Дорогой наш бензин… - По данным Росстата, цена на бензин во Владимирской области выше, чем в других областях ЦФО
27.01.2009 19:10 Рубрика: Экономика
На днях Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные мониторинга потребительских цен на бензин (по состоянию на 12 января 2009 г.). Средняя цена по России составила 19,25 руб. за литр «усредненного» автомобильного бензина. Месяц назад эта цифра составляла 19,83 руб.
Еще больше информации для размышления дает таблица, позволяющая сравнить положение дел в разных городах. Сразу отмечу, что жителям Владимирской области радоваться пока нечему: средние цены на бензин и дизельное топливо у нас самые высокие в Центральном федеральном округе: 20,32 руб. и 21,16 руб. соответственно. Самый дешевый бензин - в Белгороде (17,55 руб.). В Москве - 19,46 руб., в Воронеже - 19,62, в Иваново - 18,88 руб., в Рязани - 18,78 руб., в Ярославле - 18,35 руб., в Орле - 17,69 руб. за литр.
Напомним, что в начале декабря прошлого года премьер-министр Владимир Путин на «прямой линии» с россиянами заявил, что главная причина высоких цен на бензин - это желание нефтяных компаний сохранить свои доходы за счет внутренних потребителей. Однако, как отмечали в конце прошлого года аналитики, судя по всему, высокие цены на АЗС зависят более от розничных продавцов. За второе полугодие 2008 г. мировые цены на нефть рухнули почти на 70%. Оптовые цены на бензин начали снижаться с лета прошлого года и к концу года упали почти в два раза. Осенью начал дешеветь и бензин на автозаправках. Однако темпы снижения цен были совершенно несопоставимы. В качестве примера: по данным Росстата, в начале 2008 года Au-92 стоил в опте 17,4 руб.; в конце года - 8,54 руб. При этом средняя розничная цена 92-го на конец года составляла 20,42 руб. за литр. Оптовая цена дизельного топлива в декабре - 8 рублей, продажа в розницу по ЦФО - 22-23 рубля.
По мнению экспертов, ценообразование на нефтепродукты в России мало связано с реальной экономикой и более похоже на некий «трехсторонний договор». В нем участвуют нефтяники, заинтересованные в сохранении высоких прибылей; государство, заинтересованное в высоких налогах, которые платит «нефтянка», и, как ни парадоксально, - потребители, поскольку покупатель у нас «неэластичный». То есть при изменении стоимости бензина спрос на него практически не меняется. (Кстати, в США за последние полгода потребление бензина сократилось втрое, и заправщики просто вынуждены были снизить цены).
Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала крупнейшие российские компании - ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-ВР и «Газпромнефть» - с формулировкой «за злоупотребление доминирующим положением на топливном рынке летом 2008 года». (Правда, по минимальной ставке: 1% от выручки компании, хотя закон позволяет выписать штраф за нарушение антимонопольного законодательства в размере до 15%). Видимо, штрафные санкции подвигли российских нефтяников несколько умерить свои аппетиты. Более того, в декабре вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша предположил, что в январе 2009 г. бензин марки Au-92 будет стоить 16-17 руб. за литр. Увы: его прогноз, мягко говоря, не оправдался: на владимирских АЗС, например, литр Au-92 на сегодняшний день продают по 19,00 - 20,40 руб.
Ситуацию на владимирском рынке нефтепродуктов по просьбе корреспондента «Молвы» комментирует председатель областной топливной ассоциации Рустам Вишняков.
- Цена на бензин зависит от очень многих факторов. Например, от размера налога на землю, от стоимости аренды земельных участков, наконец, от размера зарплат сотрудников и так далее. Немаловажный фактор - наличие в области нефтеперерабатывающих заводов. У нас бензин весь привозной - из Уфы, Рязани, Ярославля и других городов. Например, из Рязани возим по железной дороге цистернами - это плюс 500 рублей на каждую тонну, потом добавляются расходы на перевалку и прочее. Тем не менее, и у нас цены на бензин снижались - на 92-й в декабре на рубль-полтора, в январе примерно на рубль… Существенно снизились цены на дизельное топливо. Но, конечно, снизить цену в январе до 16 рублей, как говорил президент российского топливного союза, невозможно. Мы ему еще в прошлом году говорили, мол, зачем ты, Евгений Александрович, такие оптимистичные прогнозы делаешь… Однако, если мировые цены на нефть будут снижаться - а тенденции такие есть - то к лету стоимость бензина может опуститься еще на рубль-полтора. Но, конечно, сейчас предсказывать что-либо очень сложно.
По словам Рустама Вишнякова, большой разрыв между снижением мировых цен на нефть и стоимостью бензина объясняется тем, что российские нефтяные компании - это основные доноры бюджета. На сегодня налоги составляют порядка 60% от стоимости бензина.
- Судите сами: НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - это примерно 3-4 рубля на литр бензина, акциз - еще 4-5 рублей и так далее. Сравним с Америкой, которой нас часто попрекают: там налоги на нефтепродукты и налоги на хлеб примерно одинаковые, потому и бензин дешевеет. А вот в Европе налоги на бензин высокие, потому там и цена его в два раза выше, чем в России.
На недавней пресс-конференции по итогам 2008 года руководитель регионального управления ФАС Вадим Соловьев сообщил, что ведомство с конца октября проводит еженедельный мониторинг стоимости бензина на АЗС области. За этот период оптовые цены снизились примерно на 30%, розничные - на 12-14%. Получение продавцами нефтепродуктов сверхприбылей не зафиксировано. Сейчас владимирское УФАС проводит дополнительное изучение рынка топлива во Владимире. Дальнейшие действия антимонопольщиков будут зависеть от полученных результатов.
Елена Левицкая.
Коллаж: Денис ВАСИЛЬЕВ.
Еще больше информации для размышления дает таблица, позволяющая сравнить положение дел в разных городах. Сразу отмечу, что жителям Владимирской области радоваться пока нечему: средние цены на бензин и дизельное топливо у нас самые высокие в Центральном федеральном округе: 20,32 руб. и 21,16 руб. соответственно. Самый дешевый бензин - в Белгороде (17,55 руб.). В Москве - 19,46 руб., в Воронеже - 19,62, в Иваново - 18,88 руб., в Рязани - 18,78 руб., в Ярославле - 18,35 руб., в Орле - 17,69 руб. за литр.
Напомним, что в начале декабря прошлого года премьер-министр Владимир Путин на «прямой линии» с россиянами заявил, что главная причина высоких цен на бензин - это желание нефтяных компаний сохранить свои доходы за счет внутренних потребителей. Однако, как отмечали в конце прошлого года аналитики, судя по всему, высокие цены на АЗС зависят более от розничных продавцов. За второе полугодие 2008 г. мировые цены на нефть рухнули почти на 70%. Оптовые цены на бензин начали снижаться с лета прошлого года и к концу года упали почти в два раза. Осенью начал дешеветь и бензин на автозаправках. Однако темпы снижения цен были совершенно несопоставимы. В качестве примера: по данным Росстата, в начале 2008 года Au-92 стоил в опте 17,4 руб.; в конце года - 8,54 руб. При этом средняя розничная цена 92-го на конец года составляла 20,42 руб. за литр. Оптовая цена дизельного топлива в декабре - 8 рублей, продажа в розницу по ЦФО - 22-23 рубля.
По мнению экспертов, ценообразование на нефтепродукты в России мало связано с реальной экономикой и более похоже на некий «трехсторонний договор». В нем участвуют нефтяники, заинтересованные в сохранении высоких прибылей; государство, заинтересованное в высоких налогах, которые платит «нефтянка», и, как ни парадоксально, - потребители, поскольку покупатель у нас «неэластичный». То есть при изменении стоимости бензина спрос на него практически не меняется. (Кстати, в США за последние полгода потребление бензина сократилось втрое, и заправщики просто вынуждены были снизить цены).
Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала крупнейшие российские компании - ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-ВР и «Газпромнефть» - с формулировкой «за злоупотребление доминирующим положением на топливном рынке летом 2008 года». (Правда, по минимальной ставке: 1% от выручки компании, хотя закон позволяет выписать штраф за нарушение антимонопольного законодательства в размере до 15%). Видимо, штрафные санкции подвигли российских нефтяников несколько умерить свои аппетиты. Более того, в декабре вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша предположил, что в январе 2009 г. бензин марки Au-92 будет стоить 16-17 руб. за литр. Увы: его прогноз, мягко говоря, не оправдался: на владимирских АЗС, например, литр Au-92 на сегодняшний день продают по 19,00 - 20,40 руб.
Ситуацию на владимирском рынке нефтепродуктов по просьбе корреспондента «Молвы» комментирует председатель областной топливной ассоциации Рустам Вишняков.
- Цена на бензин зависит от очень многих факторов. Например, от размера налога на землю, от стоимости аренды земельных участков, наконец, от размера зарплат сотрудников и так далее. Немаловажный фактор - наличие в области нефтеперерабатывающих заводов. У нас бензин весь привозной - из Уфы, Рязани, Ярославля и других городов. Например, из Рязани возим по железной дороге цистернами - это плюс 500 рублей на каждую тонну, потом добавляются расходы на перевалку и прочее. Тем не менее, и у нас цены на бензин снижались - на 92-й в декабре на рубль-полтора, в январе примерно на рубль… Существенно снизились цены на дизельное топливо. Но, конечно, снизить цену в январе до 16 рублей, как говорил президент российского топливного союза, невозможно. Мы ему еще в прошлом году говорили, мол, зачем ты, Евгений Александрович, такие оптимистичные прогнозы делаешь… Однако, если мировые цены на нефть будут снижаться - а тенденции такие есть - то к лету стоимость бензина может опуститься еще на рубль-полтора. Но, конечно, сейчас предсказывать что-либо очень сложно.
По словам Рустама Вишнякова, большой разрыв между снижением мировых цен на нефть и стоимостью бензина объясняется тем, что российские нефтяные компании - это основные доноры бюджета. На сегодня налоги составляют порядка 60% от стоимости бензина.
- Судите сами: НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - это примерно 3-4 рубля на литр бензина, акциз - еще 4-5 рублей и так далее. Сравним с Америкой, которой нас часто попрекают: там налоги на нефтепродукты и налоги на хлеб примерно одинаковые, потому и бензин дешевеет. А вот в Европе налоги на бензин высокие, потому там и цена его в два раза выше, чем в России.
На недавней пресс-конференции по итогам 2008 года руководитель регионального управления ФАС Вадим Соловьев сообщил, что ведомство с конца октября проводит еженедельный мониторинг стоимости бензина на АЗС области. За этот период оптовые цены снизились примерно на 30%, розничные - на 12-14%. Получение продавцами нефтепродуктов сверхприбылей не зафиксировано. Сейчас владимирское УФАС проводит дополнительное изучение рынка топлива во Владимире. Дальнейшие действия антимонопольщиков будут зависеть от полученных результатов.
Елена Левицкая.
Коллаж: Денис ВАСИЛЬЕВ.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru