Омбудсмен Людмила Романова раскритиковала действия владимирских властей в ходе борьбы с коронавирусом
08.04.2021 15:18 Рубрика: Политика
2020 год характеризовался высоким градусом недоверия жителей Владимирской области официальным статистическим данным по ситуации, связанной с распространением коронавируса, которые, по мнению населения, расходились с реальностью, что свидетельствует о нарушении права граждан на получение достоверной информации. Об этом говорится в 126-страничном ежегодном докладе о деятельности уполномоченного по правам человека во Владимирской области Людмилы Романовой в 2020 году, опубликованном на официальном сайте омбудсмена.
Отчёт направлен в Законодательное Собрание Владимирской области, губернатору Владимиру Сипягину, в областной суд, региональному прокурору и уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Зебра ТВ приводит наиболее значимые, с точки зрения редакции, выдержки из отчёта занимающей государственную должность Романовой, указывающие на то, какие действия властей привели к нарушениям прав граждан в сферах здравоохранения, образования, оплаты труда. Омбудсмен рекомендует власти впредь не допускать нарушений прав человека.
ПАНДЕМИЯ ПОКАЗАЛА, НАСКОЛЬКО ХРУПКА ЖИЗНЬ
Право на жизнь - одно из ключевых прав, закрепленных Конституцией РФ. Оно находится на вершине приоритетов, и вполне справедливо - при потере жизни теряют смысл все остальные права.
В 2020 году слова и термин “право на жизнь” приобрели статус массового использования и понимания. До пандемии термин чаще всего употреблялся в профессиональной речи юристов, правозащитников, политиков. Но пандемия показала всему человечеству насколько хрупка жизнь, и ее защита стала серьезным вызовом правам человека и поставила под угрозу это основополагающее право. По сравнению с 2019 годом, смертность во Владимирской области в 2020 году возросла на 15,5%, (по данным Владимирстата).
КОНТАКТ НАСЕЛЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ БЫЛ ПРЕРВАН»
Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом… Затруднительный поиск и получение достоверной информации о действиях властей и текущем состоянии дел в период борьбы с коронавирусной инфекцией стали проблемой в реализации права на информацию.
Востребованные населением в этот период прозрачность, понятность, полнота и достоверность информации об изменениях и особенностях режима повышенной готовности, мерах по противодействию пандемии удовлетворены властью не были. Государственные структуры продолжали работать по сложившейся парадигме. Контакт населения с властью был прерван, так как властью не был удовлетворен запрос общества на полноту и достоверность информации о мерах по противодействию пандемии.
Анализ ситуации показал высокий градус недоверия жителей региона официальным статистическим данным, которые, по мнению населения, расходились с реальностью.
Население пыталось получить информацию через социальные сети, горячие линии органов государственной власти, аппарат уполномоченного [по правам человека во Владимирской области].
Уполномоченный полагает, что в начальный период борьбы с новой коронавирусной инфекцией право на информацию было нарушено, несмотря на принимаемые меры.
ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПРЕТЕРПЕЛО РАДИКАЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ
В период пандемии наше общество впервые столкнулось с тем, что право на передвижение в массовом порядке было законодательно ограничено. Данные ограничения вызвали дискуссии и споры о возможности введения подобных ограничений, поскольку право на свободу передвижения гарантировано основными международными и отечественными документами в области прав человека.
Однако законодательство предусматривает случаи ограничения прав граждан. Именно реализация права на свободу передвижения претерпела радикальное ограничение в начальный пандемический период.
Далеко не всем жителям области были понятны меры властей по ограничению свободы передвижения. Некоторые считали их необоснованными и чрезмерными…
Дни с 30 марта по 08 мая 2020 года были объявлены президентом России выходными днями с сохранением заработной платы. Одновременно в регионе был введен режим повышенной готовности, предполагающий выход из дома граждан в исключительных обстоятельствах: купить продукты, лекарства...
В период действия пропускного режима разрешительную справку для передвижения по населенным пунктам области могли получить только сотрудники работающих организаций, волонтеры или лица, осуществляющие уход за престарелыми членами семьи.
С 6 мая 2020 года в регионе были введены цифровые пропуска, которые, как предполагалось, могли быть оформлены через личный кабинет на едином портале “Госуслуги” или через мобильное приложение “Госуслуги. Стопкоронавирус”.
Реализация пропускного режима на территории области показала несовершенство процесса и его недоступность для многих жителей Владимирской области, что привело к нарушению прав граждан. И если с получением бумажных справок особых проблем у жителей области не возникло, то с оформлением цифровых пропусков появилось множество вопросов.
Несоразмерность накладываемых ограничений требуемым мерам безопасности граждан (первоначальный запрет на посещение без пропуска даже продуктовых магазинов рядом с домом и банков), ограничение технической возможности оформления цифровых пропусков (при отсутствии смартфонов, компьютеров, подключения к сети Интернет), невыстроенность грамотной системы технической и информационной поддержки оказания услуги оформления справок и пропусков усугубляли ситуацию.
Уполномоченным [по правам человека] были направлены рекомендации губернатору Владимирской области о необходимости внесения поправок в постановление администрации…, вследствие чего жители получили, в том числе право посещать ближайшие магазины и аптеки без пропусков. Были разъяснены случаи возможного пешего передвижения по городу...
… Контроля исполнения введённых ограничений со стороны органов государственной власти не было...
С момента объявления ВОЗ всемирной пандемии из-за распространения новой коронавирусной инфекции и закрытия границ между странами возникла проблема возвращения российских граждан из-за рубежа, которые выехали туда ранее, и оказались запертыми в чужой стране.
Для возвращения граждан РФ были организованы специальные рейсы из всех стран. Однако владимирцы не могли попасть на данные рейсы, поскольку региональная власть не подтвердила свою готовность встретить данных граждан в аэропорту и довезти их в регион с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.
К уполномоченному поступили обращения от владимирцев, которые не могли выехать из разных государств (Таиланда, Индонезии, Индии, Мальдивской республики).
При участии регионального омбудсмена и Уполномоченного по правам человека в РФ администрацией Владимирской области для таких граждан был организован трансфер от аэропорта до места их дальнейшей изоляции под наблюдением медицинского персонала.
ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ ВЫЗЫВАЛО СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ПАНИКУ
[В 2020 году] к уполномоченному поступали жалобы на:
отказ в госпитализации с высокой степенью поражения легких, жалобы на нехватку мест в ковидных госпиталях;
отказ врачей выходить на дом и необходимость посещения врачей в поликлиниках при плохом самочувствии;
отсутствие в аптеках назначаемых для лечения лекарственных препаратов.
Такое положение дел вызывало среди населения панику, негодование и возмущение. Усугублялось это тем, что получить от специалистов департамента здравоохранения Владимирской области необходимые разъяснения по телефону было практически невозможно, а медицинский персонал лечебных учреждений на начальном этапе сам не понимал, как им работать при нехватке и перегрузке врачей...
Несмотря на смену приоритетов по оказанию медицинской помощи и направление всех усилий для организации оказания помощи больным COVID-19, правом на получение медицинской помощи обладали и иные лица.
Весной 2020 года были введены ограничения по оказанию некоторых видов плановой медицинской помощи гражданам. К уполномоченному поступали обращения от граждан, которые жаловались, что в результате перепрофилирования ряда больниц под госпитали для больных новой коронавирусной инфекцией медицинская помощь им не оказывалась. В результате состояние здоровья ухудшалось. Поступали также обращения и от граждан, у которых уже были собраны все документы для операций, но ввиду запрета на плановые госпитализации, операции были отменены, до особого распоряжения.
РОДИТЕЛИ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЯЛИ РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
[В 2020 году] необходимо было обеспечить исполнение всех требований законодательства, направленных на получение без дискриминации качественного образования.
В период действия в стране ограничительных мер нормативными правовыми актами профильных министерств органам государственной власти субъектов в сфере образования рекомендовано обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях, по возможности обеспечить переход на дистанционное обучение…
Школьники столкнулись с проблемами, связанными с осуществлением дистанционного обучения, вытекающими из неподготовленности всех участников образовательного процесса к переходу на образование с применением дистанционных образовательных технологий.
Доступность получения качественного образования в семьях, имеющих нескольких детей-школьников, была ограничена необеспеченностью многих семей необходимым количеством электронных устройств для каждого ребенка, доступом к интернету либо отсутствием средств на его оплату, вынужденным совмещением проведения видеоуроков для обучающихся в разных классах одновременно.
Также стремительно внедренная дистанционная форма обучения оказалась неприемлемой для многих учителей старшего поколения. Теоретическая и практическая неподготовленность педагогов к работе исключительно в электронной информационно-образовательной среде не была компенсирована методической поддержкой, обучающими курсами. Родители в период дистанционного обучения выполняли роль преподавателей, при этом их методическая поддержка никак не была организована.
Эпидемическая практика применения цифрового образования обнаружила фактическую подмену обучения с применением дистанционных образовательных технологий самообразованием и заочным обучением, сопряженным с отсутствием непосредственного общения всех участников образовательного процесса…
В условиях самоизоляции в семьях усилилась психологическая напряжённость, зачастую приводящая к внутрисемейным конфликтам, утрате детьми учебной мотивации.
Созданию дополнительной напряженности способствовало отсутствие со стороны контрольно-надзорных органов публичных рекомендаций по организации образовательного процесса с учетом санитарно-эпидемиологических требований, контроля за распределением учебной нагрузки в течение дня и недели, сложностью самостоятельно осваиваемых предметов.
ЗА ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЁМА РАБОТЫ ПОВЫШЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НЕ ВЫПЛАЧИВАЛАСЬ
В соответствии с Указами Президента РФ с 30 марта по 08 мая 2020 года были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Это привело к многочисленным вопросам со стороны работников, работодателей, профессиональных юристов и бухгалтеров в части самого статуса нерабочих дней, порядка их предоставления и оплаты, а также вытекающих из этого иных социальных мер (отпуска, больничные, простой и т.п). Работодатели в сфере бизнеса в целом не понимали, почему должны оплачивать нерабочие дни. В целях экономии своих финансовых средств некоторые работодатели просили сотрудников работать удаленно, кто-то открыто игнорировал указы и под угрозой увольнения заставляли работников выходить на работу либо отправляли работников в неоплачиваемые отпуска, существенным образом снижали заработную плату.
Также граждане зачастую жаловались, что работодатели пытались перевести их на 0,25 или на 0,75 ставки. Мотивацией было снижение нагрузки или объемов выполняемых работ. Притом обращения поступали как от граждан, которые работают в коммерческих структурах, так и от граждан, работающих в государственных учреждениях… В части случаев нарушений удалось избежать - работодатели оставили всех сотрудников на полной ставке. Но были и организации, где все же работники дали свое согласие и перешли на неполную занятость.
В период распространения коронавирусной инфекции Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендовало работодателям организовать применение гибких режимов работы. В первую очередь, это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа.
Многие работодатели исполнили данные рекомендации. Для тех, кого невозможно было перевести на удаленную работу и кто находился в группе риска, предусматривалась самоизоляция.
В результате возникла определённая дилемма по социальной справедливости и равноправию граждан… Это привело к тому, что сотрудники, находящиеся на самоизоляции [имеющие хронические заболевания или детей младше 14 лет], не выполняя свои трудовые функции, получили гарантированную заработную плату. В результате, не выполняемые самоизолированными сотрудниками трудовые функции были возложены во многих организациях на сотрудников, которые остались на работе. В основном это коснулось тех организаций, которые по указу президента или руководителя региона не прекращали свою деятельность и работу. Несправедливость заключается, в частности, в том, что за повышение объёма работы повышенная заработная плата не выплачивалась. Вызвано это прежде всего тем, что коммерческие организации просто потеряли значительную часть прибыли, за счет которой производится оплата труда, а в учреждениях бюджетной сферы на это не закладываются бюджетные средства.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОШИБКИ КОМПЕНСИРОВАЛИСЬ ГЕРОИЗМОМ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Защитные маски, перчатки и дезинфицирующие средства для обработки рук в соответствии с действующим законодательством не относятся к индивидуальным средствам защиты, которые обязан выдавать работодатель, на них нет нормативов. В реальности работодатели данный вопрос решали по своему усмотрению. Зачастую можно было увидеть фармацевтов, продавцов, сотрудников правоохранительных органов, водителей и кондукторов в общественном транспорте в масках, которые сшиты из хлопковой ткани или марли. Дезинфицирующие средства и перчатки также выдавались не везде…
Наиболее остро данная проблема стояла в лечебных учреждениях. Согласно санитарным правилам и нормам медицинский персонал должен обеспечиваться средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы…
Однако на местах к этому оказались фактически не готовы. Проблема с обеспечением медицинских сотрудников в нашем регионе решалась довольно долго и сложно, возник дефицит индивидуальных средств защиты для медицинского персонала. Медработники массово жаловались на нехватку масок, перчаток, бахил, не говоря уже о специальных костюмах для работы с зараженными COVID-19.
Отсутствие средств индивидуальной защиты стало провоцировать ситуации, когда врачи отказывались выезжать к пациентам без спецкостюмов, дабы не заразится самим. Стоит отметить массовые увольнения врачей, например, показательной стала ситуация в Струнинской больнице, где уволилось сразу 40 человек.
Ситуация с обеспеченностью средствами индивидуальной защиты вскрыла и другой аспект: врачи, которые отказывались работать или пострадали от отсутствия средств индивидуальной защиты, были обвинены властями в дезинформации. Люди просили поддержки у СМИ, общества, опубликовывая “крики о помощи” в социальных сетях. Например, в СМИ были размещены фото одной из медсестер Карабановской районной больницы со следами ожогов на лице, вызванных длительным ношением маски, которая дезинфицировалась подручными средствами. Старшая медсестра терапевтического отделения Карабановской больницы подтвердила, что их заставляли стирать одноразовые медицинские костюмы и маски и повторно их использовать. Только после проверки прокуратуры области, которая подтвердила данные факты, все обвинения с медперсонала были сняты.
Факты недостаточности средств индивидуальной защиты для медицинского персонала в лечебных учреждениях региона были подтверждены и в ходе проверок прокуратуры.
Таким образом, регион был не готов защитить тех, кто оказался лицом к лицу с новым вирусом, и от чьей работы зависело здоровье и жизнь граждан.
Организационные ошибки компенсировались героизмом медицинских работников, вынужденных работать в условиях отсутствия в достаточном количестве средств индивидуальной защиты. Медицинские сотрудники работали в условиях постоянной нехватки кадров. В связи с большим количеством заболевших среди медицинского персонала, сотрудникам приходилось работать друг за друга. Работая на износ, медицинские сотрудники выполняли свои обязанности четко и хорошо.
НЕ УВИДЕЛИ ДОПЛАТ В ОБЕЩАННОМ РАЗМЕРЕ
Чтобы поддержать медиков материально, президент России Владимир Путин объявил об установлении федеральных доплат специалистам, непосредственно работающим с больными COVID-19.
Однако при получении заработной платы за апрель, медицинские работники не увидели доплат в обещанном размере. В результате выяснилось, что доплаты были рассчитаны за фактическое отработанное время. И только после того, как медицинские работники обратились в СМИ, стали выкладывать в социальных сетях видеоролики и расчетные листы, подтверждающие то, что выплаты либо вовсе не произведены либо произведены в размере 200-500 рублей, были приняты соответствующие меры, установленные выплаты начали производить в полном объеме...
Среди поступающих жалоб самым проблематичным оказался вопрос с установлением доплат медицинскому и “прочему” персоналу в ГБУЗ ВО [государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области] “Родильный дом № 2 города Владимира”. Данное учреждение было включено в схему маршрутизации пациентов в стационары для лечения внебольничной пневмонии, в частности, для женщин-рожениц, имеющих признаки COVID-19. При этом учреждение не было определено как инфекционный госпиталь. В результате медицинским сотрудникам производились выплаты исключительно по постановлению правительства РФ № 415 от 02.04.2020. Выплаты по второму постановлению № 484 от 12.04.2020 не производились, как и не производились выплаты “прочему персоналу”, который находился в контакте с больными. Уполномоченным было подготовлено обращение к губернатору Владимирской области с просьбой рассмотреть возможность определить данное учреждение как инфекционный госпиталь и установить региональные доплаты “прочему персоналу”. В сентябре 2020 года ГБУЗ ВО “Родильный дом № 2 города Владимира” вошел в список инфекционных госпиталей, и был определён перечень должностей “прочего персонала” данного учреждения, которым начали производить региональные доплаты.
Вопросы достойной оплаты труда возникали в 2020 году не только у сотрудников лечебных учреждений, но и у граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность в коммерческих организациях. Заявители жаловались на низкую оплату труда, в размере МРОТ. К сожалению, в данном случае никому помочь не удалось. Причиной этого является то, что государством законодательно гарантирована в рамках трудового законодательства оплата труда не ниже прожиточного минимума, чем и пользуются работодатели в коммерческой сфере.
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru
Последние новости
- Юрьев-Польский район будет преобразован в муниципальный округ »»»
- Мэрия приняла спортплощадку у лицея №17, но просит пока на нее не ходить »»»
- Областные власти отказались от безнадзорных животных »»»
- Во владимирские больницы закупают отечественные легковушки »»»
- Вместо Александровского района появится муниципальный округ »»»
- Во Владимире ограничили работу алкомаркетов и наливаек »»»
- Эксперты правительства РФ решили, что Владимир — город с высоким качеством жизни »»»
- Усадьбу фабрикантов Арсентьевых хотят приспособить под Дворец бракосочетания »»»
- Владимирской области дадут дополнительные миллиарды на дороги »»»
- Селивановский район прекратит существование и станет муниципальным округом »»»