Председатель Счётной палаты Ирина Тулякова заявила, что вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко проводит административную реформу по «первому закону Паркинсона»
18.06.2021 18:25 Рубрика: Политика
18 июня на публичным слушаниях по исполнению регионального бюджета 2020 года председатель Счётной палаты Владимирской области Ирина Тулякова подвергла резкой критике вице-губернатора Аркадия Боцан-Харченко за его деятельность по проведению административной реформы. Она заявила, что эта деятельность в 33-ем регионе «происходит в точности с первым законом Паркинсона», что привело к необоснованным бюджетным затратам и массовым увольнениям в администрации Владимирской области. Тулякова считает, что реформирование системы государственного управления идёт в разрез с федеральным законодательством и создало «значительные риски потери управляемости регионом». Фамилию Боцан-Харченко главный аудитор Владимирской области не назвала ни разу.
Приводим дословную расшифровку фрагмента выступления Ирины Туляковой, посвящённого административной реформе во Владимирской области.
Я остановлюсь на проблемах, которые мы отметили при подготовке заключения [об исполнении областного бюджета на 2020 год]. Первое — это проводимая в регионе так называемая якобы «административная реформа».
В течение 2020 года в средствах массовой информации, в выступлениях заместителя губернатора [Аркадия Боцан-Харченко], курирующего вопросы стратегического развития, представлялась информация о проведении во Владимирской области административной реформы, направленной на совершенствование государственного управления. Однако, как показал наш анализ, все происходит в точности с первым законом Паркинсона, [который гласит: «Работа заполняет время, отпущенное на неё»].
Какие-либо региональные нормативно-правовые акты, определяющие цели, задачи, результаты и порядок проведения административной реформы не принимались. Фактически под видом административной реформы принимаются решения о переименовании и изменении структуры органов исполнительной власти, сопровождаемые одновременным повышением категории вводимых должностей взамен сокращенных и ростом расходов на их содержание на сумму 4,3 миллиона рублей.
На этом фоне значительно увеличилась сменяемость кадров. Например, при среднесписочной численности работников администрации области в количестве 259 единиц уволено 103 человека, что составляет почти 40% от среднесписочной численности. Это привело к незапланированному росту расходов в виде компенсационных выплат, объем которых в 2020 году со страховыми взносами только по администрации области составил около 9,2 миллионов рублей.
Проводимые организационно-штатные изменения органов государственной власти региона, на наш взгляд, создали значительные риски потери управляемости регионом. Функционал отдельных вновь созданных структур, например, департамента регионального развития со штатной численностью 27 единиц, размыт и не соответствует федеральной концепции административной реформы в Российской Федерации. Полномочия по осуществлению стратегического планирования на территории области и разработки прогноза социально-экономического развития региона выведены из экономического блока администрации области. При этом на федеральном уровне это полномочия Министерства экономического развития. Тут неудивительно, что стратегия социально-экономического развития Владимирской области у нас не пересматривалась с 2018 года и не содержит ссылки на необходимость реализации национальных проектов.
Обращаем внимание, что изменения структуры органов исполнительной власти осуществляются на фоне роста и количество созданных с государственным участием автономных некоммерческих организаций, оказывающих услуги за счет бюджетных субсидий, а это создает риски дублирования полномочий органов государственной власти.
В ходе нашей проверки деятельность отдельных НКО с государственным участием устанавливались факты совершения расходов, имеющих признаки необоснованных и недостоверных, поэтому эта тема требует особого внимания и органов исполнительной власти, и депутатов.
Редакция Зебра ТВ попросила заместителя губернатора Владимирской области Аркадия Боцан-Харченко прокомментировать высказывания председателя региональной Счётной палаты Ирины Туляковой. Вице-губернатор, находившийся в тот момент в командировке, прислал свой ответ в письменном виде.
Боцан-Харченко заявил, что административная реформа проводится в полном соответствии с федеральным законодательством и правительственными документами на этот счёт, и что говорить о её эффективности преждевременно, так как она ещё не завершена. Он считает, что в деятельности по реформированию государственного управления администрация Владимирской области находится «на правильном пути».
Приводим комментарий вице-губернатора Аркадия Боцан-Харченко без купюр.
В заключении Счётной палаты [об исполнении областного бюджета] не упомянуты важные документы, в соответствии с которыми структура органов исполнительной власти области приводится в соответствие с федеральными требованиями. Это президентский указ от 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и правительственное распоряжение от 2005 года «Об утверждении Концепции административной реформы в Российской Федерации», которое «приземлило» федеральную модель на региональный уровень. Этими документами следует руководствоваться напрямую. Кроме того, обойдена вниманием региональная концепция административной реформы от 2006 года: она, конечно, требует актуализации, но тем не менее является действующим документом. Администрация области доводит до конца то, что было начато ещё при губернаторе [Николае] Виноградове и его заместителе [действующим депутатом Законодательного Собрания от «Единой России» Юрии] Фёдорове, но застопорилось в период губернаторства Орловой: отраслевые подразделения должны быть выведены в отдельные или существующие департаменты.
Соответственно, при ликвидации комитетов в администрации области и создании новых департаментов или управлений в департаментах сотрудники в подавляющем большинстве переходили на новое место работы. Эффект сообщающихся сосудов. Если вынести за скобки это явление и смотреть исключительно на администрацию области, то действительно выглядит как массовое увольнение государственных гражданских служащих. Однако и номенклатура должностей также сокращается с 310 до 175 единиц.
Напомню, судить об эффективности преобразований преждевременно, ибо я всегда говорил и сейчас повторюсь: целью первого этапа административной реформы является обеспечение отнюдь не эффективности, а всё-таки законности, соответствия требованиям Федерации. Оценку эффективности можно давать лишь на втором этапе административной реформы в регионе.
Что касается департамента регионального развития Владимирской области, то не стоит смотреть на вывеску: за исключением инвестиционного блока вопросов он почти полностью соответствует направлениям деятельности Минэкономразвития России. То, что ведомство выведено из экономического блока и составило основу стратегического блока, - это правильное решение, которое лежит в русле последних действий Правительства Российской Федерации. Происходят кардинальные изменения в системах стратегического планирования и управления государственными программами и национальными проектами, всё это сводится в единый конгломерат, который, что характерно, тоже переведён из-под кураторства первого вице-премьера Андрея Белоусова (экономика и финансы) под шефство вице-премьера Дмитрия Чернышенко (стратегия, госпрограммы и нацпроекты). Ярким свидетельством этих изменений является появление курируемого Чернышенко Координационного центра Правительства Российской Федерации: не думаю, что Счётная палата сомневается в его целесообразности. На региональном уровне функции такого центра по отношению к ведомствам и муниципалитетам выполняет департамент регионального развития. Мы на верном пути!
По поводу стратегии развития области могу лишь сказать, что мы ожидаем в следующем месяце презентации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. По замыслу федерального правительства её приоритеты и показатели будут «распределены» по регионам и лягут в основу региональных документов стратегического планирования. Поэтому «подгонять» под современные реалии действующую стратегию развития области не вижу смысла: региону нужна новая стратегия опережающего развития, вписанная в общероссийский контекст прорывного развития.
Над ошибками, на которые указала Счётная палата, мы уже работаем: ведомствам стратегического блока мной даны соответствующие поручения.
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru