Двигатель инноваций
02.12.2010 12:50 Рубрика: Экономика
![](/images/6548.jpg)
Здесь есть сильный исследовательско-предпринимательский университет, работают высокотехнологичные российские и европейские корпорации, региональная администрация активно поддерживает внедрение современных технологий. Владимирские чиновники приложили немало усилий для развития инновационного сектора экономики и сумели привлечь крупных резидентов-инвесторов. В их числе Российский электротехнический концерн «РУСЭЛПРОМ» и группа компаний РОЭЛ.
В первой декаде ноября в Москве лучшим российским предприятиям вручили Национальную бизнес-премию «Компания года - 2010». В номинации «Инновационный лидер года» лауреатом стал концерн «РУСЭЛПРОМ» - за разработку и вывод на рынок ряда энергоэффективных продуктов. Все отмеченные жюри инновации получили не только общероссийское, но и международное признание. Но главное, что они были разработаны, испытаны, а теперь и производятся во Владимире, на Владимирском электромоторном заводе и в НИПТИЭМе, которые входят в «РУСЭЛПРОМ».
Асинхронные двигатели - основные потребители энергии в промышленности, строительстве, ЖКХ и АПК. НИПТИЭМ первым в России создал энергоэффективную серию промышленных двигателей, а ВЭМЗ начал их производство. Если двигатели на всех предприятиях страны одновременно заменить на владимирские, то в год только за счет сбережения электроэнергии будет сэкономлено более 18 миллиардов рублей. А объем сэкономленных капиталовложений на ввод новых энергомощностей превысит 300 миллиардов.
Не менее значимой является еще одна инновационная разработка инженеров НИПТИЭМа - безредукторный привод лифта. На сегодняшний день из 525 тысяч находящихся в эксплуатации в стране лифтов более половины превысили допустимый срок службы, а 150 тысяч требуют срочной замены, не говоря уже о необходимости снижения их энергопотребления (в новом приводе оно сокращено в два раза). Ежегодная экономия средств в масштабах страны при повсеместном внедрении разработки НИПТИЭМа составит 7,8 миллиарда рублей.
Сейчас много говорят о возможном переводе общественного транспорта на гибридные двигатели. Они более экономичные и экологичные, меньше нуждаются в техобслуживании и ремонте. Первый в России гибридный двигатель создали, испытали и подготовили к массовому производству в том же НИПТИЭМе. Установленный на автобусе, он даст возможность автопредприятиям экономить от 25 до 50 процентов горючего, а уровень выбросов вредных веществ снизится в 10 раз.
И это далеко не все, над чем работают во Владимире. Есть еще уникальная электротрансмиссия для сельскохозяйственного трактора, отмеченная серебряной медалью Ганноверской выставки - крупнейшего мирового форума производителей сельхозтехники; разработки для ЖКХ с использованием частотно-регулируемого привода; новые электродвигатели для метро и гибридные - для тепловозов и многое другое.
Интерес к владимирским разработкам уже проявили в самых разных ведомствах, частных и государственных корпорациях в России и за ее пределами. Совместно с белорусскими машиностроителями владимирские инженеры создали новый энергоэффективный трактор «Беларус 3023». Аналогов ему нет ни у одного мирового производителя. Кабина оборудована, как космический корабль - так много в ней компьютеров, электронных компонентов, экранов и датчиков. Работать на тракторе одно удовольствие, а его возможности поистине безграничны. С инженерами ЛИАЗа «РУСЭЛПРОМ» создал первый российский гибридный автобус, который на международном автосалоне в Москве был признан «Лучшим автобусом России». В работе - совместные проекты с машиностроительными компаниями из Украины, Казахстана, Германии и США.
Весной во Владимир приезжала делегация РОСНАНО во главе с Анатолием Чубайсом для встречи с инноваторами. Встретились они и с руководителем концерна «РУСЭЛПРОМ» и группы компаний РОЭЛ Владимиром Дорохиным. Конечно, ни к лифтовому приводу, ни к общепромышленному двигателю нельзя добавить приставку «нано». Однако гости проявили интерес к разработкам владимирцев, и, возможно, в перспективе у компаний появятся совместные проекты.
Разработки владимирских инноваций стали возможны благодаря полномасштабной модернизации производства на ВЭМЗе и в НИПТИЭМе. Она привела к существенному снижению энергопотребления и росту производительности. Однако у этого процесса есть и оборотная сторона: для выполнения работ теперь нужно меньшее число занятых.
Летом группа компаний РОЭЛ стала соучредителем Агентства экономического развития - нового объединения активных предпринимателей Владимира и Владимирской области. Его задача - развитие малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест для высвобождаемых работников, вовлечение в предпринимательство молодежи и других участников.
- Мы понимаем, к чему может привести техперевооружение наших предприятий, - отметил Владимир Дорохин. - Поэтому договорились с властями предпринять совместные действия для развития предпринимательства, консолидации и активизации бизнес-сообщества.
Во Владимире уже работают филиалы Национальной коммунальной компании, Национальной контрактной корпорации, фирмы «Промтехэкспертиза» и других предпринимательских проектов РОЭЛа. А это и новые рабочие места, и дополнительные налоги, и рост ВРП. «Мы хотим вовлечь в бизнес как можно больше активных людей, предложить им свои возможности и помочь реализовать собственные идеи, - говорит Владимир Дорохин, - это решит не только проблему занятости».
Перспективы бизнеса предприниматель связывает с взрывным ростом инноваций. Именно продукция нового поколения, созданная с минимальными затратами энергии и труда, будет в скором будущем определять успех региональной экономики.
(«Российская газета», № 270 от 30 ноября 2010 г.).
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru