о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

ОТ ТРАМВАЯ ДО АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ - таков масштаб разработок ОАО «НИПТИЭМ»

05.02.2010 13:20 Рубрика: Экономика


День советской науки отмечался в третье воскресенье апреля - именно в этом месяце 1918 года вождь мирового пролетариата закончил свой «Набросок плана научно-технических работ». С 1999 года День российской науки приурочен к дню основания Российской академии наук - 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. В новой России изменилась не только дата профессионального праздника, но и условия существования научно-исследовательских учреждений. Об этом корреспондент «М» беседует с директором по науке ОАО «НИПТИЭМ» Сергеем Пискуновым.

- Сергей Валентинович, вспоминая советское время, наверное, следует признать, что научно-исследовательским институтам жилось гораздо легче и проще: у каждого была своя тематика, свой план, гарантированное финансирование?
- Да, тогда не приходилось особенно ломать голову в поисках перспективных тем и надежных деловых партнеров. За НИПТИЭМом, например, были закреплены конкретные заводы во Владимире, Ярославле, Баку, Новой Каховке, для которых институт готовил проектную документацию. Разработанная нами продукция осваивалась на этих предприятиях. Существовала четкая номенклатура - что кому производить. Сегодня эта система рухнула, каждый завод пытается вести разработки самостоятельно, а институтам приходится искать свои ниши. Крупные предприятия, в основном, сориентированы на большие общепромышленные серии, на выпуск изделий тысячами штук. Учитывая это, мы переключились на конструирование и производство специальных энергоэффективных машин, которые изготавливаются в ограниченном количестве. Это наукоемкая эксклюзивная продукция, которую мы выпускаем с помощью нашего постоянного партнера и коллеги по концерну «Русэлпром» - Владимирского электромоторного завода.

- С каким настроением ваш коллектив в этом году отмечает День российской науки?
- Настроение приподнятое, потому что мы готовимся к очередному юбилею, который будем отмечать в марте. Уже 45 лет НИПТИЭМ работает на рынке электротехники. Как бывший всесоюзный научно-исследовательский институт, имевший статус головного НИИ отрасли, он известен и в России, и далеко за ее пределами.

- Как ваш институт сумел занять свою нишу в нынешней, достаточно сложной ситуации?
- Сегодня мы не только продолжаем работать по направлениям, которые развивали в прошлые годы, но и активно ищем новые темы. Не боимся браться за то, чем прежде никогда не занимались. Например, созданием комплектов электрических машин для гибридных трансмиссий, объединяющих возможности дизельного и электрического двигателей. «Молва» совсем недавно писала о нашей совместной разработке с Минским тракторным заводом - новой модели трактора «Беларус», которая была удостоена серебряной медали на крупнейшей международной выставке в Ганновере. Это - единственная инновация из стран СНГ, отмеченная столь престижной наградой. Сейчас мы готовим к производству новый комплект тягового электрооборудования для гибридного привода тракторов и расширяем нашу номенклатуру в сторону машин меньшей мощности, а также тракторов не колесных, а гусеничных.

В 2008 году первый российский автобус «ЛиАЗ» с гибридной силовой установкой, которая была разработана с нашим участием, был удостоен высшей оценки экспертов на международном московском автотранспортном форуме. Отмечу, кстати, что сегодня во Владимире эксплуатируется пять автобусов-гибридов производства Германии. И служба эксплуатации обратилась к нам за помощью, когда возникли проблемы. Еще одна важная тема, которой мы занимаемся, - электропривод для внутригородского транспорта: трамваев и троллейбусов. Один из таких троллейбусов, низкопольный «Мегаполис», уже курсирует по городу Владимиру, и пока отзывы о нем неплохие.

- А насколько перспективен сегодня трамвай?
- От этого вида транспорта, к сожалению, некоторые города сейчас избавляются. Но в Москве и Питере он развивается по-прежнему - в первую очередь на окраинах. Мы тесно сотрудничаем с Санкт-Петербургским и Усть-Катавским трамвайными заводами. Для каждого разработаны свои модификации электродвигателей, которые также являются частотно регулируемыми, то есть комплектуются преобразователями частоты. На прошлой неделе мы встречались с представителями завода, который занимается ремонтом трамваев и троллейбусов для столичных транспортных предприятий, а также сам производит троллейбусы. Уже подписан протокол о намерениях, и во втором полугодии нынешнего года сначала троллейбусы, а потом и трамваи с нашими двигателями будут бегать по Москве.

- «Молва» писала также о ваших энергосберегающих безредукторных приводах для лифтов…
- Это тоже новая разработка, «ноу хау» нашего института. Раньше мы занимались только двигателями для лифтов. А конструкции «двигатель плюс преобразователь», то есть лифтовые приводы, были прерогативой специализированных лифтостроительных заводов. Сегодня это важное для нас и весьма востребованное направление: в стране разворачивается программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства, растут темпы строительства. Новый привод для лифтов - гораздо более экономичный, надежный и безопасный, по сравнению с оборудованием предыдущего поколения - позволяет внести существенный вклад в модернизацию ЖКХ и повышение эффективности этой сферы.

- Насколько я помню, в последнее время вы активно участвуете в программе энергосбережения?
- Мы являемся разработчиками энергоэффективной серии двигателей 7А, аналогов которой в России нет. На ВЭМЗе уже изготовлена опытная партия одного из габаритов, ведется подготовка серийного производства. Необходимость появления таких двигателей была обусловлена новыми, очень жесткими международными требованиями к эффективности электрооборудования. Нет сомнений, что не только внешний, но и внутренний рынок скоро регламентирует КПД электрических машин.

- Какое место занимает НИПТИЭМ в структуре концерна «Русэлпром»?
- В состав концерна входят крупные электромашиностроительные предприятия, инжиниринговые компании. Наш институт является ведущим разработчиком.

- Как вам удается преодолевать кризис?
- Я назвал лишь несколько тем, которыми мы занимаемся, на самом деле их гораздо больше. В частности, это конструирование двигателей для атомных станций, наше традиционное направление. «Русэлпром» участвует в тендерах на поставку оборудования для АЭС, и мы получаем от атомщиков заказы на разработку продукции, в том числе абсолютно новой для нас - такой, как, например, взрывозащищенное оборудование. Это уникальная продукция, которой в России еще не было. Вообще, мы никогда не отказываемся от интересных, пусть даже сверхсложных заказов - наши инженерные возможности и технологические ресурсы позволяют реализовать практически любой проект, изготовить эксклюзивный двигатель в единственном экземпляре… Мы продолжаем работать с заводами, выпускающими продукцию для Министерства обороны. Поскольку ряд предприятий советского ВПК оказался за рубежом - например, в Украине, Белоруссии - возникает необходимость возобновить производство уже на территории России. И мы этим тоже занимаемся.

- Главное условие вашего процветания в ближайшем будущем?
- Конечно, кадры. Нужно не только поддерживать тех, кто работает сегодня, но и привлекать новых талантливых людей… Нужна преемственность - а большинство наших сотрудников уже в достаточно солидном возрасте. Правда, за последние два-три года мы приняли на работу молодых специалистов, и в стенах института сложилось даже несколько супружеских пар. Замечательно, что к нам приходят умные, грамотные, трудолюбивые ребята. Они прекрасно работают, пишут диссертации и успешно их защищают… Словом, наше благополучие - в наших руках.

- Кого бы вы хотели поздравить с Днем российской науки?
- Я хотел бы поздравить с профессиональным праздником не только научных сотрудников всех рангов, но и весь наш коллектив, участвующий в разработке и производстве сложной, наукоемкой продукции. Это и проектировщики, которые генерируют и разрабатывают идеи, и рабочие, чьи золотые руки воплощают их в жизнь, и испытатели, которые проверяют нашу продукцию на прочность. Хотелось бы поздравить наших коллег и партнеров - предприятия, с которыми мы сотрудничаем, для которых создаем новую технику. Это практически вся Россия - Москва, Петербург, Урал, Сибирь… Всех, с кем мы взаимодействуем (в первую очередь, научные организации), я поздравляю с Днем российской науки и желаю долгих лет успешной творческой работы ради блага и процветания нашей страны, а значит - каждого из нас!
Беседу вела Елена БЕЛАЯ.
Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ.

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости