ПроЭкономику-2014: основные вехи
23.12.2014 15:10 Рубрика: Экономика
Экономический образ стремящегося к завершению 2014 года, несомненно, определило крутое пике рубля, которое за последние месяцы приняло эпический характер. Да так, что Орлова пытается отрядить участковых на борьбу с паникой.
А ведь в январе-феврале даже и не предполагалось, что страну накроет. Персональные санкции и те, что были направлены против крупных российских компаний и банков, казались на первых порах чем-то лёгким и незначительным, словно «последнее китайское предупреждение».
Радость от санкций
Первые лица региона, чиновники и владимирские производители и по сей день с завидным постоянством повторяют, что санкции области лишь во благо, особенно промышленности и сельскому хозяйству. Оптимизм вселяли гости с «КАМАЗа» и из Белоруссии, сотрудничество с которыми нынче под большим вопросом.
Доморощенные и пришлые заклинатели змей экономики, полагаю, мало заботились о том, как их слова будут восприняты, ведь население до поры до времени сохраняло крымский победный заряд.
Ближе к концу года вдруг оказалось, что «у нас пока не всё получается», как говаривал Дмитрий Медведев в бытность свою главой государства. Результатом стали трудные бюджеты региона и города.
Это что касается тенденций. Частности были не менее захватывающими.
Форум
По задумке Белого дома, центральным событием должен был стать II экономический форум «Владимирская область – территория динамичного развития». На него прибыли вице-премьеры Ольга Голодец и Виктор Зубков (по совместительству председатель Совета директоров «Газпрома»), министр финансов Антон Силуанов, полпред в ЦФО Александр Беглов, советник Президента Михаил Федотов, вице-президент РЖД Александр Мишарин, а также потенциальные частные инвесторы.
Озвученное на форуме планов громадьё к осени разделилось на два русла: с одной стороны, мегапроекты, вероятность отмены которых велика, с другой стороны, то, что сулит вполне реальные перемены в ближайшей же перспективе.
Отложенная магистраль
Подаваемая с пафосом на каждом углу идея высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани хоть и обрела материальное выражение в виде информационного центра на нашем вокзале, но всё-таки была отложена в долгий ящик из-за недостатка финансов (при этом на подготовительные работы деньги выделят). А вот от двух аэропортов под Владимиром областные власти пока не отказываются.
Загадочный газомотор
Поначалу куда лучше складывалась судьба громкого проекта по производству газомоторных автобусов «Волгабас». Рапортовали, что строительство в Собинском районе идёт в нормальном темпе. К середине декабря выяснилось, что ввод предприятия в строй произойдёт на полгода позже запланированного срока (не весной, а в декабре 2015-го). Но это лишь скупые на чувства констатации, а страсти вокруг этого завода кипели нешуточные.
В ходе борьбы вокруг пешеходного центра газомоторы тоже вспоминали. Перекрытие движения на Большой Московской грозило бы крахом троллейбусам и выдвижению «Волгабаса» на первый план.
От себя замечу, что «Волгабас» – редкий образчик загадочности. Даже самые задрипанные проекты презентуют, демонстрируют картинки (как и что будет выглядеть), выпускают буклеты, привлекают прессу.
В данном же случае было с точностью до наоборот. Об очертаниях завода общественность узнала (и то в общем виде) лишь в декабре. Офис «Волгабаса» располагается по соседству с химчисткой в Манежном тупике, а выловить представителей производства надо ещё постараться. Да и пресс-конференция не дала чётких ответов на вопросы, которые после были заданы также и в письменном виде.
О заводе не говорили бы столько, если бы его машины не вышли на городские маршруты общественного транспорта. Эпопея с пристройкой их перевозчикам («Бигавтотрансу» и «Владимирпассажиртрансу»), неприкрытое лоббирование именно газомоторов – это привело к переделу рынка перевозок и вытеснению «Бигавтотранса» с прибыльных направлений. Подпортило отношение к «Волгабасу» то, что новенькие автобусы ломались, их приходилось дозаправлять в пути, а затем все их снимали с линии, чтобы разобраться в неполадках.
Уход «старорежимников»
Со сменой губернатора влияние семейства Филипповых сошло на нет. Филиппов-старший лишился поста гендиректора «Газпром межрегионгаз Владимир», а в этом году прекратил существование «МРГ-Инвест» его сына Александра. Губернатор заявляла, что «они 16 лет гробили область» и анонсировала приход в регион «РусГидро»(событие состоялось) и «Россетей», которые должны потеснить Филиппова на рынке электро- и теплоснабжения.
Серьёзной неприятностью для города является ситуация с «Автоприбором». Алексея Мельникова, которого тоже можно отнести к категории «бывших», с завода никто не гнал, хотя претензии Светлана Орлова озвучивала и продолжает озвучивать.
Суть в том, что уже второй раз за 10 лет предприятие проходит через процедуру банкротства, а под угрозой увольнения находятся больше тысячи человек. «Автоприбор» был номинирован на премию «ПроИтоги-2014» в номинации «Закрытие года», но об этом пока вести речь преждевременно. На прошлой неделе руководитель региона в телеинтервью подчеркнула, что не даст развалить завод и организовать на его месте рынок. Правда, исполнимость обещания сейчас оценить сложно.
***
Растерянность, прикрываемая наступательностью и решительностью речей политиков, не замедлила сказаться на поведении сограждан. Попытка успокоить по-российски – это сигнал, который воспринимается прямо противоположным образом.
Убаюкиванье приводит людей в движение, становится индикатором, что надо быстрее бежать и закупаться всем, чем только можно. У кого денег совсем немного, приобретают крупы, сахар, макароны. У кого побольше – гаджеты. Переводят средства на новые вклады под более высокие проценты. Наконец, самые обеспеченные (по меркам города) трансформируют рубли в автомобили и недвижимость.
В 2015 году Владимирская область, как и страна в целом, вступает в обстановке неопределённости. В такой атмосфере действуют выработанные годами представления, как спасать самих себя, свои семьи, свои деньги, а также расчёт на то, что чутьё не подведёт.
Источник публикации: ПроВладимир - бизнес
www.vladimironline.ru