о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

ЭХ, тарифы, пыль да туман - Формирование транспортных тарифов - хитрая наука. По её законам на такси ездить дешевле, чем на автобусе

24.04.2009 14:30 Рубрика: Экономика


Такая уж у нас экономика, что люди вынуждены ездить на работу из деревень в райцентры, а из райцентров во Владимир. Такая уж у нас образовательная система, что студенту из Радужного комендант владимирского общежития говорит: «Мест у нас нет, а ты живёшь в пригороде, можешь и поездить несколько лет». То же самое с больницами. Этот список вы можете продолжить сами… Поэтому недавнее повышение тарифов на пригородные автобусы многих заставило широко раскрыть рты от удивления. Во-первых, как-то совсем внезапно это произошло. Если о подорожании «коммуналки» предварительно говорили до мозолей на языках, то тут - росчерк шариковой ручки - и всё готово. Во-вторых, уж очень сильно подорожали билеты - в среднем на 30%. В-третьих, непонятно, почему часом «икс» региональные власти выбрали не стандартное 1 января, а 11 апреля. Может, не хотели огорчать народ перед выборами в Заксобрание? Отложили «подарочек» на весну?

Подайте копеечку
Перевозчики, бесспорно, должны ежедневно и еженощно молиться за здравие своего лидера, президента Ассоциации автомобильных предприятий Владимирской области Александра Шапошникова, ведь именно он поставил вопрос о повышении тарифов на пригород ребром: либо вырастут цены, либо исчезнут автобусы. Шапошников выступил перед журналистами с жалобой на то, что «автобусники» терпят значительные убытки, а некоторые из них даже близки к разорению. Во многих районах области приближался, по его словам, «транспортный коллапс». Ситуацию усугубило то, что из-за кризиса сократился пассажиропоток и стали менее доступными кредиты. Убытки предприятий, входящих в ассоциацию, за 2008 год составили около 160 миллионов рублей. Расчётные документы, представленные Шапошниковым, вместе с его предложениями были - это уже выяснилось позже - направлены в облдепартамент цен и тарифов. Всё, вроде бы, логично для России: новый год - новые цены. Но с 1 января проезд не подорожал, и все, для кого полжизни проходит на больших колёсах, вздохнули с облегчением. И вдруг… 30 марта губернатор Николай Виноградов подписал постановление № 227 «Об установлении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении». В соответствии с этим документом с 11 апреля предельно допустимая стоимость проезда в городских автобусах в 15 городах области увеличилась с 8 до 10 рублей, билеты на пригород подорожали в среднем на 30% (от 20% в Гороховецком районе до 45% в Юрьев-Польском). Такого скачка цен не ожидал никто.

«Дорого, зато безопасно». И рентабельно
Чтобы узнать, отчего людям привалило столько «счастья», я обратился в облдепартамент цен и тарифов. Мол, объясните по пунктам: копейка на бензин, две на запчасти… Дозвонившись, я почувствовал, что в департаменте наступила весна. Или, как минимум, оттепель. Исполняющий обязанности директора Андрей Иванов без лишних вопросов разрешил мне поговорить с начальником отдела потребительского рынка и транспортных услуг Верой Пасечник. До возбуждения дела в отношении директора Ольги Вен департамент был одним из самых закрытых в обладминистрации. В его уголках обитали сплошные «коммерческие тайны» и хитрые зверьки «вам не понять». А теперь - welcome (добро пожаловать - англ.)!

И вот что мне рассказали: если раньше при формировании тарифа использовался аналитический метод, то сейчас ввели нормативно-затратный. Попытаюсь объяснить разницу. Аналитический метод выражался в том, что перевозчики предоставляли отчётность за прошлый год в департамент, где всё просчитывали, определяли себестоимость одного пассажирокилометра, готовили постановление и несли его на подпись губернатору.

- Хочу отметить, что за 2007 год фактическая себестоимость, согласно анализу, проведённому департаментом, составляла 1 рубль 8 копеек, а тариф на 2008 год установили на уровне 1 рубль, - объясняет Вера Пасечник. - Он не покрывал даже затрат перевозчиков. А о прибыли вообще речь не шла. Теперь в большинстве районов установлен тариф 1 рубль 30 копеек за пассажирокилометр.

По новым правилам перевозчик не анализирует затраты за прошлый год, а планирует их на будущий. Он предоставляет документы со сведениями о том, сколько ему нужно ГСМ, новых покрышек, средств на зарплату и услуги ЖКУ, на налоги, на услуги автостанций, на ремонт и прочее-прочее в соответствии с километражом, который проедет его транспорт за год. Затраты должны соответствовать нормативам Минтранса. Сюда же плюсуются потери от непроданных билетов. За всё это теперь и должны платить пассажиры. Удовольствие для последних, как говорится, выше среднего. В принципе, они и раньше за это платили, но меньше: не по нормативу, а по факту. Теперь из их кошельков берут деньги также на инвестиции и прибыль (она определена в размере 15%).

- Дороже, зато безопаснее, - резюмируют в департаменте. - Да и перевозчики теперь смогут развивать свой бизнес.

Комар нос подточит
Давайте откроем губернаторское постановление № 663 (вы можете найти его на сайте департамента цен и тарифов), подписанное ещё 22 сентября прошлого года. В нём разъясняется суть нормативно-затратного метода. Третий раздел постановления - «Порядок утверждения, изменения и введения в действие тарифов» - по сути даёт индульгенцию перевозчикам на ошибки прогнозирования. Приведу дословно пятый пункт: «Сокращение затрат Перевозчика не является основанием для досрочного (до даты окончания периода действия тарифов) пересмотра тарифов на перевозку пассажиров. В течение периода действия тарифов дополнительные средства, полученные Перевозчиком в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этого Перевозчика, остаются в его распоряжении». А перед этим - четвёртый пункт, который гласит, что в случае увеличения затрат тариф может быть внепланово повышен. Перевожу: если бензин, запчасти, труд водителей или что другое вдруг резко подешевеют (или просто изначально окажутся дешевле прогноза), то стоимость билета не изменится, а если подорожают, то она может вырасти. Вот такая игра в одни ворота.

Впрочем, некоторые перевозчики пишут в документах такое, что даже в департаменте удивляются. Самое обычное для них дело - это увеличение протяжённости маршрутов. Чем больше километраж, тем больше пробег: а здесь и ГСМ, и рабочее время, и амортизация... Встречаются и другие «случайные ошибки». Например, ИП Романов из Александрова включил в затраты 8000000 рублей на строительство базы, а в департаменте эту статью вычеркнули, потому как «развиваться нужно на деньги из прибыли». Из тех самых 15%. ИП Максимов (из того же города) указал завышенную стоимость «ПАЗика». Но не все цифры могут проверить в департаменте...

К нам не едет ревизор
Как устанавливается тариф: хоть новый, хоть старый, хоть на пригородный автобус, хоть на холодную воду? Берётся одна бумага (в данном случае прогноз затрат), сравнивается с другой бумагой (госнорматив). Несколько минут работы на калькуляторе - да простят меня люди, которые этим занимаются, - и всё. Ну, может, когда и третья бумага понадобится. Вот описание этого процесса самими его участниками:

- Мы каждый день сидели на работе допоздна: считали и считали. Даже в выходные этим занимались.

К чему я веду? Да к тому, что специалисты формируют тарифы, не вставая со стула и на основании данных, представляемых перевозчиками. Их подлинность департамент не проверяет. Консультант-эксперт Елена Хромова сказала в беседе со мной следующее: «В общем-то, эти данные вообще не должны подвергаться сомнению». Всё бы хорошо, если бы не «в общем-то». Бухгалтерскую отчётность должны контролировать налоговые органы. Но что можно сказать о качестве этого контроля, если по документам зарплата водителя - 5000 рублей в месяц (в 2009 году). Минус подоходный налог - даже с учётом стандартного 400-рублёвого вычета - остаётся на руках 4402 рубля. Например, столько зарабатывают «командиры» в граничащем с Подмосковьем Александровском районе, работающие на уже упоминавшегося ИП Максимова. Вы в это верите? А налоговые органы верят. Так же они могут поверить в то, что перевозчик приобрёл все предусмотренные нормативом покрышки. Причём новые. И по рыночной стоимости. В то, что автобусы заправлялись по розничным ценам. Я никого не уличаю в обмане. Просто хочется сказать: «Хватит бумаг! Загляните в двигатель! Погладьте покрышку ладонью! Поговорите с водителем! Пересчитайте пассажиров! Проверьте, все ли они с билетами!». Но такие сложные действия в департаменте не предусмотрены. Уж слишком там доверяют «автобусникам» и на вопрос: «А что если деньги пойдут не на покрышки, а на премии себе, любимым?» отвечают:

- Если директор в своём уме, зачем ему это?

А вот в достоверности сведений о пассажиропотоке сомневаются даже в департаменте. Некоторые пассажиры, заплатив за проезд, не берут билеты (или водители их не дают). Соответственно, в отчёты они не попадают, что играет на повышение тарифа.

Автобус - роскошь, такси - средство передвижения
Из крупных пригородных перевозчиков, по имеющимся сведениям, только один пока не воспользовался правом на повышение стоимости билета - предприниматель Владимир Князев (маршруты «Владимир-Собинка», «Владимир-Ставрово» и другие). В телефонном разговоре он сообщил, что «это вопрос времени, в ближайшие дни цены поднимутся». Большинство же перевозчиков увеличили стоимость билетов сразу же, как только вступило в силу постановление губернатора. И многие из них уже почувствовали сокращение числа пассажиров. Так уж получилось, что с введением новых тарифов ездить на такси стало дешевле, чем на автобусе. Возьмём, к примеру, маршрут «Владимир-Судогда», который обслуживает ООО «Евротранс-Владимир» (подразделение «БигАвтоТранса»). В границах «Соборная площадь Владимира - Судогда» (именно до «Соборки» и с «Соборки» ездят большинство пассажиров) он подорожал на 50%, с 35 до 53 рублей. Поездка в маршрутке обойдётся в 40-45 рублей, в такси 50 рублей (конечно, если ехать вчетвером). Такая же картина и на других направлениях. Так что наши люди теперь на работу на такси ездят: на «Ниссанах», «Опелях» и «Фордах». В целях экономии. Конечно, никаких налогов большинство таксистов не платят.

- Но это уже проблемы государства, - рассуждают люди. - Само напросилось. Назло ему будем кататься с «нелегалами». Ведь автобус теперь - роскошь, и он нам не по карману.
Роман КОМОВ.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости