это - местное самоуправление?
Правильно говорят товарищи, которые имели опыт работы в органах местного самоуправления, что для удобства управления территорией, конечно, нужно всё упрощать. Но население полностью отстранено от участия [в решении вопросов местного значения]. Им говорят: «Вот у вас там есть референдумы, можете сходы проводить, территориальное общественное самоуправление [вам оставили]». Но это ничего не будет решать.
По референдумам: не прописано, какие вопросы можно, собственно, на референдум выносить. В одной статье написано, что решение референдума не требуется подкреплять никакими другими нормативно-правовыми актами. В следующей статье написано, что если всё-таки требуется то, надо в такие сроки это делать. То есть, мы все вопросы на референдум станем выносить? А если референдум примет решение, чтобы отобрать [у местного самоуправления вообще все] полномочия, например? Как это будет? Как с этим быть?
Я убеждён, что как раз усложнение системы управления направлено на то, чтобы не просто в спокойном режиме управлять, а на то, что когда происходят какие-то вызовы, с которыми раньше не сталкивались, сложная система всегда найдёт лучший выход.
Я уверен, что не будь органа местного самоуправления в Филипповском сельском поселении [Киржачского района], там сейчас был бы мусорный полигон; не будь Совета народных депутатов в Струнино [Александровского района], поликлиника бы там сейчас не строилась, ремонт в больничном городке осуществлён бы не был.
И таких примеров - масса. Мы не должны управлять населением, предоставлять им услуги - не в этом принцип местного самоуправления; население [само] должно управлять своей жизнью. А сейчас, допустим, в этом законопроекте, реорганизация территорий происходит полностью без учёта мнения населения только через какое-то минимальное количество депутатов - 10, максимум 35 депутатов.
Здесь договорились уже до того, что выборы, оказывается, нам всем мешают, и деньги не дают экономить - вот [глава администрации Собинского района] Александр Всеволодович [Разов] сказал. Александр Всеволодович, не надо муниципальных чиновников привлекать к работе на избирательных участках, надо доверить эту работу, как и в законе прописано, политическим партиям и общественным объединениям, и тогда экономия, собственно, и будет.
Это вот достаточно эмоционально, но я понимаю, что надежды есть. Вот в меня [глава округа Муром, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области»] Евгений Евгеньевич [Рычков] вселил надежду, сказав, что 60% против законопроекта, и критика была очень конструктивной. Я искренне надеюсь, что всё-таки закон о местном самоуправлении постигнет та же судьба, что и закон QR-кодах - его отложат, и всё-таки мы на каких-то более справедливых принципах вернёмся к организации местного самоуправления, и будем наделять полномочиями сельские поселения или городские, или как мы их там назовём, а не отнимать их.
Напомним, на круглом столе во Владимирском филиале РАНХиГС был высказан ряд экспертных мнений — как «за», так и «против» - по поводу нового закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти в Российской Федерации.
Глава округа Муром, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» Евгений Рычков выступил с резкой критикой реформы, заявив, что его мнение разделяют 60% членов Ассоциации.
Доктор политических наук, ведущий сотрудник ВФ РАНХиГС Роман Евстифеев сообщил, что оригинальность текста, принятого в первом чтении законопроекта, составляет всего 2,3%. Около 70% заимствовано из пока ещё действующего закона об общих принципах организации местного самоуправления, а остальное взято из других нормативно-правовых актов.
Глава Собинского района Александр Разов заявил, что упразднение администраций в городских и сельских поселениях позволит сэкономить средства на оплате труда муниципальных служащих и на проведение выборов. На примере своей территории он назвал сумму в 150 миллионов рублей.
Позицию Разова поддержали глава Камешковского района Надежда Игонина, а также главы администраций Александровского (Анна Кузнецова), Петушинского (Александр Курбатов) и Вязниковского (Игорь Зинин) районов.
Председатель Общественной палаты Владимирской области Анатолий Аннин указал на то, что в законе не сформулированы цели реформы, а его название не отражает содержание. Он также призвал устранить коррупциогенные факторы из текста документа.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru