о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Проблема глубокого заложения

09.02.2010 11:00 Рубрика: Экономика


Девятнадцать лет назад во Владимире было начато строительство стратегического коммунального объекта - канализационного коллектора глубокого заложения. Крайнюю же необходимость для областного центра подобного сооружения осознали еще раньше - в 80-х годах прошлого века. Правда, несмотря на актуальность, стройка шла с переменным успехом и с многомесячными, а то и годичными, простоями. Основной причиной, как всегда, было отсутствие средств. Сейчас (как вы помните, кризис - на дворе) проблемы финансирования также выходят на первый план. Есть ли у перспективного проекта перспектива быть законченным?

Последние события в областном центре - авария на теплотрассе и последовавшее затем отсутствие тепла в квартирах тысяч горожан - наводят на грустные размышления. Какие бы причины прорыва магистрали не назвали, ответ, думается, лежит на поверхности: сети изношены и «рвануть» может в любом месте и в любой момент. Подобная ситуация и с городской системой водоснабжения и водоотведения.

Например, сегодня одной из важнейших проблем владимирского городского коммунального хозяйства является неудовлетворительное состояние канализационной системы. По данным Водоканала, износ основных самотечных коллекторов, напорных трубопроводов, дюкера и канализационно-насосных станций (КНС) составляет более 80%. Текущие ремонтные работы, плановая подготовка к очередному сезону хоть и проводятся, но изменить картину в целом не в силах: последнее десятилетие глобального обновления системы не было.

Латать дыры, вбухивать немалые деньги в ее поддержание и при этом загонять себя в угол нарастающих неразрешенных проблем можно и дальше. Разумней, конечно, найти рациональное решение системного характера. Таким надежным и на долгое время избавляющим город от многомиллионных трат можно было бы назвать проект строительства самотечного канализационного коллектора глубокого залегания диаметром 1,8 метра. Заметим, что подобные сооружения хорошо зарекомендовали себя во многих странах мира. Естественно, сейчас используются современные технологии и материалы, но сама идея известна еще со времен античности.

посмотреть увеличенное изображениеДля сегодняшней России владимирский проект можно назвать уникальным - такие тоннели строятся редко, разве что в столицах находятся средства и специалисты, способные качественно провести работы. Владимирцам в этом отношении, можно сказать, повезло: все работники, кто занят на строительстве коллектора - объекта особой сложности, имеют соответствующую квалификацию.

Строительство тоннеля в нашем областном центре ведется методом щитовой проходки с установкой железобетонных тюбингов и последующим возведением монолитной бетонной отделки. Тоннель коллектора прокладывается на глубине в сорок метров. Это оптимальная глубина для владимирского рельефа - особо сложный грунт, водонасыщенные пески-плавуны. Магистраль идет под землей и на жизни горожан негативом не отражается: ни зданиям, ни дорогам, ни коммуникациям вреда не наносит.

Общая протяженность тоннеля коллектора составляет 3180 метров. Если рассмотреть поэтапность его построения, то за первые четыре года, в период с 1991 г. по 1995 г., было проложено 848 метров. Второй этап длился целых восемь лет, но проходчики освоили совсем немного - 279,5 метра. С 2003 года строительство тоннеля набирало темп, и до конца 2009 года проходчикам удалось пройти 1262,5 метра. Для окончания строительства и пуска в эксплуатацию коллектора необходимо пройти еще 790 метров.

- При должном финансировании мы могли бы за три года закончить прокладку тоннеля, - говорит начальник участка строительства тоннеля Юрий Михайлик. - То есть уже через 3-4 года построенная система тоннеля глубокого заложения может быть введена в эксплуатацию.

Потрачено на коммунальную «стройку века» 220 миллионов рублей.

Ориентировочная стоимость оставшихся работ - 171 миллион рублей. Но, как говорят специалисты, дело того стоит. С новым коллектором и качество услуг по водоотведению, оказываемых населению и предприятиям, улучшится, и надежность повысится (срок службы коллектора глубокого заложения без дополнительных затрат на реконструкцию не менее 60 лет), и экология не страдает.

- Новый коллектор позволит принять сточные воды большей части бассейна канализования города (мкр 6, 7, 9, 10) и так называемых присоединенных территорий - Спасское, Мосино, Семязино, Сновицы, Веризино, Немцово, Оборино, - рассказал корр. «М» генеральный директор МУП «Владимирводоканал» Вячеслав Зеленин. - После введения в эксплуатацию коллектора глубокого заложения мы сможем отказаться от энергоемких КНС. Освободившиеся мощности будут использоваться для канализования мкр «Вышка» и квартала жилой застройки, ограниченной улицами Чапаева, Н. Дуброва, 3-я Кольцевая, Василисина. При этом надо учесть, что город - живой организм. Он развивается, строится, расширяется. И коллектор не просто желателен, а необходим - с учетом генплана развития Владимира до 2025 года.

Радужные перспективы и блага от внедрения проекта, однако, грозят разбиться о реалии сегодняшнего дня: денег на продолжение перспективного проекта нет. Ранее Водоканал, ведущий работы по прокладке тоннеля, на стратегический объект направлял деньги, поступавшие от строительных организаций за подключение новых зданий к системе водоснабжения и водоотведения. Метод, как утверждают в МУП, вполне законный. Но строители сегодня переживают не лучшие времена и считают, что в кризис траты «на коллектор» в виде надбавки к тарифу за подключение им не под силу. Остается уповать на поддержку из бюджета или изменения тарифа для населения, пользующегося канализацией и водопроводом. Но решение о выделении средств из казны или о выдаче гарантий для получения банковских кредитов с подъемными процентными ставками, тем более об изменении тарифов, - за органами местного самоуправления. Былого профицита бюджета, как вы догадываетесь, в кризис не наблюдается, но и лишний раз перекладывать на плечи потребителей заботы о строительстве коммунального объекта - дело неблагодарное. Надежд же на помощь из федерального центра или областной казны немного.

Тем не менее, проблема требует немедленного решения - пустить все на самотек или отложить стройку до более-менее хлебных времен не получится. Дело в том, что на прекращение строительства средств нужно не на много меньше, чем на его продолжение. Чтобы избежать негативных последствий, долгострой нужно грамотно законсервировать, ведь подземный объект - зона повышенной опасности. Надо будет демонтировать оборудование, провести экспертизу промышленной безопасности тоннеля, а после этого вести постоянное наблюдение за грунтом и зданиями, находящимися над коллектором. Общая сумма расходов на консервацию объекта составит примерно 153,5 миллиона рублей. При этом после проведения всех необходимых работ последующий ввод в эксплуатацию коллектора глубокого заложения будет невозможен. Получится, что народные денежки, которые были потрачены в течение девятнадцати лет на строительство коллектора, просто были закопаны в землю. Безо всяких перспектив.
Евгения АРЕФЬЕВА.
Фото: Владимир Филимонов.

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости