Негромкая жадность
18.11.2008 14:10 Рубрика: Экономика
Негромкая жадностьСенаторы приостановили действие закона о компенсации вкладов, «сгоревших» на советских сберкнижкахВ минувшую среду произошло событие, не освещавшееся широко в российских СМИ, но наглядно показывающее отношение государства к обязательствам по отношению к своим гражданам. Совет Федерации приостановил действие закона о возвращении вкладчикам Сбербанка дореформенных вкладов. Одновременно сенаторы приостановили действие другого федерального закона - «О государственных долговых товарных обязательствах» в части так называемых чеков «Урожай-90».
История обмана Напомним, что проблема дореформенных вкладов граждан СССР возникла к 20 июня 1991 года, когда значительные денежные средства людей были просто заморожены на их счетах. По официальной оценке, речь идет о 345,5 миллиарда советских рублей. С учетом полной индексации это сегодня около 6 триллионов нынешних рублей. Компенсации были предусмотрены федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» в 1995 году. Чеки «Урожай-90» были введены в обращение постановлением Совмина РСФСР и выдавались работникам колхозов и совхозов, а также владельцам фермерских и личных подсобных хозяйств за сданную государству сельхозпродукцию. Напомним, в те годы в стране полки продовольственных магазинов были пусты. Государство пыталось стимулировать аграриев сдавать выращенные ими продукты по госцене, обещая взамен предоставлять крестьянам по чекам «Урожай-90» дефицитные товары народного потребления (ТНП), в частности - автомобили. Государство не рассчиталось со своими гражданами по этим чекам. Правда, в 1994 году правительство предусматривало выкупить чеки «Урожай-90» по цене, в 70 раз превышающей их номинал. На 1 января 1996 года была выплачена лишь часть компенсаций. С 1 июня 1995 года чеки «Урожай-90» считаются недействительными и представляют интерес разве что для коллекционеров. По оценке Минфина, с учетом полной компенсации удорожания стоимости ТНП с 1990 по 2008 годы, объем средств федерального бюджета, необходимый для погашения всех чеков, мог бы составить более 950 миллиардов рублей. Как заявил председатель бюджетного комитета Совфеда Евгений Бушмин, «реализация таких расходных обязательств является непосильной нагрузкой на федеральный бюджет и не может быть обеспечена доходами бюджета на данном этапе развития российской экономики».
Неумно и некрасиво Понятно, что в основной своей массе люди и не ждали возмещения по советским вкладам. Мы привыкли, что государство - хозяин своего слова, сами дали, сами - взяли обратно. К тому же, многих вкладчиков давно нет в живых, а их наследники махнули на «советские» деньги рукой. Но получилось не только некрасиво, но и неумно. Напомним, что Российская Федерация объявила себя правопреемником СССР, в том числе - и по своим финансовым обязательствам. Например, сегодня почти полностью решенная проблема внешнего долга досталась России в наследство от СССР точно так же, как и внутренние долговые обязательства. Но если с внешними кредиторами наше государство ссориться сочло неприемлемым, то своих граждан ему не впервой «кидать» безнаказанно. Помимо очевидной аморальности подобного решения (долги надо платить вне зависимости от их срока и объема, иначе какое к государству будет доверие со стороны собственного населения), есть еще некоторые моменты. Например, Минфин признает долг по дореформенным вкладам в миллиард рублей. Заметим вскользь, что, по оценкам многих экспертов, это раз в пять-шесть заниженная цифра, но бог с ним. Миллиард рублей - это $37 миллионов. По сравнению с теми деньжищами, которые в последнее время были «влиты» в наши банки для поддержания ликвидности, - это копейки. В ситуации кризиса нет ничего дороже, чем доверие населения к своему государству. Поэтому анонс властей о том, что оно помнит о своих долгах перед населением, выделяет для этого средства (пусть даже «замороженные» к 100-процентному получению, выплачиваемые частями в течение нескольких лет) был бы весьма положительно воспринят населением. Кроме этого, отчетливо выраженная готовность государства гарантировать вклады любой давности успокоило бы саму банковскую систему России в целом. Денег даже не нужно было платить «живьем». Достаточно было бы назвать часть «влитых» в банковский сектор страны денег «компенсацией по дореформенным вкладам» и разложить их на срочные счета советских вкладчиков с правом их снятия не ранее чем через несколько лет. Но государство предпочло проигнорировать и своих граждан, и свои обязательства перед ними.
Зато мы саммиты готовим… Заметим, что отказ сенаторов от выполнения взятых государством ранее обязательств произошел во время обсуждения бюджета России на 2009-2011 годы. Для сравнения - никто из сенаторов не проголосовал против финансирования пафосной программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». На это сенаторы недрогнувшей рукой выделили несколько сотен миллиардов рублей. «Владивосток - столица саммита АТЭС-2012» - один из тех проектов, которые родились у наших лидеров в период, когда нефть стоила более $140 за баррель. Тогда казалось, что сам черт нам не брат, и власти думали, что «потянут» все: Дальний Восток, сочинскую Олимпиаду, маленькую победоносную войну с Грузией… Еще в феврале этого года Министерство регионального развития (именно оно «курирует» Владивостокский проект) заявляло, что удовольствие обойдется казне в 200 миллиардов рублей. Деньги пойдут на строительство аэропорта и морского порта международного уровня, бизнес-центров на острове Русский, моста к нему с большой земли и на другие «маленькие» радости жизни. Тогда же глава Счетной палаты Сергей Степашин утверждал, что запрашиваемых 200 миллиардов все равно не хватит - в смете не заложены средства на строительство автомагистралей, дорожных развязок, а также деньги на выкуп земли у жителей острова Русский и их переселение на материк. И ради чего все это? Чтобы лидеры 21 страны-члена Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества пару дней (например, форум АТЭС в 2007 году в австралийском Сиднее, длился именно 2 дня) потусовались? Некоторые считают, что все это делается не для показухи, а для развития города и края. Там восточные ворота России, и надо поступиться интересами других регионов, благоустроить, так сказать, парадный подъезд страны. Ну что ж, вполне московский столичный кремлевский взгляд. Взгляд, образно говоря, поверх голов всяких там Владимиров, Рязаней, Тамбовов и прочих Пенз. Главное, чтобы ворота были позолоченные, а что во дворе - помойка, это уже «наши» внутренние дела. А с нашей владимирской колокольни глядя, нужно бы сначала с разворовыванием огромных дальневосточных (в первую очередь, морских) ресурсов разобраться. Этих ресурсов, которыми пока управляют криминальные авторитеты, хватило бы и на ворота золоченые, и на мосты, и на дороги. И уж во всяком случае не строить воздушные замки за счет стариковских сбережений на черный день и бесплатного продовольствия, добытого нелегким крестьянским трудом. Иван СТЕПАНОВ. Фото: Владимир Филимонов.
История обмана Напомним, что проблема дореформенных вкладов граждан СССР возникла к 20 июня 1991 года, когда значительные денежные средства людей были просто заморожены на их счетах. По официальной оценке, речь идет о 345,5 миллиарда советских рублей. С учетом полной индексации это сегодня около 6 триллионов нынешних рублей. Компенсации были предусмотрены федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» в 1995 году. Чеки «Урожай-90» были введены в обращение постановлением Совмина РСФСР и выдавались работникам колхозов и совхозов, а также владельцам фермерских и личных подсобных хозяйств за сданную государству сельхозпродукцию. Напомним, в те годы в стране полки продовольственных магазинов были пусты. Государство пыталось стимулировать аграриев сдавать выращенные ими продукты по госцене, обещая взамен предоставлять крестьянам по чекам «Урожай-90» дефицитные товары народного потребления (ТНП), в частности - автомобили. Государство не рассчиталось со своими гражданами по этим чекам. Правда, в 1994 году правительство предусматривало выкупить чеки «Урожай-90» по цене, в 70 раз превышающей их номинал. На 1 января 1996 года была выплачена лишь часть компенсаций. С 1 июня 1995 года чеки «Урожай-90» считаются недействительными и представляют интерес разве что для коллекционеров. По оценке Минфина, с учетом полной компенсации удорожания стоимости ТНП с 1990 по 2008 годы, объем средств федерального бюджета, необходимый для погашения всех чеков, мог бы составить более 950 миллиардов рублей. Как заявил председатель бюджетного комитета Совфеда Евгений Бушмин, «реализация таких расходных обязательств является непосильной нагрузкой на федеральный бюджет и не может быть обеспечена доходами бюджета на данном этапе развития российской экономики».
Неумно и некрасиво Понятно, что в основной своей массе люди и не ждали возмещения по советским вкладам. Мы привыкли, что государство - хозяин своего слова, сами дали, сами - взяли обратно. К тому же, многих вкладчиков давно нет в живых, а их наследники махнули на «советские» деньги рукой. Но получилось не только некрасиво, но и неумно. Напомним, что Российская Федерация объявила себя правопреемником СССР, в том числе - и по своим финансовым обязательствам. Например, сегодня почти полностью решенная проблема внешнего долга досталась России в наследство от СССР точно так же, как и внутренние долговые обязательства. Но если с внешними кредиторами наше государство ссориться сочло неприемлемым, то своих граждан ему не впервой «кидать» безнаказанно. Помимо очевидной аморальности подобного решения (долги надо платить вне зависимости от их срока и объема, иначе какое к государству будет доверие со стороны собственного населения), есть еще некоторые моменты. Например, Минфин признает долг по дореформенным вкладам в миллиард рублей. Заметим вскользь, что, по оценкам многих экспертов, это раз в пять-шесть заниженная цифра, но бог с ним. Миллиард рублей - это $37 миллионов. По сравнению с теми деньжищами, которые в последнее время были «влиты» в наши банки для поддержания ликвидности, - это копейки. В ситуации кризиса нет ничего дороже, чем доверие населения к своему государству. Поэтому анонс властей о том, что оно помнит о своих долгах перед населением, выделяет для этого средства (пусть даже «замороженные» к 100-процентному получению, выплачиваемые частями в течение нескольких лет) был бы весьма положительно воспринят населением. Кроме этого, отчетливо выраженная готовность государства гарантировать вклады любой давности успокоило бы саму банковскую систему России в целом. Денег даже не нужно было платить «живьем». Достаточно было бы назвать часть «влитых» в банковский сектор страны денег «компенсацией по дореформенным вкладам» и разложить их на срочные счета советских вкладчиков с правом их снятия не ранее чем через несколько лет. Но государство предпочло проигнорировать и своих граждан, и свои обязательства перед ними.
Зато мы саммиты готовим… Заметим, что отказ сенаторов от выполнения взятых государством ранее обязательств произошел во время обсуждения бюджета России на 2009-2011 годы. Для сравнения - никто из сенаторов не проголосовал против финансирования пафосной программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». На это сенаторы недрогнувшей рукой выделили несколько сотен миллиардов рублей. «Владивосток - столица саммита АТЭС-2012» - один из тех проектов, которые родились у наших лидеров в период, когда нефть стоила более $140 за баррель. Тогда казалось, что сам черт нам не брат, и власти думали, что «потянут» все: Дальний Восток, сочинскую Олимпиаду, маленькую победоносную войну с Грузией… Еще в феврале этого года Министерство регионального развития (именно оно «курирует» Владивостокский проект) заявляло, что удовольствие обойдется казне в 200 миллиардов рублей. Деньги пойдут на строительство аэропорта и морского порта международного уровня, бизнес-центров на острове Русский, моста к нему с большой земли и на другие «маленькие» радости жизни. Тогда же глава Счетной палаты Сергей Степашин утверждал, что запрашиваемых 200 миллиардов все равно не хватит - в смете не заложены средства на строительство автомагистралей, дорожных развязок, а также деньги на выкуп земли у жителей острова Русский и их переселение на материк. И ради чего все это? Чтобы лидеры 21 страны-члена Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества пару дней (например, форум АТЭС в 2007 году в австралийском Сиднее, длился именно 2 дня) потусовались? Некоторые считают, что все это делается не для показухи, а для развития города и края. Там восточные ворота России, и надо поступиться интересами других регионов, благоустроить, так сказать, парадный подъезд страны. Ну что ж, вполне московский столичный кремлевский взгляд. Взгляд, образно говоря, поверх голов всяких там Владимиров, Рязаней, Тамбовов и прочих Пенз. Главное, чтобы ворота были позолоченные, а что во дворе - помойка, это уже «наши» внутренние дела. А с нашей владимирской колокольни глядя, нужно бы сначала с разворовыванием огромных дальневосточных (в первую очередь, морских) ресурсов разобраться. Этих ресурсов, которыми пока управляют криминальные авторитеты, хватило бы и на ворота золоченые, и на мосты, и на дороги. И уж во всяком случае не строить воздушные замки за счет стариковских сбережений на черный день и бесплатного продовольствия, добытого нелегким крестьянским трудом. Иван СТЕПАНОВ. Фото: Владимир Филимонов.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru