о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Руководитель УФАС советует не попадать в реестр недобросовестных поставщиков

03.04.2009 06:40 Рубрика: Экономика


Федеральная антимонопольная служба - это, наверное, единственная правительственная структура, название которой включает в себя слово «анти». То есть - «против». И это наиболее наглядно демонстрирует то, чем должна заниматься ФАС.

Если вкратце сформулировать ее задачи, то это, прежде всего, препятствовать злоупотреблению доминирующим положением на рынке, не допускать недобросовестной конкуренции. А с 2006 г. правительство возложило на ФАС функцию контроля над исполнением Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По словам руководителя Управления ФАС по Владимирской области Вадима Соловьева, это одно из важнейших и одновременно одно из самых сложных направлений деятельности управления.

- Закон о размещении заказов определяет порядок, согласно которому чиновники должны тратить те средства, которые выделяются из бюджета, - пояснил Вадим Владимирович. - Этот порядок установлен рядом процедур: конкурс, аукцион, запрос котировок. Антимонопольная служба призвана следить за тем, чтобы органы исполнительной власти осуществляли эти процедуры в строгом соответствии с законом.
Поскольку обычный налогоплательщик плохо разбирается в специальных терминах, вкратце поясним. Конкурс проводится в тех случаях, когда ценовой критерий не является определяющим, а учитываются и другие показатели, в том числе качество товара (услуги). В отличие от аукциона, когда тот участник, который предложил меньшую цену, - тот и получил государственный (муниципальный) заказ. Запрос котировок - это тот же аукцион, только в упрощенной форме и при сравнительно небольшой стоимости заказа.

Если участники размещения заказа полагают, что их права при проведении конкурса или аукциона были нарушены, то они могут обратиться с жалобой в Управление.

В 2008 г. в УФАС по Владимирской области было рассмотрено 104 жалобы. Из них обоснованными признаны 33. (Для сравнения: в 2007 г. поступило 80 жалоб, признаны обоснованными - 40). Наиболее частыми нарушениями при размещении заказов являются необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и установление требований к участникам либо к заявке на участие в торгах, противоречащих действующему законодательству.

- Радует тот факт, что, несмотря на общее увеличение количества обращений, жалоб, признанных обоснованными, становится меньше, - заметил Вадим Соловьев. - То есть конкурсные процедуры проводятся более профессионально. А вот что касается жалоб, поступающих от участников размещения заказов, - то, к сожалению, их подготовка оставляет желать лучшего. Иногда возникает впечатление, что участники размещения заказа не знают законодательство.

Более того, по словам Вадима Соловьева, появляются «профессиональные жалобщики»: если итоги конкурса оказываются не в их пользу, то они обращаются в УФАС только для того, чтобы доставить заказчику (например, муниципалитету) определенные трудности - поскольку в таких случаях приостанавливается размещение заказа. А если это произошло в конце года, то муниципалитету-заказчику будет сложно освоить бюджетные средства, предназначенные на оплату заказа в срок, в связи с чем они «уйдут» из бюджета (это связано с особенностями бюджетного процесса).

- Это не значит, что мы призываем не жаловаться на чиновников, проводящих конкурсы и аукционы, - уточнил Вадим Соловьев. - Но во многих случаях обращаться к нам надо еще на стадии объявления конкурсной процедуры, если в конкурсной документации имеются требования, не соответствующие закону, нарушаются права участников торгов. Например, если требуют документы, не предусмотренные законом, или критерии отбора победителя являются антиконкурентными, ограничивают число участников, или заказчик не дает разъяснений конкурсной документации… Вот и надо приходить жаловаться на этом этапе, а не когда уже поучаствовали в торгах (то есть фактически согласились с их условиями), проиграли - и идут жаловаться, что «не те» документы требовали…

Например, есть категория дел, которые Владимирское УФАС особо отслеживает: они связаны с попытками со стороны чиновников каким-либо образом ограничить конкуренцию, то есть создавать в конкурсной процедуре преференции отдельным участникам торгов.

- Подобное дело рассматривается в настоящее время в Управлении. Заказчик неправомерно включил в документацию об аукционе требования технических условий одного из претендентов на получение крупного заказа. То есть заранее создал требование к товару, которое исполнимо только одним участником торгов.

Есть у Владимирского УФАС претензии и к победителям конкурсов и аукционов.

- Все участники торгов, особенно выигравшие, должны ответственно относиться к своим обязательствам. То есть, если вы понижаете цену, стремясь получить заказ, то это все-таки должно быть объективно. К сожалению, бывают случаи, когда участники торгов «сбивают» цены до последнего - а потом понимают, что опустились ниже уровня своей рентабельности. И в итоге отказываются от заключения контракта. Приведу один пример. Участники открытого аукциона на поставку хлебобулочных изделий, торговались между собой и доторговались до 6 рублей за одно хлебобулочное изделие (батон). Понятно, что по такой цене поставлять товар хлебокомбинат в итоге отказался, поскольку даже с минимальной наценкой цена не получалась равной шести рублям.

Такое, мягко говоря, легкомыслие даром не проходит: «отказники» попадают в реестр недобросовестных поставщиков. Больше к торгам их не допустят. Второе часто встречающееся нарушение, которое приводит к внесению предприятия или организации в «черный список», - это несоблюдение сроков выполнения подрядных работ.

- Любой подрядчик, участвующий в торгах, должен реально оценивать свои возможности, - пояснил Вадим Соловьев. - И не рассчитывать на то, что потом можно будет как-нибудь уговорить заказчика продлить сроки. Дело в том, что чиновник этого сделать не имеет права, а если он - по любым причинам - все-таки пойдет на изменение сроков, то ему грозит административная ответственность. А именно: на должностное лицо налагается штраф до 50 тысяч рублей. Повторное нарушение будет квалифицироваться уже как подлог.

В практике Владимирского УФАС встречаются случаи, которые можно было бы назвать анекдотическими. Если бы не стоял вопрос о бюджетных деньгах. То есть, по сути, о деньгах налогоплательщиков, которые доверили чиновникам этими средствами распоряжаться.

- Особенно корректными должны быть сами заказчики, - развил тему Вадим Соловьев. - Приведу лишь один пример. В прошлом году мы установили, что некий заказчик провел конкурсную процедуру с нарушениями. Привлекли достаточно высокопоставленное лицо одного из муниципальных образований к административной ответственности. Суд первой инстанции нас поддержал. Но в областном суде, куда обратилось с обжалованием вышеупомянутое лицо, его представитель вдруг сообщил, что его доверенность на момент составления протокола была отозвана… И по этим формальным основаниям суд был вынужден постановление отменить, дело было отправлено на новое рассмотрение. Хитрость чиновника, конечно, понятна. И штраф ему платить не хочется. Но такое поведение должностного лица, мягко говоря, несолидно.

А всего в прошлом году УФАС по Владимирской области рассмотрело 85 дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов. Сумма штрафов, наложенных на должностных лиц, составила 1 млн 230 тыс.рублей.
Елена Левицкая.

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости