о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Зарплату повысили, а денег не дали - Кому директор школы должен незаконно снизить заработок, чтобы выполнить требования закона?

13.02.2009 00:40 Рубрика: Экономика


С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России стал составлять 4330 рублей. С 1 сентября 2008 года в системе образования Владимирской области введена новая отраслевая система оплаты труда (НСОТ). И эти два законодательных акта пришли в противоречие.

Дело в том, что в НСОТ работников образования не заложен механизм учёта изменения МРОТ. После январского увеличения МРОТ на 1830 руб. (т.е. на 73%), отраслевая система оплаты труда начала трещать по швам. И если не принять меры по её корректировке, она просто рухнет. Мне уже доводилось говорить на разных уровнях, что новая отраслевая система оплаты труда, принятая в нашей области, несовершенна. Во многом она хуже старой единой тарифной сетки. (Для примера: в Москве не стали торопиться с нововведениями; оставили прежнюю ЕТС, сделав первый разряд равным минимальному прожиточному минимуму и немного изменив коэффициенты).

В статье 133 Трудового кодекса РФ записано: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Начнем с младшего обслуживающего персонала школы. Ставка уборщика, гардеробщика, дворника, сторожа, вахтёра - 1770 руб. До МРОТ не хватает 2560 руб. Ставки рабочих - 1840 руб., не хватает до МРОТ 2490 руб. Ставка секретаря, делопроизводителя - 1920 руб., не хватает до МРОТ 2410 руб. Еще в школе есть лаборанты, повара, водители, которым тоже надо ежемесячно доплачивать до нового МРОТ 2010-2320 руб.

Элементарные расчеты показывают, что при новом МРОТ в фонде оплаты труда доля доплат младшему обслуживающему персоналу должна вырасти минимум в два раза. В соответствии с НСОТ, деньги для этих доплат можно взять лишь в фонде стимулирующих и компенсационных выплат. Этот фонд полностью распределён в начале учебного года, т.е. в 2008 г. Из него осуществляются выплаты учителям за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетами, методическую работу и т.д. Для примера: чтобы выплатить положенную прибавку десяти уборщицам обыкновенной городской школы, директор ежемесячно должен дополнительно брать откуда-то 18300 рублей. Следовательно, у кого-то из педагогов эти деньги надо отобрать (денег-то в фонде больше не стало!). А как это сделать законно, если у педагогов ни условия труда, ни нагрузка не изменились?

Итак: необходимо доплатить до МРОТ уборщицам-сторожам, а для этого надо забрать деньги у педагогов в середине учебного года. Первое руководитель образовательного учреждения обязан сделать, чтобы выполнить требования статьи 33 Трудового кодекса РФ. Второе невозможно сделать, не нарушив тот же кодекс…

Правда, чиновники-финансисты говорят, что необходимые средства на доплату до МРОТ заложены в региональном нормативе расходов на одного ученика на 2009 год. Что ж, сравним нормативы 2008 и 2009 годов (будем рассматривать только зарплату). Рост норматива в общеобразовательных школах составляет в 2009 г. в среднем 50% (в начальных классах - 38%, в среднем звене - 57%, в старшей школе - 55%). Этого не хватит даже учителям на зарплату! Не говоря уже о повышении зарплаты младшему обслуживающему персоналу. Остается лишь удивляться, почему в методике расчёта областного норматива никак не прописана связь норматива с МРОТ.

Косвенным подтверждением этого является утверждение Счётной палаты Владимирской области, где в заключении по проекту областного Закона о нормативе на 2009 г. (официальный сайт Счётной палаты) говорится: «В отсутствие требуемой нормативной базы… оценить реалистичность объёма средств, заложенного на заработную плату в нормативе расходов, не представляется возможным». Иными словами, областная Счётная палата не смогла определить в октябре 2008 г., хватит ли денег на зарплату работникам образования. Теперь, в январе 2009 г., стало ясно - не хватит!

Сегодня на разных уровнях говорят о выделении из областного бюджета сорока миллионов рублей именно на компенсацию разницы между ставками в НСОТ и новым МРОТом. Однако как руководитель образовательного учреждения ответственно заявляю: на сегодняшний день никаких миллионов на указанные нужды не обнаружено. Разговоры остаются разговорами. Могу предположить, что причиной слухов является размещённая на сайте областного Законодательного собрания информация от 29.10.2008 «В связи с введением с 1 сентября 2008 г. новой системы оплаты труда педагогов возникла необходимость распределить средства резервного фонда по оплате труда в сумме почти 40 миллионов рублей». Очень хотелось бы, чтобы эти средства действительно пошли на решение обсуждаемой проблемы.

Выход из создавшейся ситуации, на мой взгляд, ясен: серьёзнейшая доработка новой системы оплаты труда в образовании. Она должна стать внутренне непротиворечивой, прогнозируемой и ясной. Чтобы не только аудитор Счётной палаты мог оценить соответствующее финансирование, но и любой директор мог планировать кадровую политику, развитие своего учреждения. Кроме того, система оплаты труда в сфере образования должна быть согласована с системами оплаты в медицине, культуре (разговор о медработниках, библиотекарях в школах - это отдельная и тоже больная тема).

А пока, поскольку новый МРОТ уже введён с 1 января 2009 г., давайте первым делом разберёмся со школьными уборщицами, сторожами, дворниками. Тем более что, учитывая их весьма скромные зарплаты, этих людей вполне можно назвать «социально незащищенными».
Юрий Куликов,
директор открытой (сменной) общеобразовательной школы № 8 г. Владимира.
Коллаж: Денис Васильев.

P.S. В дополнение к вышеописанным педагогическим проблемам. В некоторых школах г.Владимира за январь 2009 г. не выплачено «путинское» вознаграждение учителям за классное руководство. Точное количество таковых школ не назову (тайна сия «велика есть»), но одна из них - ОСШ №8. Если это - влияние экономического кризиса, то непонятно, почему он первым делом отразился на федеральных средствах. Помнится, в прежнее время нацпроекты курировал лично вице-премьер Дмитрий Медведев. А теперь что - нацпроекты курировать некому? Или проблемы с выплатами «президентских» денег - это, с позволения сказать, наша областная самодеятельность?

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости