о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Мели молочных рек

16.02.2009 15:10 Рубрика: Экономика


Традиции - великая сила. Заложенные в эпоху борьбы с продовольственной программой, когда мы шли к цели так быстро, что скотина за нами не поспевала, они и сейчас крепко сидят в головах некоторых наших руководителей.

Млечным путем идете, товарищи!
На днях министр сельского хозяйства Гордеев на заседании правительства пожаловался своему шефу, премьер-министру Путину - дескать, в стране резко упал интерес населения к молоку. А оттого в прошлом году произошло падение потребления этого полезного продукта на 5%. Из этого события Гордеев сделал вывод:

- Мы видим, что здесь, очевидно, со стороны государства необходимо развивать социальную рекламу, то есть популяризировать этот продукт.

И так хотелось спросить Алексея Гордеева - а не пробовали сделать что-нибудь, чтоб цены на молоко не росли? А знает ли министр, что в январе 2008 года в сравнении с январем 2007-го цены на молочную продукцию выросли на 32,4%? А в январе 2009 года к январю 2008-го - еще на 10,3%? Итого за два года цены на молоко в стране выросли на 42,7%. При такой ситуации еще удивительно то, что потребление молока в России снизилось всего на 5 процентов.

Кто снимает сливки?
Обычный покупатель, приходя в магазин и видя, что литр молока вновь подорожал (сейчас во Владимире его цена примерно 26 рублей), думает, что наши селяне - производители этого молока - как сыр в масле катаются. На самом деле, это, мягко говоря, не так. В прошлом году базисная цена молока для хозяйств Владимирской области составляла 10,2 рубля за литр. Это значит, что молочные СПК региона, потратившись на корма, ГСМ, зарплату, оплатив свет, тепло и ремонт ферм, вложившись в покупку новых производительных пород КРС, взяв кредиты и обслуживая проценты по ним, отдали молокозаводам свою продукцию всего за червонец!

В этом году вступили в силу технические регламенты по молоку. Производители Владимирской области воспрянули духом - повысится спрос на настоящее коровье молоко, вырастут закупочные цены… Не тут-то было! Закупочная цена снизилась!

Почему в розничной продаже молоко стоит вдвое, а то и более, дороже? Директор СПК «Гавриловское» Суздальского района Вера Цаплина утверждает - низкие закупочные цены диктуют молокозаводы. Объяснение такое - падает спрос на молоко.

Да ничего подобного! Не падает спрос. Падает наша с вами покупательская способность. А вот аппетиты переработчиков (ну эти ладно, хоть что-то делают-производят), а главным образом - посредников и розничных продавцов - растут. Они на перепродаже молока зарабатывают колоссальную маржу. Не секрет и то, что за «вхождение» производители любого продовольствия, в том числе и «молочки», должны платить торговым сетям во Владимире по $5-10 тысяч за каждый вид товара.

Нужен закон о торговле
У руководителей СПК Владимирской области разные рецепты выхода из создавшегося положения. Наиболее типичные высказал директор агрофирмы «Суздальские зори» Геннадий Михайлов:

- Чем больше ты производишь, тем большие убытки несешь. Сегодня облегчить ситуацию селянам может увеличение дотаций со стороны государства и введение гарантированных поставок сельхозпродукции по фиксированной цене в рамках госзаказа.

При всем уважении к этому мнению, мне представляется, что его рецепт, отчасти облегчив положение селян, не скажется на розничных ценах. «Молочка» как дорожала, так и будет дорожать. Чтобы приостановить рост розничных цен, властям необходимо наконец-то принять Закон о торговле, проекты которого гуляют в коридорах Госдумы уже свыше 15 лет.

Основная идея этого закона - установить фиксированную величину маржи для каждого из участников цепочки СПК-молокозавод-магазин. Обратим внимание - не фиксированную цену сельхозпродукции, а фиксированный процент. Чисто технически это сделать несложно. Например, тому же министру сельского хозяйства и комитету Госдумы по аграрной политике собрать всех заинтересованных лиц, рассчитать и зафиксировать справедливую норму прибыли для каждого участника процесса.

- Но, - сокрушается председатель аграрного комитета Госдумы Валентин Денисов, - слишком велико и сильно в стране торговое лобби. Поэтому нам никак не удается принять такой закон.

А почему бы не объединиться?
Диктат молокозаводов, посредников и торговцев, похоже, уже крепко достал сельхозпроизводителей. Директор СПК «Шихобалово» Юрьев-Польского района Сергей Монастырский не скрывает:

- У многих руководителей сельхозпредприятий зреет мысль о создании собственных перерабатывающих производств. А в идеале - и торговлю тоже взять под себя. Но для этого нужно, во-первых, объединяться, потому что маленькие заводики в каждом отдельном хозяйстве рентабельными быть не смогут, а во-вторых - нужны большие деньги.

Где их взять? Как я понял из бесед с руководителями сельхозпредприятий, своей прибыли у них сегодня нет. Деньги можно взять только в кредит. Но даже по нацпроекту «Развитие АПК» ставка кредита выросла - с 14 до 16,5%. Меньше, чем по другим кредитам, но все же - это высокая ставка. И сельхозпроизводители недоумевают - почему в период кризиса во всех странах ставки по кредитам, чтобы сделать деньги более доступными для реальной экономики, снижаются, а у нас - растут?
Так, может, Минсельхозу стоит прислушаться к мнению сельхозпроизводителей и наконец-то заняться прямым своим делом - разработать и законодательно закрепить справедливые правила игры, а не выдвигать на заседании правительства утопические идеи насчет социальной рекламы потребления молока?
Иван СТЕПАНОВ.

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости