Ряд депутатов Законодательного Собрания усомнились в целесообразности выделения 4 миллиардов рублей на развитие социальной инфраструктуры Доброграда
02.11.2021 11:45 Рубрика: Политика
На очередном заседании Законодательного Собрания Владимирской области депутаты больше всего времени — 50 минут — потратили на обсуждение вопроса, связанного с распределением 5 миллиардов рублей из федерального между городом Александров и посёлком Доброград в Ковровском районе. Первый населённый пункт получит чуть более миллиарда на строительство объектов системы теплоснабжения, а второй — почти 4 млрд на развитие социальной инфраструктуры. Эти деньги поступили в областной бюджет сроком на 15 лет под минимальный процент.
На вопросы депутатов в режиме видеоконференцсвязи отвечал временно исполняющий обязанности первого заместителя губернатора Владимирской области Александра Ремига, курирующий работу экономического блока обладминистрации.
Тема инфраструктурного бюджетного кредита для Александрова интересовала депутатов постольку-поскольку; некоторых их них (вопрос задавали в основном независимые депутаты Сергей Казаков и Максим Шевченко, а также коммунист Антон Сидорко) волновало выделение 4 миллиардов рублей на развитие социальной инфраструктуры в посёлке Доброград, построенном на частные инвестиции.
Александр Ремига пояснил ЗакСобранию. что эффект от реализации проекта в Александрове составит 2,5 миллиарда рублей в виде налоговых поступлений в областной бюджет. Кроме этого будет создано 180 рабочих мест. От государственных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры в Доброграде эффект составит 8,5 миллиардов и создание около 4,5 тысяч рабочих мест.
Ремига сообщил депутатам, что одно из условий предоставления кредитов было следующим: на один бюджетный рубль должен быть привлечён один рубль частных инвестиций. По Доброграду это соотношение составит 1 к 5. Общая стоимость данного проекта составит 28 миллиардов рублей.
Депутатов волновали такие вопросы:
Почему остальные муниципалитеты не получили ни копейки из 5 миллиардов федеральных денег?
Нельзя ли пересмотреть решения по Александрову и Доброграду, чтобы перераспределить деньги по всем муниципальным образованиям Владимирской области?
Как так получилось, что частная компания, реализующая проект по строительству и развитию Доброграда получила 4 миллиарда из 5?
Может быть, стоило направить федеральные средства на обновление автобусного транспорта в муниципалитетах?
Кто из тех, кто будет трудоустроен на реализацию проекта по развитию инфраструктуры Доброграда, будет в состоянии купить себе элитное жильё в этом посёлке?
Исполнение подобных проектов невозможно без привлечения трудовых ресурсов из-за пределов Владимирской области. Сколько будет мигрантов из Средней Азии? Как будет обеспечена безопасность местных жителей? Какова будет судьба этих мигрантов по завершении работ?
Как реализация проекта по социальной инфраструктуре Доброграда скажется на развитии всего Ковровского района?
И другие вопросы.
Александр Ремига пояснил депутатам, что Владимирской области нужны новые точки роста, так как нужно перестать ориентироваться на наработки прошлых лет. И проект по Доброграду станет одной из таких точек. Он заявил, что федеральное финансирование получили именно те муниципалитеты, которые сумели в сроки и правильно составить заявки. И решение правительства по Александрову и Доброградоу пересмотру не подлежит.
Ремига категорично сказал, что никакие частные компании 4 миллиарда рублей не получат: деньги поступят в Ковровский район и их расходование на заявленные цели будет сопровождаться строгим контролем со стороны казначейства. Он также пояснил, что жильё в Доброграде будет разной ценовой категории, «элитность не предусмотрена логикой проекта», и его смогут себе позволить люди различного достатка, в том числе и жители Владимирской области, которые вдруг захотят переехать в Доброград либо для проживания, либо для работы на производствах, которые будут организованы на территории близлежащей особой экономической зоны «Доброград-1».
На вопросы, касающиеся доступности социальной инфраструктуры посёлка для жителей окрестных сел и деревень, и по возможным конфликтам между местными жителями и гастарбайтерами, Александр Ремига ответил уклончиво.
Зебра ТВ предлагает максимально возможный короткий пересказ пятидесятиминутной дискуссии по вопросу выделения инфраструктурного бюджетного кредита для Доброграда. Дословные цитаты спикеров заключены в кавычки и выделены курсивом.
Александр Ремига, временно исполняющий обязанности первого заместителя губернатора Владимирской области:
Инфраструктурные бюджетные кредиты выдаются в рамках правительственных постановлений и предусмотрена возвратность этих средств.
