Антикоррупционный «Интернационал»
06.11.2008 18:00 Рубрика: Экономика
Коррупция, как известно, явление транснациональное, а потому и бороться с ней легче сообща, на глобальном уровне. Этим, собственно, и занимается целый ряд международных организаций и их подразделений.
У нас, в России, наверное, самой известной из них является Трансперенси Интернешнл. И, прежде всего, благодаря её ежегодному «Индексу», в котором она расставляет «оценки по степени коррумпированности» 180 государствам мира. Кстати, в этом году наша страна получила от неё твёрдый «неуд», заняв 147-е место.
Однако деятельность Трансперенси Интернешнл отнюдь не ограничивается информированием мирового сообщества. Её главнейшая задача - создание такой среды, которая бы исключала саму возможность существования и распространения взяточничества. Поэтому она содействует формированию разного рода антикоррупционных коалиций, которые не только разрабатывают и принимают важные международные акты, призванные остановить чиновничий беспредел, вырабатывают критерии законного и нравственного поведения, но и активно участвуют в противодействии этому злу.
Из других влиятельных организаций, работающих в этом направлении, следует назвать и ООН. В её стенах создана Глобальная программа по борьбе с коррупцией, в соответствии с которой многим странам оказывается серьёзная помощь в её выявлении, предупреждении и пресечении. В рамках этой программы, в частности, разрабатываются механизмы, способствующие большей прозрачности в области как государственных закупок, так и совершения международных коммерческих сделок. Этой стороне дела была посвящена специальная декларация, принятая еще в 1996 году.
А в 2000 году в ООН получила всеобщее одобрение Конвенция против транснациональной организованной преступности. Так мировое сообщество ответило на глобализацию преступного промысла и коррупцию, принявшую общемировые масштабы.
Хотя эти и все другие принятые Организацией Объединённых Наций документы носят рекомендательный характер, они, тем не менее, играют ощутимую роль в формировании норм международного и национального права, немало способствуя тем самым решению проблемы.
Некоторые международные организацию вносят лепту в антикоррупционное движение, действуя в своих, достаточно узких, сферах деятельности. К примеру, программу борьбы со взяточничеством предлагает и Всемирный Банк. На основе собственных исследований он подготавливает для сотрудничающих с ним стран планы проведения ключевых реформ, которые необходимы для совершенствования государственного управления и принятия мер антикоррупционного характера.
Вопросами обеспечения прозрачности и открытости в области государственных поставок занимается также Всемирная Торговая Организация. А Международная Торговая Палата разработала Правила этики делового поведения. Этот юридически необязательный документ касается, в первую очередь, сотрудников корпораций, которым запрещаются вымогательство и взяточничество, выплата агентам вознаграждений, превышающих нормативные, незаконные взносы и вклады в пользу политических партий или отдельных политических деятелей.
Вполне конкретному вопросу - взяткам иностранным государственным чиновникам при осуществлении коммерческой деятельности - посвящена специальная конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Она вступила в силу в 1999 году. ОЭСР прежде всего волнует проблема создания ровного «игрового поля» коммерции, на котором бы не было «коррупционных кочек». Правда, по данным всё той же Трансперенси Интернешнл, 45% опрошенных ею генеральных директоров компаний во всём мире об этой конвенции попросту ничего не слышали.
Проблемой мздоимства озаботились и некоторые региональные международные организации. Такие, например, как Организация Американских Государств, которая в 1996 году приняла Межамериканскую Конвенцию по борьбе с коррупцией. Она требует от стран-членов предпринять серьёзные меры против взяточников как на своей территории, так и за границей, и предусматривает оказание взаимной помощи в расследовании, розыске коррупционеров и аресте их банковских счетов.
Такая же конвенция была принята через три года и Советом Европы. Она определяет 13 видов коррупционных деяний, подпадающих под уголовную ответственность, причём большая их часть так или иначе касается подкупа должностных лиц или представителей частного сектора. Среди них, в частности, называются использование служебного положения в корыстных целях, отмывание преступных доходов и преступления, касающиеся операций со счетами.
В том же 1999 году при Совете Европы была создана Группа государств против коррупции (ГРЕКО), главная задача которой заключается в проведении мониторинга в этой области. В феврале прошлого года Россия вступила в эту организацию, в которую ныне входят 42 из 46 стран-членов Совета Европы, а также Черногория и США.
Коррупция стала большой головной болью и для Евросоюза, который за последние годы принял в свои ряды некоторые государства, отнюдь не безупречные в этом отношении. Особые претензии у Брюсселя к двум новичкам - Болгарии и Румынии. Их, в общем-то, приняли в ЕС «условно-досрочно», дав им трехлетний испытательный срок. Всё это время за этими странами внимательно следит Европейское управление по борьбе с мошенничеством, устраивая им каждые полгода тщательные проверки.
Так вот, по результатам последней инспекции, проведённой летом этого года, эксперты Евросоюза констатировали, что и София, и Бухарест борются с коррупцией недостаточно усердно. Особенно досталось болгарам, которые со времени краха социалистической системы практически не раскрыли ни одного дела в этой сфере и не посадили за решётку ни одного взяточника. Беспокоит еврочиновников и то, что коррупционные дела в болгарских и румынских судах длятся до трех лет и обычно заканчиваются ничем.
В итоге Брюссель обрушил на Софию карательные меры. А если прогресса не будет и дальше, то Болгарии и Румынии полностью заблокируют Шенгенскую безвизовую зону, застопорят присоединение к зоне евро, закроют стратегические фонды на развитие региональной инфраструктуры. Более того, их обяжут вернуть и все «подъёмные» средства, вложенные в их экономики объединённой Европой.
Так что «антикоррупционные интернационалы» действуют, и весьма успешно. Хотя коррупцию не случайно сравнивают с гидрой - нужно быть поистине Гераклом, чтобы одержать над ней победу.
Максим КРАНС.
У нас, в России, наверное, самой известной из них является Трансперенси Интернешнл. И, прежде всего, благодаря её ежегодному «Индексу», в котором она расставляет «оценки по степени коррумпированности» 180 государствам мира. Кстати, в этом году наша страна получила от неё твёрдый «неуд», заняв 147-е место.
Однако деятельность Трансперенси Интернешнл отнюдь не ограничивается информированием мирового сообщества. Её главнейшая задача - создание такой среды, которая бы исключала саму возможность существования и распространения взяточничества. Поэтому она содействует формированию разного рода антикоррупционных коалиций, которые не только разрабатывают и принимают важные международные акты, призванные остановить чиновничий беспредел, вырабатывают критерии законного и нравственного поведения, но и активно участвуют в противодействии этому злу.
Из других влиятельных организаций, работающих в этом направлении, следует назвать и ООН. В её стенах создана Глобальная программа по борьбе с коррупцией, в соответствии с которой многим странам оказывается серьёзная помощь в её выявлении, предупреждении и пресечении. В рамках этой программы, в частности, разрабатываются механизмы, способствующие большей прозрачности в области как государственных закупок, так и совершения международных коммерческих сделок. Этой стороне дела была посвящена специальная декларация, принятая еще в 1996 году.
А в 2000 году в ООН получила всеобщее одобрение Конвенция против транснациональной организованной преступности. Так мировое сообщество ответило на глобализацию преступного промысла и коррупцию, принявшую общемировые масштабы.
Хотя эти и все другие принятые Организацией Объединённых Наций документы носят рекомендательный характер, они, тем не менее, играют ощутимую роль в формировании норм международного и национального права, немало способствуя тем самым решению проблемы.
Некоторые международные организацию вносят лепту в антикоррупционное движение, действуя в своих, достаточно узких, сферах деятельности. К примеру, программу борьбы со взяточничеством предлагает и Всемирный Банк. На основе собственных исследований он подготавливает для сотрудничающих с ним стран планы проведения ключевых реформ, которые необходимы для совершенствования государственного управления и принятия мер антикоррупционного характера.
Вопросами обеспечения прозрачности и открытости в области государственных поставок занимается также Всемирная Торговая Организация. А Международная Торговая Палата разработала Правила этики делового поведения. Этот юридически необязательный документ касается, в первую очередь, сотрудников корпораций, которым запрещаются вымогательство и взяточничество, выплата агентам вознаграждений, превышающих нормативные, незаконные взносы и вклады в пользу политических партий или отдельных политических деятелей.
Вполне конкретному вопросу - взяткам иностранным государственным чиновникам при осуществлении коммерческой деятельности - посвящена специальная конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Она вступила в силу в 1999 году. ОЭСР прежде всего волнует проблема создания ровного «игрового поля» коммерции, на котором бы не было «коррупционных кочек». Правда, по данным всё той же Трансперенси Интернешнл, 45% опрошенных ею генеральных директоров компаний во всём мире об этой конвенции попросту ничего не слышали.
Проблемой мздоимства озаботились и некоторые региональные международные организации. Такие, например, как Организация Американских Государств, которая в 1996 году приняла Межамериканскую Конвенцию по борьбе с коррупцией. Она требует от стран-членов предпринять серьёзные меры против взяточников как на своей территории, так и за границей, и предусматривает оказание взаимной помощи в расследовании, розыске коррупционеров и аресте их банковских счетов.
Такая же конвенция была принята через три года и Советом Европы. Она определяет 13 видов коррупционных деяний, подпадающих под уголовную ответственность, причём большая их часть так или иначе касается подкупа должностных лиц или представителей частного сектора. Среди них, в частности, называются использование служебного положения в корыстных целях, отмывание преступных доходов и преступления, касающиеся операций со счетами.
В том же 1999 году при Совете Европы была создана Группа государств против коррупции (ГРЕКО), главная задача которой заключается в проведении мониторинга в этой области. В феврале прошлого года Россия вступила в эту организацию, в которую ныне входят 42 из 46 стран-членов Совета Европы, а также Черногория и США.
Коррупция стала большой головной болью и для Евросоюза, который за последние годы принял в свои ряды некоторые государства, отнюдь не безупречные в этом отношении. Особые претензии у Брюсселя к двум новичкам - Болгарии и Румынии. Их, в общем-то, приняли в ЕС «условно-досрочно», дав им трехлетний испытательный срок. Всё это время за этими странами внимательно следит Европейское управление по борьбе с мошенничеством, устраивая им каждые полгода тщательные проверки.
Так вот, по результатам последней инспекции, проведённой летом этого года, эксперты Евросоюза констатировали, что и София, и Бухарест борются с коррупцией недостаточно усердно. Особенно досталось болгарам, которые со времени краха социалистической системы практически не раскрыли ни одного дела в этой сфере и не посадили за решётку ни одного взяточника. Беспокоит еврочиновников и то, что коррупционные дела в болгарских и румынских судах длятся до трех лет и обычно заканчиваются ничем.
В итоге Брюссель обрушил на Софию карательные меры. А если прогресса не будет и дальше, то Болгарии и Румынии полностью заблокируют Шенгенскую безвизовую зону, застопорят присоединение к зоне евро, закроют стратегические фонды на развитие региональной инфраструктуры. Более того, их обяжут вернуть и все «подъёмные» средства, вложенные в их экономики объединённой Европой.
Так что «антикоррупционные интернационалы» действуют, и весьма успешно. Хотя коррупцию не случайно сравнивают с гидрой - нужно быть поистине Гераклом, чтобы одержать над ней победу.
Максим КРАНС.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru