о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Корректировка кадастровой стоимости — в интересах реального сектора экономики

04.02.2013 16:00 Рубрика: Экономика


В 2102 году «Российскому союзу налогоплательщиков» удалось добиться существенного снижения кадастровой стоимости земельных участков для целого ряда промышленных предприятий Владимирской области, как в судебном, так и в административном порядке. Суммы снижения налоговой нагрузки и возвращенных налогов составили десятки миллионов рублей. Председатель Влади­мирского региональ­ного отделения РСН, заместитель генераль­ного директора ОАО «ВПО «Точмаш» Лев Иванов — о новых задачах Российского со­юза налогоплательщиков, свя­занных с этой тематикой.
- Насколько изменилась ситуация для налогоплательщиков в связи с утверждением в ноябре прошлого года результатов новой кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области?

-   Нормативные акты, принятые губернатором Владимирской области и органами муниципальной власти, вступили в силу с 1 января 2013 года. Из этих документов прослеживается тенденция повышения кадастровой стоимости земельных участков по отношению к ранее действующей. Примерно на 20-30 процентов. Правда, распределение «кадастровой нагрузки» остается неравномерным. По многим участкам увеличение произошло в два и более раза. Но есть участки, по которым кадастровая стоимость снижена, причем, в ряде случаев значительно. Тем не менее, у абсолютного большинства землепользователей платежи за землю — земельный налог, арендная плата, выкупная стоимость участка — с 1 января 2013 года существенно возрастут. Хотя руководством страны неоднократно заявлялось о проведении в этом году политики снижения налогового бремени, пока этого не происходит. По, крайней мере, во Владимирской области в отношении кадастровой стоимости земли. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что кадастровая стоимость земель повышена и в ряде других регионов. Например, на территории Москвы и Московской области увеличение кадастровой стоимости с 1 января 2013 года составит от 20 до 6о процентов.

- То есть положительных изменений не происходит?

- Совсем наоборот, положительные изменения происходят, это вполне очевидно. Ситуация в корне изменилась к лучшему. Для налогоплательщиков и арендаторов земли, а значит и для государства в целом. Без излишнего оптимизма можно сказать, что в настоящее время в стране в целом происходит мини-реформа земельного налога, в результате которой он из, по сути, средневекового земельного оброка должен превратиться в   цивилизованный  налог.

Казалось бы, принципиально ничего не изменилось. Ставки земельного налога как утверждались, так и утверждаются органами местного самоуправления в предусмотренных законом пределах. Льготы по налогу остались пока прежними. Налоговой базой, как и прежде, служит кадастровая стоимость земельного участка.

Именно кадастровая стоимость земли (вернее – порядок ее установления и конкретные размеры)  на протяжении всего времени существования земельного налога в Российской Федерации  являлась причиной и поводом для бесчисленного количества судебных разбирательств, массового недовольства налогоплательщиков и арендаторов земли, выражаемого в коллективных и индивидуальных жалобах, а подчас и в акциях протеста.

Если говорить кратко, проблема состояла в до предела непрозрачной и запутанной методике установления кадастровой стоимости земли. Результаты  применения этой методики знакомы каждому налогоплательщику – многократное единовременное увеличение суммы налога, и до того не малого. Повышение любого налога в несколько раз редко кого может обрадовать, но в данном случае важна была и форма, в которой  производилось повышение. Представьте реакцию  владельца подержанного автомобиля узнающего вдруг, что его средство передвижения недавно было оценено кем-то по цене нового автомобиля бизнес-класса, и именно с этой стоимости он и должен с 1 января нового года платить налог. В такой же точно ситуации оказались и землепользователи, поскольку к рыночным ценам на землю результаты кадастровой оценки не имели, в подавляющем большинстве   случаев,  никакого отношения. Доходило почти до смешного. Один знакомый мне предприниматель в декабре 2008 года на открытом аукционе приобрел у государства земельный участок за 2 с небольшим миллиона рублей. С 1 января 2009 года кадастровая стоимость этого участка была определена в размере 30 миллионов рублей, причем, как следовало из официальных документов, оценка производилась по состоянию на 1 января 2008 года.

Положение усугублялось еще и тем, что оспорить результаты кадастровой оценки до недавнего времени было практически невозможно. Таких попыток было много, но все они за исключением единичных случаев, заканчивались не в пользу землепользователей.

- Когда эта ситуация начала меняться?

-  С 2010 года, когда законодателем были внесены изменения в статью 66 Земельного Кодекса, предусматривающие, что в случае установления рыночной стоимости земельного участка, его кадастровая стоимость должна равняться рыночной. Следом были внесены изменения в Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие, в том числе, порядок установления кадастровой стоимости земли и (!) порядок, основания и сроки ее обжалования. В ряде своих судебных актов налогоплательщиков поддержал Конституционный суд.

В июне 2011 года Президиум Высшего арбитражного суда РФ принял  очень важное для всех налогоплательщиков и арендаторов земли  постановление № 913/11, послужившее новым импульсом  для восстановления прав землепользователей, нарушенных несоответствием кадастровой стоимости земли ее рыночной цене. Президиум ВАС не только предельно четко сформулировал свои правовые позиции по ряду вопросов, по существу также был определен алгоритм действий для любого налогоплательщика, заинтересованного в оспаривании кадастровой стоимости используемого им земельного участка.

В результате,  любой плательщик  земельного налога или арендатор земли имеет абсолютно законное право и возможность добиваться пересмотра кадастровой стоимости земли, которой он владеет. Такая деятельность уже приносит свои плоды. Например, только одному промышленному предприятию города Владимира снижена кадастровая стоимость земли более чем на миллиард рублей, из бюджета возвращено более 22 миллионов рублей излишне уплаченного налога.

- Как относятся органы государственной власти  к деятельности налогоплательщиков по снижению кадастровой стоимости земли?

- Того противостояния «налогоплательщик – государство», которое существовало ранее, теперь просто нет. Это произошло, во первых, благодаря наличию правовой базы, четко регламентирующей порядок разрешения конфликтных ситуаций, во – вторых, благодаря отлично организованной работе органов, ответственных за ведение государственного кадастра – подразделений Росреестра и Федеральной кадастровой палаты. Речь не идет о лояльности или нелояльности их к землепользователям. Просто работники этих организаций    выполняют требования законодательства. Для защиты прав добросовестного налогоплательщика это вполне достаточно. Поддерживает землепользователей и Минэкономразвития России, которое в целом ряде писем сформулировало свою позицию по некоторым моментам порядка определения кадастровой стоимости.

Что касается экономического аспекта Вашего вопроса, то любому, кто знаком с экономическими реалиями жизни  среднего современного предпринимателя понятно, что средства, сбереженные в результате сокращения земельных платежей в воздухе не растворяются и  в никакие оффшоры не переводятся. Они направляются либо на увеличение фонда оплаты труда, либо на инвестиции в расширение производства. То есть государство с этих средств налоги получит в любом случае – в виде налогов на заработную плату и налога на прибыль. Снижая свои затраты     до уровня экономически обоснованных, налогоплательщик тем самым повышает свою экономическую эффективность, от чего государство и граждане только выигрывают.

Сейчас многие высказывают опасения, что в связи с вступлением в ВТО отечественным предприятиям будет крайне трудно выдерживать конкуренцию с крупными зарубежными компаниями. К сожалению, реальных мер для создания условий, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности российских предприятий, предпринимается крайне мало. В этой связи законодательное закрепление возможности корректировки кадастровой стоимости земли – одна из немногих реально действующих мер, направленных на повышение эффективности деятельности отечественного реального сектора экономики.

- Существуют ли проблемы, на которых бы хотелось заострить внимание?

 -  Да, благодаря изменениям, внесенным в законодательство и принципиальной позиции высших судебных инстанций плательщики земельного налога и арендаторы государственной и муниципальной земли  получили в свои руки инструменты оспаривания установленной кадастровой стоимости. Это можно только приветствовать, но  ведь действенного, прозрачного и работающего на практике механизма установления  кадастровой стоимости для всех земель так и не существует. А значит, по прежнему остается возможность, по сути, произвольного установления кадастровой стоимости, только с возможностью ее обжалования. Следовательно, налогоплательщики по прежнему не могут быть уверены  в справедливости и экономической обоснованности налога.

Получается справедливость не для всех, а только для тех, кто сочтет необходимым отстаивать свои интересы в судебном   или административном порядке, соберет необходимые документы, грамотно обоснует свою позицию. Но ведь многие налогоплательщики просто не знают о возможности оспорить кадастровую стоимость. Юридическая неграмотность – это, конечно, не хорошо. Но справедливость должна быть для всех.

Есть и такая категория налогоплательщиков, которая  отстранена от возможностей по установлению справедливой кадастровой стоимости  по чисто  экономическим причинам. Речь о «мелких» собственниках с участками в несколько соток. Для многих из них земельный налог, в размере, например,  25 000 руб. в год сумма почти неподъемная, соизмеримая с четвертью  их пенсии за такой же период, и кадастровую стоимость своих «соток» они считают явно завышенной. Но чтобы ее оспорить необходим, как минимум, отчет независимого оценщика. Оценка же рыночной стоимости небольшого земельного участка по объему работы мало отличается от оценки участка большого размера. Поэтому цены услуг оценщика сопоставимы и составляют также несколько десятков тысяч рублей. И если для более-менее крупного предприятия  заказать отчет об оценке и пригласить опытного юриста не составляет труда (затраты все равно окупятся многократно), то  «частнику» для доказательства своей правоты придется затратить больше, чем составит сумма уменьшения налога после вступления в силу решения суда.

Взыскание затрат «частника» на оценку рыночной стоимости земельного участка с ответчика в качестве судебных расходов представляется пока достаточно проблематичным, так как  в настоящее время формируется мнение, согласно которому  органы федеральной  кадастровой палаты, выступающие ответчиками по таким делам, самостоятельно кадастровую стоимость не устанавливают, в добровольном порядке изменить ее не могут, следовательно  расходы истца возмещать не должны. Нужно сказать, что такая точка зрения не лишена обоснованности. Органы Кадастровой   палаты действительно самостоятельно кадастровую стоимость не определяют, за исключением случаев, перечисленных в законе. Ответчиками по таким делам они выступают лишь в силу того, что в их обязанность входит ведение государственного кадастра недвижимости. Работают там квалифицированные и честные специалисты, к проблемам налогоплательщиков, по сути, не имеющие никакого отношения.

Выход из сложившейся ситуации для «слабых» собственников земельных участков необходимо искать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Соответствующие предложения «Российским Союзом налогоплательщиков» сейчас готовятся.

- Ваши рекомендации землепользователям, считающим кадастровую оценку их земельных участков завышенной?

Законодательством установлен шестимесячный срок обжалования кадастровой стоимости земли. Во Владимирской области этот срок истекает 30 июня 2013 года. С учетом того, что подготовка документов для оспаривания установленной кадастровой стоимости занимает не менее нескольких месяцев, этот срок совсем не велик. Поэтому любому землепользователю, заинтересованному в повышении эффективности своей деятельности или просто экономии собственных средств, необходимо начать заниматься этим уже сегодня. Если считаете, что самим это сделать будет трудно, можете обратиться в региональное отделение Российского союза налогоплательщиков или к нашим партнерам. Более подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах www.1arbitr.ru  и www.rsn33.ru

В настоящее время  законодательством открыт путь для  каждого, кто желает в индивидуальном порядке доказать справедливую цену своей земли и платить справедливый налог. Это замечательная возможность. Не закроется ли этот путь через какое-то время под влиянием «экономической обстановки» и, как это бывало не раз, выиграют только «те, кто успел»? Будем надеяться, что нет.

Похожие публикации:

  1. Арбитражный суд Владимирской области принял решение о снижении кадастровой стоимости земельного участка крупного владимирского промпредприятияПо судебному решению кадастровая стоимость земельного участка, занятого производственными мощностями во Владимире, снижена с полутора миллиардов до 88 миллионов рублей. Соответствующее решение арбитражного суда Владимирской области принято по иску ОАО...
  2. В муниципалитетах Владимирской области завершаются работы по расчету новой кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участковС 1 января 2014 года во Владимирской области при расчете налога на имущество будут учитываться результаты кадастровой оценки объектов недвижимости и земельных участков. На данный момент проведена переоценка кадастровой стоимости...
  3. В Гусь-Хрустальном земля подешевела Завершилась работа по кадастровой оценке земельных участков на территории Гусь-Хрустального. В течение 2012 года в городе стекольных м...
  4. Дело о кадастре: заседание продолжаетсяВладимир ГАНЕНКО Во Владимирском областном суде продолжается разбирательство по заявлению ОАО «Владимирглавснаб» о признании недействующим постановления губернатора Владимирской области «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов» № 808 от...
  5. Серых латифундистов выведут из тени мониторингом, повышением налога и упрощением порядка проверокСтавку земельного налога за неиспользование земли сельхозназначения предлагается увеличить до 3 процентов от ее кадастровой стоимости, отметил заместитель министра сельского хозяйства России Игорь Манылов на встрече во Владимире с руководителями...

Источник публикации: Vladjournal.ru Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости