о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Выборы владимирского губернатора обогатили науку термином «перевертыш»

07.01.2019 11:50 Рубрика: Политика


Сенсационные итоги выборов во Владимирской области и ряде других регионов страны к Новому году перестали вызывать ажиотаж в обществе — президент Путин принял «не своих» губернаторов в Кремле, наказал им работать, мобилизовав весь имеющийся «трудовой багаж», и даже пообещал дать денег на значимые социальные проекты в своих регионах — во Владимире это строительство Рпенского проезда, без которого задыхаются жители Доброго, и инфекционное отделение при областной детской больнице.

Будет федеральное финансирование на данные стройки или нет — владимирцы узнают еще нескоро, однако даже сама новость о том, что Путин услышал просьбу Сипягина и поручил министрам ее рассмотреть, укрепила шаткие позиции нового владимирского губернатора в глазах начинающего разочаровываться сделанным выбором электората. Ну а сами губернаторские выборы 2018 года войдут в анналы современной политологии — хотя бы в качестве примера, как власть пыталась спасти ситуацию, применяя новые технологии при подсчете голосов.

Даже несмотря на протесты против повышения возраста выхода на пенсию и роста НДС, в начале предвыборной кампании 2018 года мало кто верил, что годами отлаживаемая единороссами «выборная машина» во Владимирской области может дать сбой. Ведь еще в марте партия власти доказала свою мобилизационную мощь, выдав на президентских выборах нужный Кремлю результат, и действовавший губернатор Орлова получила карт-бланш на второй срок.

О губернаторских амбициях заявили 8 человек:

  • Светлану Орлову ожидаемо выдвинуло реготделение «Единой России», оно же назначило губернатора «паровозом» партсписка на выборах депутатов ЗакСобрания, хотя Орлова и не участвовала во всеобщих праймериз;

  • Депутат ЗакСобрания Владимир Сипягин стал кандидатом от ЛДПР;

  • КПРФ сделала сильный ход против единороссов, выдвинув на губернаторских выборах медийную персону, журналиста Максима Шевченко;

  • Справедливороссы, по мнению многих наблюдателей, «слили» кампанию, выдвинув в губернаторы столичного аппаратчика Сергея Бирюкова, а не, к примеру, раскрученного сенатора Антона Белякова;

  • Кандидатом в губернаторы от партии «Народ против коррупции» стал виноградовский вице-губернатор Александр Леонтьев;

  • От партии «Гражданская инициатива» выдвинулся Олег Павлецов - юрист и общественный активист, ставший после аварии инвалидом-колясочником;

  • Партию с привлекательной для пожилых избирателей, не знающих всех тонкостей «замещающей» политтехнологии, аббревиатурой КПСС - «Коммунистическая партия социальной справедливости» - представил профессиональный «выборщик» Иван Алтухов;

  • Ну а из Коврова на губернаторское кресло «позарился» далекий даже от региональной политики, мало кому известный НОДовец Сергей Глумов, его выдвинули «Патриоты России».

Однако список претендентов быстро ополовинился. Муниципальным фильтром от выборов ожидаемо отсекли выдвиженца от КПРФ Шевченко, у него обнаружились двойные подписи депутатов. Обращение в СледКом, судебное оспаривание вплоть до Верховного суда было безрезультатным, но информационный шум и благоприятный выборный фон для КПРФ эти действия создали.

Павлецов и Леонтьев из-за необходимости прохождения муниципального фильтра даже не стали подавать документы в облизбирком. Ну а преодолевшего «сито» муниципального фильтра Ивана Алтухова сняли с выборов по его личному заявлению — Алтухов заявил, что ушел из предвыборной гонки из-за несогласия с решением комиссии по его агитационному материалу против КПРФ, однако все понимали, что лишнего спойлера удалили, чтобы не оттягивал голоса у фаворитки.

В итоге в «губернаторском» списке на выборах 9 сентября владимирцы получили только 4 фамилии — кандидата от «ЕР» и трех «соучастников», по мнению многих, не имевших реальных губернаторских амбиций, внятной предвыборной программы и своей команды.

А губернатор Орлова перед выборами излучала оптимизм — после ее доклада президенту Путину о новых дорогах и школах, росте экономики и снижении долгов за газ она стремительно увеличила степень своей влиятельности в глазах федеральных экспертов, близких к руководству «Единой России». Владимирцев перед выборами развлекали и агитировали «друзья губернатора Орловой» - Надежда Бабкина, Хор Турецкого, Кристель Лури и местные творческие коллективы.

Но получилось так, что владимирцы, чьи реальные доходы снижались не один год, чьи знакомые и близкие получали уведомления о сокращении с крупных производств, чьи пенсионные перспективы стремительно изменила партия власти, усилий ставленницы Москвы не оценили. При этом избиратели Владимирской области даже в первом туре губернаторских выборов продемонстрировали высокую готовность выбирать - явка на выборах 9 сентября составила почти 33%, а это на 5% больше, чем на губернаторских выборах в 2013 году. И пришедший к урнам электорат наглядно продемонстрировал свое отношение к действующей власти — фаворита предвыборной гонки Светлану Орлову уверенно отправили во второй тур.

Орлова не преодолела 50-процентный порог, набрав всего 36,42% голосов избирателей. Владимир Сипягин уступил Орловой всего 5% голосов, набрав 31,19%. Сергей Бирюков получил 17,48%. И даже результат никому не известного Сергея Глумова отличался от статистической погрешности - 6,81% .

Результаты разительно отличались от тех, что удалось получить партии власти в 2013 году - тогда только что приехавшая во Владимирскую область кандидат от «Единой России» Светлана Орлова уверенно обошла ближайших оппонентов и получила 74,73% голосов избирателей. А вот член ЛДПР Владимир Сипягин 5 лет назад не набрал и 4%.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области VII созыва оказались созвучны губернаторским: «ЕР», позже публично заявившая об успешном прохождении выборной кампании и сохранении большинства в региональном парламенте, по партийному списку получила только 29,57% голосов избирателей — против 44,33% в 2013 году. КПРФ набрала 23,66%. ЛДПР — 20,80%. Справедливороссы получили 10,20% голосов. Место в ЗакСобрании досталось и КПСС, преодолевшей 5-процентный барьер — Коммунистическая партия социальной справедливости «разжилась» 6,14% голосов избирателей.

По 19 одномандатным округам большинство голосов получили единороссы, однако по 3 округам - в Киржачском районе и двух округах во Владимире - победу одержали представители других парламентских партий, 1 округ выиграли эсеры, два — КПРФ. Первые же заседания регионального парламента показали, что ЗакСобрание снова стало местом для дискуссий.

На выборах 9 сентября владимирцы испортили каждый десятый бюллетень, и это было самое протестное голосование в России - во Владимирской области оказалось наибольшее количество бюллетеней, свидетельствующих о нежелании отдавать свой голос за кого-либо из кандидатов.

Второй тур губернаторских выборов по рекомендации ЦИК во Владимирской области был назначен на 23 сентября. После неутешительных для себя итогов первого тура губернатор Орлова публично демонстрировала уверенность в своей победе — заявляла, что не планирует как-то особенного готовиться ко второму туру, и избиратель, по ее мнению, сделает правильный выбор. Правда, при этом в двухнедельный разрыв между турами Светлана Орлова совершила массированное турне по трудовым коллективам крупных предприятий, отраслевым собраниями и муниципалитетам.

Ну а перед «днем тишины» в соцсетях появилось ее обращение к избирателям, в котором губернатор, по сути, каялась в том, что допустила ряд ошибок, раз ей не удалось «достучаться до многих» из жителей Владимирской области в первом туре. Орлова попросила избирателей поддержать её во втором туре, пообещав «работать по-новому» и заверив, что все «значимые шаги» власти будут предпринимать только вместе с общественностью. Специально для этого она предложила запустить проект «Народное решение». Светлана Орлова подчеркнула, что обращается к жителям Владимирской области «не как губернатор, а просто как человек»:

«В последние дни постоянно задаю себе вопрос: вроде бы старалась — и результаты есть. Так почему же не удалось достучаться до многих из вас? И знаете, что отвечаю себе: значит, что-то сама сделала не так».

Сипягин после первого тура публично заявил, что не ведет ни с кем никаких «разменных» переговоров и намерен стать губернатором Владимирской области после 23 сентября. Однако яркой кампании между двумя турами ЛДПР не вело, что дало повод говорить о существовании неких договоренностей ЛДПР с администрацией президента в обмен на «слив» губернаторских выборов во Владимирской области.

Работа политтехнологов проявилась в опубликованных рядом СМИ текстах с призывами портить бюллетени во втором туре губернаторских выборов — якобы массовая порча бюллетеней позволит признать выборы несостоявшимися. Авторы обращения намеренно вводили избирателей в заблуждение, видимо, в надежде снизить явку и протестное голосования против действующего губернатора.

Однако владимирцы, после первого тура почувствовавшие значимость каждого отданного голоса, что называется, закусили удила - первые же отсечки по явке избирателей на участки 23 сентября показали, что рекорд первого тура будет побит. Итоговая явка во втором туре губернаторских выборов во Владимирской области составила 38,29%, что на 5,3% выше, чем на первом туре 9 сентября и почти на 10% выше, чем на губернаторских выборах в 2013 году.

В течение дня появлялись данные о якобы имевших место нарушениях в ходе выборов. Уже ранним утром 23 сентября на избирательные участки не пустили наблюдателей общественного движения «Голос», в том числе и приехавших во Владимирскую область из других регионов России. Сначала общественников не приняла в свои ряды ЛДПР, а затем их отказались пускать с документами от партии «Яблоко». Правда, независимым наблюдателям все же удалось попасть на участки к моменту подсчета голосов, так как они смогли доказать свою правоту через суд.

Представители ЛДПР написали жалобы на централизованный подвоз избирателей в Киржаче. Председатель облизбиркома Вадим Минаев заявлял, что комиссия проверяет данные о попытке подкупа избирателей. В день голосования глава ЦИКа Элла Памфлова обратилась к председателям и членам участковых и территориальных избирательных комиссий Владимирской области с призывом не поддаваться давлению со стороны недобросовестных участников избирательного процесса.

Но самые яркие события второго тура губернаторских выборов происходили перед окончанием голосования и в ночь подсчета голосов. После 7 часов вечера по УИКам разлетелось фото «документа» за подписью регионального координатора ЛДПР Сергея Корнишова о том, что партия, казалось бы максимально заинтересованная в честном подсчете голосов, в срочном порядке отзывает с участков своих наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса. Никакой официальной информации о том, что в региональном отделении ЛДПР разобрались с данным инцидентом, после так и не появилось.

После того, как УИКи покинули наблюдатели ЛДПР, стала поступать информация, что у председателей УИКов не принимают протоколы с «неправильными результатами голосования» - то есть, с результатами, по которым побеждал Сипягин.

В соцсетях сообщали о так называемых «перевертышах» - вписанных в итоговый протокол данных о набранных кандидатами голосах с точностью до наоборот. После выборов эксперты говорили о том, что во Владимирской области была попытка «аврально» применить данную «спасительную» для проигрывающего кандидата Кремля технологию, но в какой-то момент, поняв, что скрыть массовые фальсификации итогов выборов не удастся, было решено откатить назад.

Также были зафиксированы скапливающиеся у дверей ТИКов очереди из председателей УИКов с протоколами, в которых зафиксирована победа Сипягина. Такие протоколы просто боялись принимать, видимо, опасаясь гнева людей Орловой.

Показательным стал визит представителя ЦИКа РФ Александра Кинёва в ТИК Ленинского района, расположенный в здании Ленинской администрации города Владимира. Очевидцы рассказывали, что Кинёва дважды не пустили в ТИК, двери которого оказались наглухо закрытыми. А снаружи стояли представители УИКов, которые не могли сдать привезенные ими итоговые протоколы с «неправильными» результатами голосования.

В Ленинский ТИК срочно выехал председатель избирательной комиссии Владимирской области Вадим Минаев, позже на пороге ТИКа Кинев и Минаев единогласно заявили, что день выборов и ночь подсчета голосов прошли без существенных нарушений.

При этом в течение пары часов — начиная с 23:00, когда появились результаты о лидерстве Сипягина, в облизбиркоме не обновлялись данные ввода протоколов с результатами обработки бюллетеней с ряда территорий региона-33. Вначале представители облизбиркома объяснили задержку техническим сбоем в работе системы ГАС «Выборы» на половине территории Владимирской области. Затем от этой версии отказались.

Представляющий ЦИК Александр Кинёв заявил о якобы имевшихся попытках неких третьих сил провоцировать ситуацию во Владимирской области:

«Одна из таких попыток была предпринята в связи с внесением неправильных данных о голосовании в протоколы. Для того, чтобы перепроверить эти данные, было необходимо время. И из-за этого, собственно, и произошла задержка с вводом данных по определенным районам города Владимира».

О попытках применения административного ресурса и переписки протоколов после выборов во Владимирской области говорила и председатель Центризбиркома Элла Памфилова, отметившая принципиальную позицию членов УИКов, которые оказали серьезное сопротивление любым формам давления:

«Вадим Александрович (Минаев, председатель избирательной комиссии Владимирской области — ред.), пожалуйста. Я знаю, что там есть несколько жалоб вполне существенных. Ко мне тоже дубликаты поступили. Прошу вас, как вы это умеете – профессионально и принципиально – рассмотреть. Особенно мне не нравится ситуация, которая сложилась в Ленинской ТИКе, когда были закрыты двери, когда там скопились председатели участковых избирательных комиссий с готовыми протоколами. Там была задержка. Свалили на то, что там были какие-то перебои в системе ГАС «Выборы» Не было никаких перебоев. Наша государственная автоматизированная система «Выборы» работает четко, отлажено и надежно. Никаких перебоев. Там, может быть, были у кого-то перебои в сознании. Разберитесь, все виновные должны быть наказаны. Даже наш там член ЦИК стоял под дверями. Это недопустимо».

В ночь после выборов представители облизбиркома говорили, что возможными нарушениями в процессе голосования и подведения итогов занимаются правоохранительные органы. Однако ни данных об официальных итогах проверок по линии МВД, ни реакции облизбиркома на озвученные Памфиловой жалобы, и уж тем паче сведений о наказании виновных обнародовано так и не было. Фрунзенский райсуд Владимира сообщил о решении суда по иску наблюдателя, работавшего на одном из участков — наблюдатель пытался опротестовать итоги выборов губернатора на УИКе, поскольку видел, что стопка бюллетеней «за Орлову» росла без реального подсчета голосов. Однако суд нарушений в действиях участковой комиссии не нашел и иск отклонил.

Светлана Орлова «зафиналила» свое пятилетнее пребывание на владимирской земле громким проигрышем во втором туре губернаторских выборов — за нее проголосовали 37,46% от пришедших на выборы жителей Владимирской области. Примечательно, что действующий губернатор одержала победу только в 3 муниципалитетах Владимирской области из 21 — в городе Коврове, а также в Гороховецком и Камешковском районах.

Владимир Сипягин, в победу которого на выборах, да и в реальность желания стать губернатором на старте предвыборной кампании верили разве что самые преданные сторонники ЛДПР, во втором туре получил 57,03% голосов избирателей. Наблюдатели по итогам первого тура говорили, что жители Владимирской области голосовали не столько за Сипягина, сколько против Орловой и пенсионной реформы, предложенной правительством и поддержанной единороссами.

Максимальный разрыв между кандидатами, по предварительным данным, сложился в 4 районах Владимирской области: в Петушинском районе за кандидата Сипягина проголосовали на 40,1% больше избирателей, чем за Орлову. В Киржачском районе разрыв между кандидатами превысил 57% голосов в пользу Сипягина, в Кольчугинском районе разница в количестве голосов составила 44,3% в пользу Сипягина и в Суздальском районе — 43,4%, тоже в пользу Сипягина.

Несмотря на сообщения о нарушениях в ходе выборов, оба кандидата - и Светлана Орлова, и Владимир Сипягин - признали итоги голосования. Выигравший борьбу кандидат заявил, что не имеет претензий к работе облизбиркома.

В первые месяцы после сенсационных итогов выборов и последовавшей информационной войне против Сипягина на федеральном ТВ наблюдатели предрекали «случайному» губернатору скорую отставку, а владимирцам — нового «и.о» и очередные губернаторские выборы осенью 2019 года. Перед Новым годом такие разговоры поутихли, однако уже сразу после праздников губернатору Владимиру Сипягину и его состоящей преимущественно из «варягов» команде предстоит продемонстрировать умение держать удар - от наваливающихся лавинообразно экономических и социальных проблем и недовольства владимирцев снижением уровня жизни, ростом тарифов, недоступностью медицинских услуг, «мусорным переделом».

Добавим, что другие участники предвыборной гонки внакладе не остались — снятый с дистанции «по собственному» Иван Алтухов получил кресло и зарплату в ЗакСобрании, Ольга Хохлова, хоть и уступившая пост лидера владимирских единороссов спикеру ЗакСобрание Владимиру Киселеву, была отправлена сенатором в СовФед, ну а сама экс-губернатор Светлана Орлова с одобрения президента Путина заняла должность аудитора Счетной палаты России. Говорят, что к ней под крыло уже трудоустроился и бывший вице-губернатор Михаил Колков.


Источник публикации: зебра-тв: власть



www.vladimironline.ru




только в разделе Политика

Последние новости

Все новости