НОВЫЙ БЮДЖЕТ ПОСТРОЕН НА ОПТИМИСТИЧЕСКОМ ПРОГНОЗЕ
06.11.2011 20:20 Рубрика: Экономика
Об основных особенностях главного финансового закона области на ближайшие три года журналистам рассказал в среду на своей пресс-конференции председатель комитета ЗС по бюджетной и налоговой политике Максим Васенин. Он сообщил, что в середине ноября по традиции будут проводиться публичные слушания по проекту бюджета - это связано с необходимостью сделать документ более прозрачным и доступным для простых граждан и обеспечить возможность участия населения в принятии ключевых решений органов власти.
Специфика бюджета будущего года, по словам Максима Сергеевича, связана с изменениями в бюджетном законодательстве РФ. Прежде всего это перераспределение полномочий между различными уровнями власти. К примеру, содержание полиции общественной безопасности в полном объеме передается на федеральный уровень, так что в областном бюджете расходов по этой статье уже практически не будет. Вместе с тем, Федерация передает ряд своих полномочий на региональный уровень - это полномочия, связанные с активной политикой в сфере занятости, полномочия по содержанию учреждений среднего профессионального образования и ряд других более мелких полномочий.
Со следующего года, как сообщил Максим Васенин, норматив зачисления по налогу на доходы физических лиц - основному бюджетообразующему источнику местных бюджетов - будет дифференцированным для городских округов и муниципальных районов. Муниципальные районы будут иметь в своих бюджетах чуть больший норматив зачисления по этому виду налога, у городских округов эти поступления будут сокращены на 10%. Тем не менее, это не приведет к ухудшению состояния местных бюджетов - в силу того, что расходы по организации здравоохранения будут переводиться на региональный уровень. Еще одна интересная особенность бюджета будущего года связана с тем, что с 2012 г. в его составе будет формироваться областной дорожный фонд. Цель его создания - стимулирование дорожного строительства, увеличение ассигнований на эту отрасль, защита дорожной отрасти как таковой. В связи с этим, по словам М.Васенина, некоторые доходы облбюджета со следующего года, условно говоря, будут «окрашенными»: акцизы на нефтепродукты - бензин, дизтопливо и моторное масло, а также транспортный налог с владельцев автомобилей. Потенциальные доходы дорожного фонда оцениваются примерно в 3 млрд руб.
- Если сопоставлять их с нашими расходами на дорожное хозяйство в предыдущие годы, можно сказать, что расходы на эту отрасль увеличатся почти в два раза, - отметил председатель бюджетного комитета.
- Так что у нас появляется возможность не только тратить средства на текущее содержание дорог, но и в обозримом будущем вкладывать дополнительные деньги в их строительство.
В целом бюджет, по словам Максима Сергеевича, построен на достаточно оптимистических оценках прогноза макроэкономической ситуации. Во все посткризисные годы в регионе быстрыми темпами увеличиваются собственные доходы, в первую очередь налог на доходы физических лиц, поступления по налогу на прибыль предприятий. И есть надежда, что эта тенденция сохранится. Прогнозируется ежегодный рост валового регионального продукта на ближайшие три года примерно в 4-5% - уже с учетом инфляции. Порядка 10-11% должен составить ежегодный рост фонда оплаты труда в области и порядка 10-12% - ежегодный прирост прибыли прибыльных организаций.
В целом экономика области развивается, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но все же чуть более высокими темпами, чем в среднем по России. В результате растет доля собственных доходов в областном бюджете, уровень его дотационности ежегодно сокращается. И если в 2008-2009 гг. регион получал в виде дотаций из федерального бюджета больше 4 млрд руб., то в этом году получает уже три млрд, а в 2012 г. объем дотаций сокращается и вовсе до 2 млрд руб.
- По нашим оценкам, примерно к 2015 г. мы вплотную приблизимся к бездотационности, сообщил Максим Васенин. - То есть стратегический курс нашей области - переход на полную независимость от федерального бюджета. Это не значит, что мы не будем участвовать в каких-то федеральных целевых программах, но уже через несколько лет помощи общего характера в областном бюджете не будет. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что мы становимся в большей степени независимыми. Плохо - потому что поступления из федерального бюджета будут сокращены.
Собственные доходы областного бюджета в 2012 г. составят около 23-24 млрд руб., из федерального бюджета мы получим порядка 10 млрд. В целом доходы будут в пределах 32-34 млрд руб. В проекте бюджета достаточно отражены мероприятия по поддержке различных экономических программ, в первую очередь связанных с привлечением инвестиций на территорию области.
Вырастет также объем расходов на сельское хозяйство - в первую очередь вырастет поддержка сельхозтоваропроизводителей в рамках приоритетного нацпроекта развития АПК.
Характеризуя бюджет в целом, М. Васенин подчеркнул, что его основным приоритетом остаются расходы на социальные отрасли - образование, культуру, соцподдержку населения, здравоохранение, физкультуру и спорт. Порядка 2/3 расходов облбюджета относятся к социальному блоку.
Но несмотря на достаточно оптимистические прогнозы роста доходов, сохраняется очень большой размер дефицита областного бюджета - около 15% от собственных доходов.
- Это как раз связано с тем, что область сознательно идет на сохранение всех расходов на социальную сферу, - пояснил Максим Сергеевич. - Более того - со следующего года значительная часть их индексируется. Это в первую очередь касается расходов на зарплату работников бюджетной сферы - медики, педагоги, работники культуры. Кроме того, на 6,5% со следующего года индексируются все социальные выплаты - ветеранам труда, труженикам тыла, детские пособия и т.д.
Дефицит бюджета область намерена покрывать за счет привлеченных средств - в первую очередь кредитов федерального бюджета, которые примерно вдвое дешевле банковских займов. Рассматривается также возможность размещения государственных ценных бумаг Владимирской области на открытом финансовом рынке, то есть выпуск облигаций - по этому пути уже пошли несколько регионов.
К сожалению, пока на весь плановый трехлетний период объем дефицита сохраняется. Но, как отметил Максим Васенин, Владимирская область, в отличие от целого ряда субъектов Федерации, может позволить себе такую роскошь, поскольку все предкризисные годы не имела дефицита бюджета, хотя был соблазн нарастить расходы по значимым направлениям. Так что сегодня мы можем себе позволить несколько лет жить с дефицитом и брать деньги в долг. Еще два года назад у нас не было государственного долга, сегодня он составляет около 2 млрд руб. - это, по словам Васенина, сумма весьма незначительная. По уровню нашей задолженности в расчете на одного жителя мы занимаем одно из лучших мест в РФ - всего чуть более 1000 руб. на человека, а есть регионы, где эта сумма составляет десятки тысяч рублей.
Фото автора.
Автор: Елена БЕЛАЯ.
Специфика бюджета будущего года, по словам Максима Сергеевича, связана с изменениями в бюджетном законодательстве РФ. Прежде всего это перераспределение полномочий между различными уровнями власти. К примеру, содержание полиции общественной безопасности в полном объеме передается на федеральный уровень, так что в областном бюджете расходов по этой статье уже практически не будет. Вместе с тем, Федерация передает ряд своих полномочий на региональный уровень - это полномочия, связанные с активной политикой в сфере занятости, полномочия по содержанию учреждений среднего профессионального образования и ряд других более мелких полномочий.
Со следующего года, как сообщил Максим Васенин, норматив зачисления по налогу на доходы физических лиц - основному бюджетообразующему источнику местных бюджетов - будет дифференцированным для городских округов и муниципальных районов. Муниципальные районы будут иметь в своих бюджетах чуть больший норматив зачисления по этому виду налога, у городских округов эти поступления будут сокращены на 10%. Тем не менее, это не приведет к ухудшению состояния местных бюджетов - в силу того, что расходы по организации здравоохранения будут переводиться на региональный уровень. Еще одна интересная особенность бюджета будущего года связана с тем, что с 2012 г. в его составе будет формироваться областной дорожный фонд. Цель его создания - стимулирование дорожного строительства, увеличение ассигнований на эту отрасль, защита дорожной отрасти как таковой. В связи с этим, по словам М.Васенина, некоторые доходы облбюджета со следующего года, условно говоря, будут «окрашенными»: акцизы на нефтепродукты - бензин, дизтопливо и моторное масло, а также транспортный налог с владельцев автомобилей. Потенциальные доходы дорожного фонда оцениваются примерно в 3 млрд руб.
- Если сопоставлять их с нашими расходами на дорожное хозяйство в предыдущие годы, можно сказать, что расходы на эту отрасль увеличатся почти в два раза, - отметил председатель бюджетного комитета.
- Так что у нас появляется возможность не только тратить средства на текущее содержание дорог, но и в обозримом будущем вкладывать дополнительные деньги в их строительство.
В целом бюджет, по словам Максима Сергеевича, построен на достаточно оптимистических оценках прогноза макроэкономической ситуации. Во все посткризисные годы в регионе быстрыми темпами увеличиваются собственные доходы, в первую очередь налог на доходы физических лиц, поступления по налогу на прибыль предприятий. И есть надежда, что эта тенденция сохранится. Прогнозируется ежегодный рост валового регионального продукта на ближайшие три года примерно в 4-5% - уже с учетом инфляции. Порядка 10-11% должен составить ежегодный рост фонда оплаты труда в области и порядка 10-12% - ежегодный прирост прибыли прибыльных организаций.
В целом экономика области развивается, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но все же чуть более высокими темпами, чем в среднем по России. В результате растет доля собственных доходов в областном бюджете, уровень его дотационности ежегодно сокращается. И если в 2008-2009 гг. регион получал в виде дотаций из федерального бюджета больше 4 млрд руб., то в этом году получает уже три млрд, а в 2012 г. объем дотаций сокращается и вовсе до 2 млрд руб.
- По нашим оценкам, примерно к 2015 г. мы вплотную приблизимся к бездотационности, сообщил Максим Васенин. - То есть стратегический курс нашей области - переход на полную независимость от федерального бюджета. Это не значит, что мы не будем участвовать в каких-то федеральных целевых программах, но уже через несколько лет помощи общего характера в областном бюджете не будет. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что мы становимся в большей степени независимыми. Плохо - потому что поступления из федерального бюджета будут сокращены.
Собственные доходы областного бюджета в 2012 г. составят около 23-24 млрд руб., из федерального бюджета мы получим порядка 10 млрд. В целом доходы будут в пределах 32-34 млрд руб. В проекте бюджета достаточно отражены мероприятия по поддержке различных экономических программ, в первую очередь связанных с привлечением инвестиций на территорию области.
Вырастет также объем расходов на сельское хозяйство - в первую очередь вырастет поддержка сельхозтоваропроизводителей в рамках приоритетного нацпроекта развития АПК.
Характеризуя бюджет в целом, М. Васенин подчеркнул, что его основным приоритетом остаются расходы на социальные отрасли - образование, культуру, соцподдержку населения, здравоохранение, физкультуру и спорт. Порядка 2/3 расходов облбюджета относятся к социальному блоку.
Но несмотря на достаточно оптимистические прогнозы роста доходов, сохраняется очень большой размер дефицита областного бюджета - около 15% от собственных доходов.
- Это как раз связано с тем, что область сознательно идет на сохранение всех расходов на социальную сферу, - пояснил Максим Сергеевич. - Более того - со следующего года значительная часть их индексируется. Это в первую очередь касается расходов на зарплату работников бюджетной сферы - медики, педагоги, работники культуры. Кроме того, на 6,5% со следующего года индексируются все социальные выплаты - ветеранам труда, труженикам тыла, детские пособия и т.д.
Дефицит бюджета область намерена покрывать за счет привлеченных средств - в первую очередь кредитов федерального бюджета, которые примерно вдвое дешевле банковских займов. Рассматривается также возможность размещения государственных ценных бумаг Владимирской области на открытом финансовом рынке, то есть выпуск облигаций - по этому пути уже пошли несколько регионов.
К сожалению, пока на весь плановый трехлетний период объем дефицита сохраняется. Но, как отметил Максим Васенин, Владимирская область, в отличие от целого ряда субъектов Федерации, может позволить себе такую роскошь, поскольку все предкризисные годы не имела дефицита бюджета, хотя был соблазн нарастить расходы по значимым направлениям. Так что сегодня мы можем себе позволить несколько лет жить с дефицитом и брать деньги в долг. Еще два года назад у нас не было государственного долга, сегодня он составляет около 2 млрд руб. - это, по словам Васенина, сумма весьма незначительная. По уровню нашей задолженности в расчете на одного жителя мы занимаем одно из лучших мест в РФ - всего чуть более 1000 руб. на человека, а есть регионы, где эта сумма составляет десятки тысяч рублей.
Фото автора.
Автор: Елена БЕЛАЯ.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru