Главный владимирский аудитор Ирина Тулякова: «За неэффективное использование бюджетных средств к уголовной ответственности никого привлечь невозможно»
29.03.2021 10:58 Рубрика: Политика
На мартовском заседании Законодательного Собрания Владимирской области с ежегодным отчётом выступила председатель Счётной палаты Ирина Тулякова. Её доклад занял чуть более 10 минут — значительно дольше она отвечала на вопросы депутатов.
Главное из отчёта Туляковой: в 2020 году с нарушениями были израсходованы около 700 миллионов рублей. По результатам проверок Счётной палаты было возбуждено одно уголовное дело — в отношении бывшего гендиректора государственного ООО «Владимиртеплогаз» Александра Королева.
Ирина Тулякова подчеркнула, что за неэффективное использование бюджетных средств (когда понесённые затраты не приводят к достижению поставленных целей) никого к уголовной ответственности привлечь невозможно.
Приводим ответы председателя Счётной палаты Владимирской области на вопросы депутатов Законодательного Собрания (с незначительными сокращениями).
НЕУЧТЁННОЕ ИМУЩЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ УТРАЧЕНО ИЛИ ПОХИЩЕНО
Андрей Фатеев, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- У вас в отчете отражены результаты аудита в сфере дорожной деятельности, где отмечается достаточно низкий уровень паспортизации автомобильных дорог местного значения. Поясните, пожалуйста, для чего вообще нужна эта паспортизация, и что именно даст органам местного самоуправления наличие этих паспортов?
Ирина Тулякова, председатель Счётной палаты Владимирской области:
Самая главная необходимость паспортизации автомобильных дорог — это требование федерального закона.
Дороги местного значения находятся в собственности органов местного самоуправления, но коли ты имеешь собственность, значит, ей нужно соответствующим образом управлять. На сегодняшний день технический паспорт дорог — это по сути единственный документ, который определяет технические и эксплуатационные характеристики дорожного полотна.
Для чего это необходимо? Для того, чтобы грамотно планировать работы по дорожной деятельности, а также, исходя из этого, грамотно планировать расходы на содержание и эксплуатацию этих дорог, чтобы орган местного самоуправления понимал, куда необходимо дальше развиваться.
Ещё, на что я обратила бы внимание: работа по паспортизации дорог — это довольно-таки дорогостоящая работа, которая проводится специализированными организациями. И поэтому в своих рекомендациях мы предлагаем органам местного самоуправления разрабатывать соответствующие дорожные карты, чтобы это не одномоментно ложилась нагрузка на местные бюджеты, а работа проводилась в плановом порядке и постепенно, но заниматься этим необходимо.
Андрей Фатеев:
- Я правильно понимаю, что без паспортов органы местного самоуправления на сегодняшний день не знают состояние своих дорог и дорожную карту не могут разработать? Они же наверняка ездят по ним каждый день и прекрасно знают их состояние техническое...
Ирина Тулякова:
- Ездить — это одно, а учет имущества — это другое. Неучтенное имущество может быть утрачено или похищено.
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ФАПОВ НЕЭФФЕКТИВНО ПОТРАТИЛИ ПОЧТИ 170 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
Сергей Бирюков, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Президентом поставлена задача по модернизации первичного звена здравоохранения. Счетная палата, большое ей спасибо, провела работу по проверке строительства ФАПов и амбулаторий. Я бы хотел задать вопрос, какие мероприятия планируются в дальнейшем, чтобы отслеживать не только строительство, но и функционирование, чтобы там были фельдшеры, персонал, чтобы подведены были коммуникации, лицензирование проведено.
***
Ирина Тулякова:
- Касаемо нашего контроля в части первичного звена. Вопрос действительно актуальный. К сожалению, мы все знаем, что целевые показатели по состоянию на конец декабря 2020 года по введению в эксплуатацию ФАПов не достигнуты, что привело к неэффективному использованию средств в сумме 169 миллионов 500 тысяч рублей. Именно поэтому, а также на основании предложении Счетной палаты Российской Федерации, на IV квартал текущего года мы запланировали соответствующее контрольное мероприятие по проверке расходования средств на оказание первичной медицинской помощи. В том числе в рамках данного контрольного мероприятия будет обязательно проведена проверка в том, в каком состоянии у нас находятся ФАПы. То есть, мы выражаем уверенность, что построены они будут всё-таки, а на то, как они будут оснащены и будут ли они работать, будут ли они востребованы, на этот вопрос мы сможем ответить после того, как проведем данное контрольное мероприятие.
НАЛОГОВАЯ ДОЛЖНА ОЦЕНИТЬ, КАКОЙ УЩЕРБ НАНЕСЛИ ДЕЙСТВИЯ БЫВШЕГО РУКОВОДСТВА «ВЛАДИМИРТЕПЛОГАЗА»
Андрей Маринин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Справедливая Россия»):
- Какова сумма ущерба, нанесенного Владимирской области в результате действий руководства ООО «Владимиртеплогаз»?
Ирина Тулякова:
Этот вопрос нужно рассматривать в нескольких аспектах.
Первый — это ущерб для потребителей. Я уже озвучила в своем выступлении. Мы его расцениваем как 70 миллионов рублей, так как на 98% выручка «Владимиртеплогаза» - это выручка от потребителей их услуг, соответствующих граждан и от организаций.
Следующий момент. Установлен непосредственный ущерб органам местного самоуправления из-за неправомерного оборота возвратных материалов. Эта сумма нами оценена в сумме 2 миллиона 800 тысяч рублей. Конечно, мы не весь объем взяли, а только частичный, что смогли охватить в рамках контрольного мероприятия.
Третий момент, на который хотела бы обратить внимание, это то, что обществом из-за неправомерных расходов были значительно занижены результаты финансово-хозяйственной деятельности. А это, как следствие, по нашему мнению, недоплаченные налоги в бюджет. Соответствующую информацию мы направили в государственную налоговую службу и полагаем, что мы еще услышим их мнение по этой позиции.
Главный ущерб — это обществу, мы оцениваем в сумме 30 миллионов рублей от неправомерных действий руководства.
КТО КАК ПОНИМАЛ, ТОТ ТАК И ПЛАТИЛ ВРАЧАМ ЗА РАБОТУ С БОЛЬНЫМИ КОВИДОМ
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПСС):
- Вы в прошлом году проверяли выплаты врачам за работу с больными ковидом. И тут были определенные проблемы, да? Не поясните ли, как этот вопрос выглядит по сравнению с другими регионами - Ивановской, Московской областями? Чем мы лучше или хуже?
Ирина Тулякова:
- Действительно, проводилось такое мероприятие параллельно со Счетной палатой Российской Федерации. Нами были сделаны соответствующие выводы, которые потом нашли свое отражение и в итоговом отчете Счетной палаты Российской Федерации. Я скажу, что у нас ситуация не лучше и не хуже, чем в других субъектах, потому что все проблемы были связаны с несовершенством федерального законодательства. То есть, кто как понимал [закон], тот так и платил. У нас были высказаны претензии департаменту здравоохранения в части того, что не было обеспечено хотя бы единообразие выплат на территории области. Но в департаменте среагировали на наши предложения, и внесли соответствующие изменения в свои локальные акты. Исходя из того, что проверка нами проводилась именно в тот период, когда осуществлялись эти выплаты, еще до того, когда в ноябре пыл изменён порядок осуществления данных выплат, то именно в превентивном порядке позволило обеспечить контроль и восстановление средств областного бюджета в сумме 90 миллионов рублей, на наш взгляд, вынужденно отвлеченных на выплаты медицинским работникам.
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РАСПРЕДЕЛЯЛИСЬ БЕСКОНТРОЛЬНО
Александр Цыганский, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Счетная палата занималась вопросом расходования денежных средств в части осуществления полномочий в лесных отношениях. Скажите, пожалуйста, какие нарушения были выявлены и заслуживают внимания со стороны депутатов Законодательного Собрания?
Ирина Тулякова:
Здесь, наверное, на два момента обратила бы внимание.
Первый момент. Граждане покупают лес на корню в соответствии с договорами купли-продажи. В договорах купли-продажи содержится четкая норма о целевом использовании этих средств. То есть, должен быть построен дом или какие-то постройки возведены, или произведен ремонт. В ходе выездных мероприятий мы установили, что такие работы отсутствуют. Лес был реализован третьим лицам, что в принципе запрещено Лесным кодексом. В ходе контрольных мероприятий мы установили, что ни один орган исполнительной власти не наделен полномочиями по контролю в данной сфере, и поэтому мы бы предложили Законодательному Собранию подумать над тем, что наделить соответствующий орган с тем, чтобы контролировать, каким образом исполняются эти договора купли-продажи по целевому использованию лесных ресурсов.
И следующий момент, на который мы обратили внимание, мизерные штрафные санкции за несвоевременный вывоз спиленного леса. Он составлял всего 27 рублей. В соответствии с этим, чтобы предотвратить какие-то негативные последствия и в пожароопасный сезон, мы бы тоже рекомендовали изменить эти типовые договора, и предусмотреть более существенные штрафы, которые стимулируют граждан исполнять свои обязательства.
Владимир Киселев, председатель Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- А штраф кем устанавливается?
Ирина Тулякова:
- Штраф устанавливается департаментом лесного хозяйства.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ
Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
- Мы можем получать отчеты, как депутаты, ваших проверок? Может, на почту как-то нам высылать, чтобы мы более полно могли ознакомиться, потому что какая-то все-таки закрытость Счетной палаты, на мой взгляд, остается. И второй вопрос. Вы мне в прошлом году обещали фамилии чиновников, которые были уволены после ваших проверок. До сих пор, вот уже год, этот список жду. Когда вы мне его отдадите?
***
Ирина Тулякова:
- Начну с вашего крайнего вопроса - «обещала, а не исполнила». Если мне память не изменяет, вы мне сказали, что вы ко мне придете. Я вас до сих пор жду…
Сергей Казаков возражает
- … а вы не приходите. Сергей Валентинович, было бы желание. Нам скрывать абсолютно нечего. Сергей Валентинович, я помню ваш вопрос в прошлом году, и помню жаркую дискуссию по этому вопросу, поэтому я сегодня готова назвать фамилии двух чиновников, которые уволены, но если я озвучу фамилии чиновников, не нарушу ли я тем самым закон о персональных данных? Тоже есть вопрос.
Сергей Казаков - неразборчиво
- Сергей Валентинович, исправляюсь частично. Уволен директор киржачского филиала «Владимиртеплогаза» Ильин. Уволен начальник МКУ «Управление районного хозяйства Кольчугинского района» Холмогоров.
Сергей Казаков:
- Спасибо.
Ирина Тулякова:
Пожалуйста. В части закрытости. Сергей Валентинович, уверяю вас, мы открыты максимально. Все результаты контрольных мероприятий мы сразу же размещаем на нашем сайте. Заходите…
Если взять «Владимиртеплогаз», мы там уж настолько все расписали. Даже не знаем, что еще добавить можно было бы. Да по любому контрольному мероприятию [мы открыты]. Назовите пример [закрытости]. Допустим, к нам вчера буквально обратились после ряда публикаций на одном из наших СМИ, что, вот, якобы мы где-то что-то не направили. Мы говорим: «Ребят, во-первых, официально отправили. Всем отправляем в рамках закона». Сергей Валентинович, закон мы не нарушаем. Мы информируем депутатов Законодательного Собрания, на комитетах Законодательного Собрания все контрольные мероприятия рассматриваются.
Владимир Киселев:
- Насколько я понимаю еще, все ваши отчеты вывешиваются на вашем сайте. Они такие же и нам присылают отчеты. Думаете, они нам другие что ли присылают?
Сергей Казаков:
- Они в сжатом виде [представлены]
Ирина Тулякова:
- Сергей Валентинович, на сайте [Счётной палаты Владимирской области] содержится вся изюминка установленных нарушений.
О НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ДЕНЬГАХ НА ПОДДЕРЖКУ БИЗНЕСА ВО ВРЕМЯ КОРОНАВИРУСА
Павел Шатохин, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- В своём отчете вы говорите о неэффективности мер господдержки малого бизнеса в период пандемии. Вы как контрольный орган в чем видите причины этой ситуации?
Ирина Тулякова:
- Если коротко, это отсутствие должного контроля и управления программой принятых мероприятий. Это недостаточное финансовое обеспечение ресурсов. На мой взгляд, может быть, недостаточно проработали с федеральными структурами с тем, чтобы привлечь средства в областной бюджет. Недостаточное управление в том, что, допустим, мы установили более 100 миллионов средств, предусмотренных на эти мероприятия. Они не были востребованы. Наверно, можно было бы подумать, принять меры к тому, чтобы эти средства перераспределить и кому-то действительно оказать помощь. У нас в области 6 отраслей не попали в принципе в перечень пострадавших, а по данным статистики они значительно ухудшили показатели своей деятельности, просели где-то порядка на 35%. То есть, на наш взгляд, тоже можно было подумать над этим вопросом и каким образом оказать помощь пострадавшим отраслям. Не знаю, что еще добавить тут, если только контрольные мероприятия рассказать.
СКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВ МОЖЕТ ПРОГЛОТИТЬ СЧЁТНАЯ ПАЛАТА?
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- На самом деле, проведена большая работа Счетной палатой Владимирской области. Выявлены нарушения на такую существенную сумму для бюджета, как 700 миллионов рублей фактически. При всем при этом из отчета видно, что целый ряд нарушений таких, как, к примеру, продажа земли по откровенно заниженной стоимостью, те же вопросы, связанные со строительством парка «Зарядье» в Суздале, и так далее. Нарушения носят очевидно - либо могут носить - коррупционный характер. При всем при этом в бюджет различного рода штрафами вернулись порядка 1,5 миллиона рублей и возбуждено только одно уголовное дело при 700 миллионах неэффективно израсходованных средств. Возможно ли это связано с тем, что вам не хватает какого-то инструментария в виду того, что разные ведомства реагируют, возможно, не должным образом на те справедливые предписания и экспертизы, которые вы даете? Нет ли необходимости, возможно, нам выйти с инициативой к федеральному законодателю, чтобы дать Счетной палате Владимирской области, возможно, больше каких-то прав в этой части? Потому что, на мой взгляд, правда, 700 миллионов рублей нарушений и только одно уголовное дело, наверно, тут не все в порядке, и реакция слабая на ваши справедливые замечания.
Ирина Тулякова:
По результатам наших мероприятий порой решения принимаются не так быстро, как хотелось бы. Последний свежий пример: уголовное дело «Владимирский мясник». Контрольное мероприятие мы проводили в 2016 году, поэтому о том, что только в этом году возбуждено уголовное дело, доведено до какого-то результата, нельзя ограничивать деятельность вообще по нашим материалам правоохранительных и надзорных органов. Ведутся работы по Киржачскому ФОКу, ведутся работы по Кольчугино, а это в общем-то в принципе результаты тоже нашей деятельности, когда мы направляли [в правоохранительные органы] соответствующие материалы.
Прав [Счётной палате] можно дать сколько угодно, но тут тоже есть вопрос: а насколько мы сможем проглотить эти права, чтобы их реализовывать в полном объеме? Что касается конкретно проверки Суздаль «Зарядье», здесь нас привлекла прокуратура Владимирской области - мы свои материалы представили, поэтому она свои мероприятия тоже проводит. То есть мы работаем в тесном взаимодействии с правоохранительными, надзорными и иными контрольными органами. И поэтому результаты не могут быть одномоментные. Все меры реагирования принимаются каждым органом тоже соответственно в рамках своих полномочий. В частности, Счетная палата может вести административное производство. Мы составляем протоколы. Протоколы, в соответствии с требованиями действующего законодательства, мы направляем мировым судьям, а они уже рассматривают. То есть работа эта налажена, она ведется. Каждый орган со своими полномочиями.
Антон Сидорко:
- То есть инструментария законодательного [для привлечения к ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств] хватает? Здесь нет никаких претензий, пожеланий в этом плане?
Ирина Тулякова:
- Инструментария хватает, но за неэффективное использование [бюджетных] средств к уголовной ответственности никого привлечь невозможно. На сегодняшний день, да, это наши реалии.
Владимир Киселев:
- Я считаю, нужно просто, чтобы исполнительная власть привлекала к дисциплинарной ответственности [тех, кто неэффективно расходует бюджетные средства].
Источник публикации: зебра-тв: власть
www.vladimironline.ru
Последние новости
- Владимирские власти собираются открыть в Муроме педагогический институт »»»
- Во Владимирской области нашли деньги на выравнивание «богатых и бедных» территорий »»»
- Пять муниципалитетов премировали за эффективную работу властей »»»
- Больше половины социальных расходов бюджета пойдут на поддержку семей с детьми »»»
- Город Костерево получит Дворец спорта. Точнее, корпус, пристроенный к школе »»»
- Многодетным участникам СВО выделят по льготе древесину для строительства жилья »»»
- Владимирским детсадам, школам и колледжам пообещали 25% от бюджетных расходов »»»
- Владимирские власти решили бороться с голубями, загаживающими площади »»»
- Владимирская область получит от Москвы деньги на социальную газификацию »»»
- Муниципалитетам выделят деньги на обустройство туристических троп. Но не всем »»»