На сегодняшний день у нас есть две одобренные заявки в рамках основного лимита.
Это строительство источников теплового снабжения тепловых сетей в зоне перспективной многоэтажной застройки в городе Александрове.
Второй проект — комплексное развитие поселка Доброград, которое включает огромное количество направлений.
По строительству источников теплоснабжения в Александрове, речь идет о консолидированном региональном эффекте, то есть в налоговых поступлениях в областной бюджет, практически в 2,5 миллиарда рублей и о создании 180 рабочих мест.
По Доброграда эффект значительно выше — больше 8,5 миллиардов рублей и создание около 4,5 тысяч рабочих мест. Это ключевые показатели.
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции КПРФ, первый секретарь Владимирского обкома:
«Начну с лёгкой прелюдии».
Что касается Доброграда, речь идет не о развитии инфраструктуры особой экономической зоны Доброград-1, а самого посёлка.
Было получено отрицательное заключение департамента регионального развития Владимирской области на получение этого инвестиционного бюджетного кредита. В нём сказано, что численность жителей Доброграда за 4 года вырастет в 10 раз - с 750 до 7,5 тысяч человек. При этом у нас естественная убыль населения, миграционные процессы, а жилье в Доброграде достаточно дорогое, элитное. Ясно, что из сельской местности туда миграции не будет.
Второе опасение: в обосновании проекта сказано, что будут созданы 4 300 рабочих мест, при этом 2 800 из них в самом посёлке, и 1 500 - в самой особой экономической зоне Доброград-1, хотя пока там не создано ни одного рабочего места и заключено одно соглашение с инвестором.
Допустим, если даже эти рабочие места - 1500 - будут созданы, с чего полагать, что эти рабочие будут жить в посёлке Доброград, где квадратный метр стоит 90-100 тысяч рублей? То есть оно недоступно. «Не считаете ли вы, что проект развития инфраструктуры посёлка по большому счету притянут за уши и экономически не обоснован, не реалистичен»?
Александр Ремига:
То заключение, которое департамент регионального развития дал, там все вопросы имеют место быть, они - в проработке стоят, на повестке. Но их надо отдлеить от требований федеральных постановлений.
Оба проекта прошли через комиссию Минстроя России, через межведомственную комиссию на уровне вице-премьера и получили одобрение. То есть проекты соответствуют всем характеристикам, которые запрашиваются на федеральном уровне. Те вопросы, которые поставлены департаментом регионального развития, они идут в развитие этой тематики. В любом случае инвесторам нужно будет их закрывать.
Вы правильно отметили, что речь идет о строительстве населенного пункта.
С точки зрения развития Владимирской области, то дело, которое мы все вместе, я считаю, без исключения, сделали и добились присвоения Доброграду-1 статуса «Особая экономическая зона» [ОЭЗ] в 2020 году — это реально значительный шаг в развитии нашего региона.
«Вы точно так же отметили, что у нас идёт миграционный отток. Фактически миграционный отток не такой большой, если [рассматривать его] в реальных цифрах, но постановка вопроса совершенно верная». Как мы его можем останавливать? Это обеспечение [населённых пунктов] социальной инфраструктурой и новое строительство. Других показателей нет.
Сейчас в Агентстве экономического развития Владимирской области находится 71 проект с общей суммарной инвестиционной стоимостью практически в 90 миллиардов рублей.
«У нас ни один инвестор сейчас не задает вопросов касательно нормативно-правовых актов региона, налоговых льгот или субсидий, потому что они у нас все выработаны все, все переведено в законодательство региональное, и у нас есть опыт взаимодействия получения [финансовой помощи] с федерального уровня. Они задают один вопрос, который состоит из нескольких пунктов: где будут учиться, лечиться, жить [их сотрудники], какое будет благоустройство [территории]? Итак далее».
Мы можем развивать социальную инфраструктуру за счёт бюджета в тех точках, где у нас реальный приток инвестиций. Второе: мы можем делать это за счет частных средств. Соотношение средств инвестора и инвестиционного бюджетного кредита [ИБК] по реализации проекта по развитию инфраструктуры Доброгограда составляет 1 к 5. при этом по федеральному постановлению мы обязаны обеспечить это соотношение в пропорции «один к одному».
«Это те проекты, которые мы показали с точки зрения развития населенного пункта, и которые являются аргументацией для федерального уровня в том числе, поэтому если его сравнивать даже с экономическими показателями тех проектов, которые в принципе подавали в общей массе, их было шесть, то конечно Доброград впереди объективно».
Если на придёте на любое предприятие во Владимирской области, вы увидите, что там вакансий - 50 до 150 человек. Практически на любом крупном предприятии нужны специалисты. Есть объективные причины, когда люди не хотят идти на работу, но иногда нам нужно вернуть в регион тех людей, которые ранее уехали в Московскую область за хорошим уровнем жизни в какой-то момент, за высокими зарплатами. Но сначала нам надо создать эти рабочие места, в том числе и социальную среду.
«Доброград — это совершенно новый город. Для нас это новый виток привлечения инвестиций и возможности привлечь и наших жителей, и соответственно, жителей других регионов, чтобы они базировались во Владимирской области. Мы же должны думать-то стратегически».
Антон Сидорко:
Я, на самом деле, первый человек, который выступает за развитие социальной инфраструктуры, но ведь мы говорим о дорогой элитной недвижимости, недоступной для подавляющего большинства жителей области и не только нашей, но и соседних регионов.
У нас не пошел прошёл ТОСЭР [территории опережающего социально-экономического развития] «Камешково». Мы будем обязаны возвращать огромные средства в федеральный бюджет. Нет ли у вас опасений, что, взяв подобный кредит для развития частной жилой застройки, мы с вами наши кровные бюджетные средства будем возвращать?
Александр Ремига:
По поводу стоимости жилья. Сейчас Доброград проектирует 186 тысяч квадратных метров до 2024 года. Я вас уверяю, что там совершенно разнообразное жилье и разной ценовой категории. Помимо тех обязательств, которые у них будут перед регионом, конечно же, они думают о том, что у них будут разные совершенно категории сотрудников, которых необходимо обеспечить жильем, поэтому стоимость жилья будет совершенно разнообразной. Я не берусь говорить, что там не будет какого-то элитного жилья, но это не основная часть далеко. На этом бизнес не сделаешь.
Что касается Камешково, вы помните состояние коммунальной инфраструктуры в те годы, когда эти средства из Фонда моногородов получались? «По водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электричеству - там его просто не было. Там износ состоял больше 90%. Если бы своевременно не были привлечены эти средства, то тогда жители Камешково находились бы сейчас в катастрофическом положении. Вопрос в первую очередь стоял об этом».
То, что по соглашению с Фондом моногородов необходимо еще привлечь инвесторов в ТОСЭР и загрузить эту структуру, безусловно, это так и есть. К сожалению, вопрос не самый легкий с точки зрения локации Камешково.
У нас есть ряд маленьких проектов, которые уже зашли в ТОСЭР, но они не сопоставимы по потреблению в соответствии с теми требованиями, которые Фонд моногородов выдвигает. Все глобальные инвесторы в силу разных причин отказываются, мы провели переговоры с несколькими компаниями, и у нас сейчас остался один потенциальный крупный инвестор. Если он зайдет в ТОСЭР, тогда мы эти вопросы снимем. Этот инвестор связан с Камешковским механическим заводом. Он планировал его во взаимодействие взять и расширить линейку по производству и сборке двигателей для тракторов. Если он подтвердит совё участие в этом проекте, тогда мы убедим Фонд моногородов в том, что мы запустим это производство, чтобы нам дали отсрочку по возврату средств. Если это не произойдет, то однозначно деньги придётся возвращать, совершенно правильно говорите.
Но, вообще-то, коррелировать ситуации между Камешково и Доброградом не стоит — это вообще не сопоставимые вещи ни по объёму инвестиций, ни по ответственности.
В Доброграде уже вложено 10 миллиардов рублей, получен статус ОЭЗ [особой экономической зоны], и деньги вкладываются в каждодневном режиме.
Кстати, вопрос звучал по поводу школы в Доброграде. Были определенные опасения, связанные с тем, что загрузки этой школы не будет. Сейчас школу, которую Доброград из собственных ресурсов построил без привлечения рубля бюджетных средств, загрузка 100%. Они начинают функционировать с 9 ноября, а это ровно год после того, как был заложен первый камень.
Антон Сидорко:
- При не достижении экономических показателей учредители Доброграда какую ответственность понесут в финансовом плане по данному кредиту? Или область будет так или иначе рассчитываться?
Александр Ремига:
У нас нет никаких опасений, что показатели не будут достигнуты, потому что объем заявленных средств на инвестиционный проект в 5 раз больше: для того, чтобы показатели были достигнуты, надо на каждый вложенный бюджетный рубль привлечь один инвестиционный рубль.
По отдельным элементам социальной инфраструктуры, например, по школе, мы с Доброградом проговариваем вопрос о том, что они берут на себя обязательства, не привязываясь к построенным квадратным метрам, а привязываясь к тому, что там появятся дети, которые по примеру первой школы, начнут учиться там с 1 сентября 2024 года. Данное соглашение мы в любом случае заключим, и Доброград будет брать на себя эти обязательства.
Антон Сидорко:
- А кто будет нести ответственность при невыполнении всего соглашения?
Александр Ремига:
- Это ответственность Доброграда.
Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
«Мы долгие годы затягивали пояса. Я имею в виду Владимирскую область, депутатов, администрацию, еще начиная с [губернатора Николая] Виноградова. При [губернаторе Светлане] Орловой не увеличили свой внешний долг. Кредитов не набрали больше, чем бюджет».
Мы получили эту льготу на 15 лет под небольшой процент на инфраструктурные кредиты. И вдруг из 5 миллиардов с небольшим, которые нам предоставили, направлены частной компании.
«Люди меня как депутата спрашивают, [как так получилось, что] частная компания Доброград, участвуя в определенном конкурсе, забирает 4 миллиарда. Главы муниципалитетов, которые нуждаются тоже в этих кредитах, [остались без этих денег], и я как депутат не могу объяснить, почему это произошло. Во-первых, как-то очень быстро все это произошло. Как-то быстро, и почему мы не помогли нашим [остальным] муниципальным образованиям? Александров, слава богу, попал [в распределение этих денег]. [Мы могли бы] помочь [муниципалитетам] подготовить правильную документацию [на получение инфраструктурных бюджетных кредитов]. Может, они там не [добиться соотношения между бюджетными и частными вложениями] рубль на пять, но [по принципу] «рубль на рубль» она смогли бы какие-то проекты предложить. Наверняка [такие проекты] есть в каждом муниципальном образовании. Как так получилось, что частная компания Доброград забрала фактически из 5 миллиардов 4 миллиарда»?
«Второй вопрос: когда мы первый рубль увидим возвратов? В какому году? В 2025? в 2026? Когда мы увидим эти 4 миллиарда в областном бюджете, раз они остались Доброграду»?
«И третий вопрос: можно ли вообще вернуть нам 4 миллиарда и снова их разыграть между муниципалитетов наших, или это уже невозможно»?
Александр Ремига:
- «Во-первых, никакая частная компания деньги не получит. Все эти средства остаются в бюджете, и доводиться будут через казначейское сопровождение муниципальным образованиям, которые будут являться заказчиками развития своей инфраструктуры в муниципальных образованиях. Здесь речь идет о выполнении государственной функции с точки зрения того, как развивается муниципалитет, государственная функция — это вкладываться в инфраструктуру. Доброград ни копейки денег не получит, чтобы это понимание было. Эти все деньги остаются у нас, [в Ковровском районе]: все торговые процедуры будет проводить район под четким казначейским сопровождением».
Теперь о сжатых сроках, и том почему остальные муниципалитеты не получили эти средства. Сроки установлены федеральным правительством. В рамках этих сроков рассматривались только те заявки, которые были своевременно подготовлены и поданы, поэтому всё зависит от наличия и компетенции соответствующих кадров на местах. Все критерии были описаны в постановлениях и не раз доводились до муниципалитетам и бизнес-сообщества на территории региона.
Я могу сказать в защиту наших муниципалитетов, в том числе и крупного бизнеса, что постановление правительства №1189 — больше 100 страниц. На каждой странице - смысловая нагрузка. Оно реально очень тяжелое с точки зрения воплощения и подготовки документации. Там юристы и финансисты должны были профессионально отработать, но не у всех была возможность оперативно такие ресурсы привлечь.
«Инфраструктурные бюджетные кредиты всё-таки рассчитаны на крупные проекты. Это же федеральная история, а не региональная. Соответственно, так как они [проекты по развитию инфраструктуры в Александрове и Доброграде] были поданы в определенные сроки и прошли межведомственную комиссию на федеральном уровне, они не подлежат пересмотру».
Максим Шевченко, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
- Какова доля государства в этом проекте? Я вообще поддерживаю все проекты, которые будут развивать Владимирскую область, безусловно. А какова доля тех компаний, которые участвуют в проекте Доброград? Мы все знаем, что это за компании - дай им бог здоровья, успехов в бизнесе и все такое прочее. Просто хотелось бы, чтобы вы озвучили это долевое участие, в том числе в абсолютных величинах.
Александр Ремига:
- 28 миллиардов — это общий объем инвестиций в рамках этих проектов. В районе 3,8 миллиардов, это наше участие в развитии инфраструктуры Доброграда. Все остальное будут частные средства.
Антон Сидорко:
Я бы обратился к представителям областной администрации. Может быть, еще раз подумать и взвесить, потому что очень важный факт следующий. Тот же Ковровский район, те же инвесторы в случае не реализации проекта по большому счету мало, что потеряют. С того же Ковровского района деньги мы не спросим, но Минфин эти деньги удержит, и бремя понесет бюджет Владимирской области и граждане Владимирской области.
Когда фракция КПРФ встречалась с временно исполняющим обязанности губернатора Александром Александровичем Авдеевым, им была высказана мысль, что средства данного кредита будут выдаваться дозировано - step by step. Будет дорожная карта, и по реализации каждой ступени будут выделяться какие-то денежные средства.
Александр Ремига:
Однозначно крайне важно отслеживать любой бюджетный рубль, который мы будем вкладывать в развитие инфраструктуры.
В нулевых годах благодаря политике экономического блока в составе администрации Владимирской области были привлечены крупные инвестиции в регион. Все вы знаете, что были созданы «сладкий» [открыты производства шоколадных и кондитерских изделий] и фармацевтический кластеры. Сейчас значительные налоговые поступления от этих кластеров формируют доходную часть нашего бюджета.
«Но для Владимирской области уже пришла пора для того, чтобы двигаться дальше и делать следующий рывок, понимаете? Нельзя жить за счет старых наработок. Они, конечно же, будут прирастать. Слава богу, у фармы сейчас рост и в пищевой промышленности, но нам надо находить новые точки роста, которые действительно будут не прирастать из года в год на 1% нашего регионального продукта, даже на 3%, на 5%, нам нужен следующий рывок. Доброград является по сути одним из таких проектов. Это огромные инвестиции частные. Нам необходимо, в том числе со своей стороны в них участвовать. Есть определенные риски, как всегда в любом проекте. Нам надо их минимизировать».
Врио губернатора Александр Александрович Авдеев совершенно правильно сказал. Любой рубль, который будет доводиться до реализации инфрастурных проектов будет отслеживаться на всех уровнях. Каждый месяц проект по развитию инфраструктуры Доброграда будет контролироваться на предмет того, сколько вводится жилья, насколько инвестор соблюдает график, выполняемый и представленный в рамках полученных средств. У Ковровского района, будут свои обязательства на этот счет, которые необходимо будет четко выполнять.
«Мы тоже должны понимать, что когда мы в Ковровский район будем инвестировать 4 миллиарда рублей, в рамках района необходимо будет сосредоточиться на этом проекте и много сил туда отдать. Я думаю, что это будет прорывной шаг для Владимирской области. Наша новая точка роста, одна из. У нас формируется их несколько сейчас в регионе и эта - одна из таких базовых, которая закрывает те два вопроса, о которых все вы коллеги без исключения говорили: социальную инфраструктуру и экономические возможности».
Максим Шевченко:
Этот проект, конечно, имеет очень важное значение для Владимирской области. Мы все за него. При этом я прекрасно понимаю опасения, высказанные Антоном Сергеевичем [Сидорко]: не будет ли это просто проектом элитного жилья элитного коттеджного поселка, загородного поселка, еще какого-то поселка?
Я считаю, что даже в этом случае все равно будет привлечение инвестиций, привлечение людей с деньгами во Владимирскую область. Тут очень важно в этом моменте, чтобы мы не создавали излишнее социальное напряжение там, где его можно не создавать.
28 миллиардов — это очень большие деньги. Люди рискуют, если это частные компании, которые тоже берут кредитные средства. Понятно, что тут риски не только с нашей стороны, но с их стороны риски гораздо больше. Тут как раз вы ответили на вопрос, я понимаю прекрасно, что там сбалансированы совершенно эти вещи.
«Но во всем остальном представьте себе, что в достаточно бедном и прямо скажем неблагоустроенном Ковровском районе будет строиться супер элитный новый город. Я понимаю, что у нас сейчас большая мода в Сибири строить города, здесь, еще где-то. Как сделать так, чтобы этот поселок или город, или муниципальный какой-то центр, или как-то ещё вы назовете это, не вызывал дикого раздражения у жителей окрестных районов»?
«Каким образом будут разрабатываться программы, при которых Доброград будет участвовать в жизни Ковровского района и станет, на самом деле, центром роста не только экономического для области, но и культурного?
Вопрос про школу — не случайный вопрос. Смогут ли в этой школе учиться дети из окрестных населенных пунктов? Во время выборов мы в прошлом году объезжали Ковровский район. Это реальная проблема. Там есть места, где подвижники работают в школах и так далее. Учителя - просто герои. Если, на самом деле, будет хорошая школа с хорошими учителями, может быть, сразу уже продумывать такие социальные проекты для Ковровского района, при котором жители Ковровского района скажут: “Ух ты, как здорово! У нас тут будут создаваться новые хорошие школы с хорошими учителями, будут отремонтированы дороги, а не просто приедут богатые дачники, которые будут жить в экологически чистом месте в хороших супер-домах, которым мы будем завидовать, живя в наших”. Мы знаем, какие там дома за пределами Коврова да и в самом Коврове. Я думаю, что вы правильно понимаете мой вопрос, мои опасения. Каково будет сопровождение информационное, пиар-сопровождение этого проекта и где будут платиться налоги в конце концов? Во Владимирской области или где-то еще»?
Александр Ремига:
- «Я не соглашусь, что это превратится в какой-то элитный город, потому что логика [проекта по развитию инфраструктуры Доброграда] сама по себе противоречит этому. Строить просто дачный поселок по привлечению москвичей и жителей Московской области к нам на территорию Ковровского района — это весьма опрометчивый был бы проект. У нас все-таки он завязан на экономические процессы и на развитие особой экономической зоны. Особой экономической зоной предполагается, что будут работать и рабочие. Их будет основная масса. Конечно же, необходимо строить жилье среднего уровня, но современное просто с доступными ценами, чтобы рабочий с завода мог себе позволить это жилье. Логика реализации этого проекта состоит именно в этом. Понятно, что те жители региона, которые захотят переехать или найдут себе рабочее место в пределах особой экономической зоны, либо за рамками ее, смогут позволить себе там жилье среднего класса. В этом нет вообще никакой сложности. Сама логика [проекта] не предполагает элитность».
Это будет новый город с точки зрения качества жизни, потому что там все будет на супер-современном уровне, и нам от этого надо радоваться, что есть такой пример в нашем регионе и для наших жителей появляется возможность в случае необходимости переехать в Доброград.
«С точки зрения школы вы системный вопрос затронули. Мы сейчас в другую область уйдем, потому что, понятно, что в системе образования [и здравоохранения нам] хотелось бы, чтобы на территории любого населенного пункта во Владимирской области мы школы и объекты здравоохранения привели в порядок. Конечно, это - наша государственная функция, и этим надо заниматься вне зависимости от Доброграда, а то мы сейчас всё в одну кучу сложим, все вопросы сойдутся на Доброграде. Так тоже не бывает».
Точки роста у нас сейчас есть разные. У нас есть понятная точка роста, например, в Киржаче. То есть мы понимаем и прогнозируем там создание 1,5 тысячи рабочих мест в ближайшие два года. Мы сразу озадачены вопросом: как нам развить социальную инфраструктуру, и в каком жилье будут жить новые работники этого комплекса.
«Если вы видели, губернатор подписал соглашение с Wildberries. Объем инвестиций там 8 миллиардов при создании 5 тысяч рабочих мест, причем срок реализации проект с точки зрения реализации не сложный, потому что логистический комплекс строится все-таки по понятным проектам, его надо только приземлить на землю, извините за тавтологию, и собственно говоря, всё. То есть в течение года-полутора у нас этот логистический центр появится с новыми рабочими местами. Соответственно, это тоже огромная точка роста — 5 тысяч рабочих мест. Я уверен, что минимум половина — это сотрудники, которые приедут с других регионов. Нам тоже здесь надо решать вопросы и социальной инфраструктуры и жилья. Мы будем этим заниматься».
Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия»:
Как я понял, Максим Леонардович Шевченко имел в виду немножко другое. Он сказал, что не будет ли диссонансом уровень жизни в Доброграде с уровнем жизни в окружающих деревнях?
«Я как бы тоже понимаю прекрасно, что нигде в мире, к сожалению, пока не создано абсолютно совершенное и справедливое общество. Мы с вами, наверно, кто-то читал "Утопию", поэтому [справедливое] общество, наверно, пока еще утопично для нашего земного шара. То, о чем говорил Александр Александрович [Ремига] — создание точек роста, которые будут подтягивать за собой потом и уровень жизни других жителей близлежащих деревень и сел по-любому. Понятно, что разница доходов у сельского жителя и жителя города Доброград будет абсолютно ощущаться очень, особенно на первых порах, ощутимо, если можно так сказать. Но если не создавать эти точки роста, однозначно движения вперед не будет».
Александр Ремига:
- «Сто процентов».
Владимир Киселёв:
- «И многие страны мира и передовые регионы нашей страны идут именно по этому пути - по созданию таких точек роста, с производствами с высококвалифицированными сотрудниками, рабочими, которые живут где-то, может быть, на уровне среднего класса, а близлежащие села и деревни по-любому должны подтягиваться. Для этого и инфраструктура в районе создается, чтобы они подтягивались до этого уровня, потому что если средняя заработная плата в районе будет выше, в области будет выше, соответственно, уровень заработных плат бюджетников будет выше. Даже сельхозтоваропроизводители будут вынуждены платить заработную плату выше своим сотрудникам».
Максим Шевченко:
«Я всё понимаю про привлечение трудовых ресурсов из других регионов. Во-первых, я считаю, что если бы Доброград создал какие-то системы профтехобразования для жителей Владимирской области, то это пошло бы очень сильно в плюс. Хотелось бы, чтобы в проекте, в том числе, который вы принимаете, при инвестициях такие вещи были оговорены».
«Трудовые ресурсы в современное время являются у нас, к сожалению, источником больших конфликтов. У нас вице-премьер правительства [Марат] Хуснуллин объявил о привлечении дополнительных полутора миллионов трудовых мигрантов из Средней Азии в Россию. Я бы совершенно не хотел, как и многие жители Владимирской области, чтобы в связи с такой масштабной стройкой, как и в связи со стройкой федеральной трассы Москва-Казань, которая идет через территорию Владимирской области, на территорию Владимирской области и без того не очень сильно населенную и теряющую население, привлекались десятки или тысячи трудовых мигрантов. Я бы хотел и уверен, что это позиция избирателей, меня поддержат многие, чтобы жители Владимирской области имели приоритетное право, [чтобы] это было зафиксировано, при поступлении на работу [на инфраструктурные проекты]. Я не исключаю, что, возможно, нужны какие-то трудовые ресурсы, в том числе привлекаемые со стороны. Но при этом хотелось бы, чтобы на это было согласие муниципалитета, чтобы работодатель нёс полную ответственность, а не просто на уровне патента, который покупают коррупционным образом люди, работающие на территории Российской Федерации, за те трудовые ресурсы, которые он привлекает, тем более из стран ближнего зарубежья. Мы знаем, как это бывает. Человека увольняют, кончается работа, потом начинается криминогенная [деятельность] и, не дай бог, террористическая какая-то активность. Тем более на территории Владимирской области [уже] были разоблачены ячейки террористические».
«Планируется ли привлечение трудовых мигрантов из Средней Азии [для реализации инфраструктурных проектов], допустим? В каком количестве? Как будет обеспечено их проживание, если они привлекаются? [Как будет обеспечена] безопасность местных жителей? Как работодатель будет контролировать эти рабочие ресурсы? Будут ли они потом переселены с территории Владимирской области по окончании работы, если они сейчас нужны? Поверьте, это острейший вопрос, важнейший вопрос».
В ходе выборов мы предложили пакет трудового мигранта, включающий трудовую визу, обязательное медицинское страхование, понятную прописку, договор с работодателем, который у вас, Александр Александрович [Ремига], должен регистрироваться, между прочим, и, как говорится, билет туда-обратно.
Я просто не верю, что такой проект возможно релизовать только силой жителей Владимирской, Ивановской, Костромской областей.
«В каком количестве сюда собираются привлечь трудовые ресурсы, которые не связаны с Владимирской областью? Это огромная нагрузка на Ковровский район и Владимирскую область - огромная и конфликтная нагрузка. Судя по деньгам, 32 миллиарда — это огромный проект, в котором будут задействованы тысячи людей. Итак в Москве около 2 миллионов незарегистрированных трудовых мигрантов. Хотим ли мы, чтобы они переселялись во Владимирскую область? Как Доброград будет защищать жителей Владимирской области от нелегальной трудовой миграции»?
Александр Ремига:
- «Максим Леонардович, вы этот вопрос сейчас предлагаете обсудить, или это в принципе как ремарка, чтобы мы обратили [на него] внимание»?
Владимир Киселев:
Я думаю, что это - ремарка, чтобы вы обратили внимание на проблему.
«Действительно, вопрос очень важный о том, чтобы [не было бесконтрольного] массового, так скажем, привлечения трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, а иногда и с дальнего. Ну, с дальнего еще ничего, а вот, с ближнего…»
Александр Ремига:
- Эта повестка сейчас обсуждается на федеральном уровне, и существуют совершенно разнообразные позиции на этот счет.
Владимир Киселев:
- «Владимирская область — центр России, такая православная, поэтому хотелось бы, чтобы православие оставалось [здесь] основной религией».
Александр Ремига:
- «Мы всё понимаем. Руководство Доброграда тоже очень серьезно к этому относится».
Роман Кавинов, заместитель председателя Законодательного Собрания (фракция «Единая Россия»):
Поскольку я присутствовал на рабочих совещаниях в администрации, в общих чертах знаком с подробностями, с процедурой отбора заявок на финансирование инфраструктурных проектов.
Я думаю, что сегодняшняя дискуссия снимет вопросы у журналистов и жителей региона, потому что домыслы, слухи какие-то стали появляться в информационном пространстве.
Это была серьезная подготовительная работа самих потенциальных получателей федеральных бюджетных средств. Мы в конкурентном мире живем, хорошо это или плохо: конкурируют корпорации между собой, предприятия, конкурируют регионы, конкурируют территории. Если так сложилось, что именно Александров и Ковровский район подали наиболее конкурентные заявки, которые были одобрены правительством, то это стоит только приветствовать.
Речь идет о 15-летнем кредите. Программа кредитования регионов страны — это инициатива президента нашей страны, Владимира Владимировича Путина. Это говорит о том, что экономика нашей страны, федеральный бюджет могут себе позволить - давать регионам такие кредиты давать под минимальные проценты на развитие инфраструктуры, на создание точек роста. Я уверен, что это не последние заявки от нашего региона. Мы с вами все вместе поработаем и в следующем году обязательно еще ряд территорий добавим.
Обращаю ваше внимание на то, что у нас есть успешное фармацевтическое предприятие «Генериум». У них прекрасные условия. Лучше, чем те, которые, возможно, будут созданы когда-то на территории Доброграда. У них уже сейчас для работников жилье бесплатное. Прекрасные, великолепные условия, коттеджи и прочее, но там не хватает социальной инфраструктуры, не хватает садиков, не хватает школы, не хватает бассейна. «Генериум» испытывает некоторые проблемы с тем, чтобы людей привлекать на высокооплачиваемые, высококлассные рабочие места трудовые. Получается спор на тему «что первично — социальная инфраструктура или экономика»?
Получается, что в случае «Генериум» или в случае Киржача мы, создав места потенциального роста, сейчас вынуждены принимать меры для того, чтобы подтягивать до приемлемого уровня социальную инфраструктуру или жилищно-коммунальную.
Сергей Казаков:
«Уважаемые коллеги, мне все равно не до конца понятно, почему мы все-таки 4 миллиарда отдали Доброграду? Где потом эти люди будут работать? Не были названы предприятия, на которых они будут работать. Откуда будут возвращаться нам эти деньги в виде налогов? Почему Доброград не взял обычный кредит в банке на 15 лет под какие-то проценты?
Я считаю, что у нас, например, большая проблема с общественным транспортом, с заменой автобусов во Владимире в частности. Эти деньги … вполне могли пойти на приобретение новых автобусов. У нас проблема с транспортом не только во Владимире, но и в других городах».
Понятно, что у нас есть возможность получить эти кредиты в будущем на общем конкурсе по всей России придется. Я предлагаю всё-таки ещё более подробно обсудить это с участием представителей Доброграда, чтобы они нам всё-таки объяснили, что это за проект. Я до конца не понял.
«Обидно, что [другие] муниципальные образования как бы остались [без этих денег]. Все нарабатывали этот кредит годами, годами затягивали пояса, а в итоге - раз и частная компания получила 4 миллиарда [рублей]».
Владимир Киселёв:
- «Я просто хотел бы ещё раз перевести то, что сказал Александр Александрович [Ремига]. Он очень подробно сказал, очень грамотно, очень четко сказал, Сергей Валентинович [Казаков], что Доброград ни копейки этих денег не получит. Все деньги пойдут на инфраструктуру и будут осваиваться Ковровским районом траншами, поэтапно, под жестким контролем казначейства. Кто работал с казначейством, тот понимает, что из казначейства просто так ни одну копейку не вытащишь. Я не возражаю - возможно, есть необходимость ещё раз вместе с представителями Доброграда какие-то слушания провести. Я думаю, что Доброград с удовольствием пойдет на это, и мы можем им это предложить, если такая необходимость будет. На самом деле, просто внимательно слушайте, коллеги: говорят, что Доброград денег не получает, а после этого уважаемый Сергей Валентинович [Казаков] выступает и опять говорит, что Доброград деньги получает. Это же не так».
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru