о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Председатель Владимирского облсуда Александр Малышкин сообщил, что в 2019 году было вынесено 0,28% оправдательных приговоров от общего числа уголовных дел

28.02.2020 17:00 Рубрика: Политика


Несмотря на откровенно малое количество оправдательных приговоров, количеств уголовных дел в судах снижается, как и количество подсудимых, а наказания становятся мягче. Председатель областного суда Александр Малышкин считает это признаком гуманизации судопроизводства

В 2019 году 20 человек, обвиняемых в уголовных преступлениях, признаны невиновными. Доля оправдательных приговоров составила 0,28% от общего количества вердиктов, вынесенных во Владимирской области. В среднем по России этот показатель на одну сотую процента ниже, сообщил на региональной судейской конференции председатель Владимирского областного суда Александр Малышкин. Еще 0,9% всех подсудимых вместо реального наказания отправлены на принудительное лечение.

Всего за прошлый год районные суды и мировые судьи Владимирской области рассмотрели 7 тысяч 47 уголовных дел, возбужденных в отношении 7 тысяч 205 человек, но только 66% подсудимых получили наказания, треть дел — прекращена по различным основаниям. По мнению Малышкина, такие цифры говорят о гуманизации, которая в последние годы стала «главной идеей» российского уголовного судопроизводства.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГУМАНИЗАЦИИ

Общее количество уголовных дел, поступивших во владимирские суды, в 2019 году уменьшилось на 12%, тогда как в среднем по России – на 7%. В уголовно-правовой тематике, как и в предыдущие годы, превалируют дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков, нарушениями безопасности дорожного движения и хищениями имущества. Александр Малышкин объясняет тенденцию «социальными причинами». По статистике минимум у половины осужденных не было постоянного дохода, треть приговоренных совершали преступления в состоянии алкогольного опьянения, 42% - нарушали закон, не закрыв предыдущую судимость.

В общей массе уголовные дел, рассмотренных по существу в 2019 году, 102 касались коррупционных преступлений. В судах оказались 104 человека: сотрудники правоохранительных органов, госслужащие, работники муниципальных предприятий и территориальных подразделений органов государственной власти. 18 обвиняемых получили реальные сроки, 19 - условное наказание, 1 - приговорили к исправительным работам, 2 - лишили права занимать определенные должности. Самым популярным наказанием за коррупционные преступления стал штраф – его назначили 59 подсудимым. В отношении пятерых - расследование было прекращено.

Одна из тенденций 2019 года – рост количества уголовным дел, поступающих на рассмотрение в районные суды. Это обусловлено изменениями в территориальной подсудности. Больше других нагрузка возросла в Ковровском и Гусь-Хрустальном городских судах, а также в Ленинском и Октябрьском районных судах города Владимира. «Взрывной рост» по количеству уголовных дел – сразу на 45% – произошел в Муромском городском суде. «Мы еще не до конца осмыслили этот феномен», – признался председатель Владимирского областного суда.

Игорь Конышев

Другая заметная тенденция – подсудимые все чаще ходатайствуют о рассмотрении дел в особом порядке, соглашаясь таким образом с предъявленными обвинениями в обмен на более мягкое наказание. Так, например, поступил бывший генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игорь Конышев. В 2019 году особый порядок судебного следствия во Владимирской области выбрали две трети всех подсудимых. В среднем по России этот показатель составляет 55%.

ВОПРОСЫ К СЛЕДОВАТЕЛЯМ И ПРАВОЗАЩИТНИКАМ

32% всех уголовных дел, рассмотренных в 2019 году, суды Владимирской области прекращали по различным основаниям. Наказания избежали 2340 человек. Александр Малышкин заметил, что основная причина, почему судебное следствие не доходит до логического завершения – борьба следователей и дознавателей за высокие показатели собственной работы. Из-за этого они отказываются «удовлетворять обоснованные ходатайства о прекращении дел на стадии предварительного расследования».

В 2019 году стало на 12,7% меньше ходатайств об избрании подозреваемым меры пресечения. В то же время суды признают подавляющее большинство таких ходатайств обоснованными, причем настолько часто, что иногда это доходит до абсурда. Например, Гусь-Хрустальный городской суд удовлетворил абсолютно все просьбы следователей о заключении подозреваемых под стражу. «Какое-то братание происходит между судебной системой и правоохранительными органами», – заключил Александр Малышкин. Ходатайств о продлении сроков содержания под стражей стало на 1% больше, но и принимать решения в пользу следствия судьи стали чуть реже.

В своем докладе Александр Малышкин отдельно остановился на институте присяжных заседателей в районных судах, который появился в России с 1 июня 2018 года. В 2019 году по всей стране на рассмотрении присяжных вынесли 474 уголовных дела, четыре из которых – во Владимирской области. По двум делам судебное следствие еще не закончено, по другим двум – вынесены оправдательные приговоры.

В июне 2019 года присяжные признали 62-летнюю жительницу Суздальского района невиновной в смерти сожителя, который погиб после ножевого ранения в живот во время ссоры. Спустя два месяца коллегия присяжных во Фрунзенском районном суде города Владимира решила, что 29-летняя женщина не убивала из мести своего сожителя, который будучи пьяным грубо оттолкнул девушку.

Опасение у председателя Владимирского областного суда вызывает не оправдательный характер вердиктов, которые выносят суды присяжных, а затянутость судебного следствия:

«Общий срок рассмотрения дела в Суздальском городском суде составил более пяти месяцев. При этом срок судебного следствия после формирования коллегии присяжных до вынесения вердикта – менее двух месяцев. А срок рассмотрения дела с участием присяжных во Фрунзенском районном суде составил 9 месяцев 23 дня, при этом срок судебного следствия – 6 месяцев 12 дней.

С учетом того, что данные дела являются одноэпизодными с участием одного лица, полагаю, что срок их рассмотрения следует признать неоправданно длительным. Продолжительность рассмотрения была обусловлена, прежде всего, трудностями с формированием коллегии присяжных заседателей из-за плохой явки кандидатов. Так, во Фрунзенском районном суде коллегию присяжных удалось сформировать лишь на четвертом судебном заседании. На первое заседание из ста вызванных кандидатов явилось шесть, а поскольку отбор можно начинать при явке не менее 12 кандидатов, слушание дела было отложено. Вызвано вновь сто кандидатов, из которых явилось только 11.

Суды провели огромную организационную работу, чтобы этот институт заработал. Но мы же это делали, не чтобы создать и успокоиться. Были как минимум две великие идеи в районных судах, чтобы начал функционировать суд присяжных, чтобы граждане наши участвовали в судопроизводстве, изнутри понимали механизм действия судебной системы, а через это, чтобы было с одной стороны - доверие между гражданским обществом и судебной системой, а с другой стороны – чтобы профессиональные судьи боле тщательно и ответственно подходили к исполнению своих обязанностей».

Дмитрий Хвостов

В целом качество работы судов общей юрисдикции и мировых судей во Владимирской области не оставляет у Александра Малышкина сомнений в их компетентности. Приговоры по 89,7% всех уголовных дел в 2019 году после обжалования остались без изменений. Председатель областного суда поименно назвал судей, 100% приговоров которых устояли в апелляционных инстанциях. Среди них оказался судья Ленинского районного суда Дмитрий Каюшкин, который, в частности, 23 ноября 2018 года приговорил к 11 годам тюрьмы бывшего вице-губернатора Владимирской области Дмитрия Хвостова.


Источник публикации: зебра-тв: власть



www.vladimironline.ru




только в разделе Политика

Последние новости

Все новости