Без пенсии или без зарплаты? - Предложения правительства могут поставить налогоплательщика и перед таким выбором
06.10.2008 15:00 Рубрика: Экономика
Из двух зол
В начале недели правительство одобрило концепцию долгосрочного развития России до 2020 года, уточнило последний, остававшийся нерешенным вопрос - дальнейшую модель пенсионной системы. То, что предложил кабинет министров, не обрадовало российских работодателей - в 2010 году единый социальный налог (ЕСН) заменят на страховые взносы, и работодатели будут уплачивать на обязательное пенсионное страхование по единой ставке - 26%. Решено также, что пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тысяч рублей. Это 34,6 тыс. руб. в месяц до налогообложения, или всего 18 тысяч рублей - после уплаты взносов и подоходного налога. Фактически половина того, что заработал сотрудник, будет уходить государству.
Сверх этого порога страховой пенсионный взнос уплачиваться не будет. Но и пенсионные начисления на эти суммы тоже не будут формироваться. Граждане, получающие больше 34,6 тысячи рублей в месяц, должны будут сами заботиться о своей пенсии. По мнению правительства, это должно помочь прежде всего людям со скромным достатком.
- Мы специально пошли на это для того, чтобы люди с небольшими доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок, - пояснил премьер Владимир Путин.
С учетом взносов на медицинское и социальное страхование, общий размер страхового тарифа (т.е. нынешнего ЕСН) составит 34% от фонда заработной платы (ФЗП). Кроме 26%-ного отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР), 5,1% ФЗП будет отчисляться в Фонд ОМС и еще 2,9% - в Фонд соцстраха. Напомним, что сейчас ЕСН составляет 26% ФЗП и делится так: 20% поступает в ПФР, 3,1% - в Фонд ОМС, а 2,9% - в Фонд соцстрахования.
Естественно, что для работодателей эти новшества повлекут дополнительные издержки. И хотя Минэкономразвития и Минфин обещают рассмотреть возможность снижения ряда других налогов, бизнес-сообщество испытывает по этому поводу серьезный скепсис. Впрочем, многие из работодателей понимают причины, заставившие правительство пойти на увеличение социальных отчислений. Например, генеральный директор ОАО ВКХ «Мукомол» и ОАО «Владимирские макароны» Максим Васенин так прокомментировал нашей газете решение правительства:
- Естественно, что на бизнесе и развитии экономики в целом это решение скажется отрицательно. Особенно - во время кризиса. Но большая часть бизнес-сообщества также понимает, что правительство выбирало из двух зол: либо увеличивать отчисления из фонда оплаты труда, либо повышать пенсионный возраст. Либо принять социальное решение, либо - экономическое. Принято социальное решение.
Но меньшее ли из двух зол выбрано? Не приведет ли увеличение размера социальных взносов к массовому уходу предпринимателей «в тень»? Максим Васенин ответил:
- Не думаю. Государство проводит масштабную комплексную программу по выводу бизнеса из тени, из года в год число «белой» отчетности увеличивается. В эту программу вовлечены банки, налоговые службы и т.п., поэтому серьезные предприниматели вряд ли станут рисковать.
Зачем нужен ПФР?
Впрочем, далеко не все представители бизнеса готовы «входить в положение» государства. Да, в стране демографический кризис. Соотношение людей, уходящих сегодня на пенсию, к тем, которые приходят им на смену, уже стал отрицательным. Коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к среднему заработку), давно стал критичным. Но и людей бизнеса понять можно - государство, по сути, предлагает им повысить социальные выплаты с 26 до 34% и при этом не спешит снижать ставку, например, НДС. А это делает издержки предприятий весьма обременительными. Тем более, что социальные выплаты и НДС изымаются на стадии производства, когда деньги особенно нужны.
Также открытым остается вопрос в том, насколько рационально тратят поступающие к ним деньги все эти фонды: ПФР, ОМС, соцстрах? По средствам ли они живут? Игорь Першин, вице-президент областного некоммерческого партнерства предпринимателей малого и среднего бизнеса, справедливо возмущается:
- Мы видим эти дворцы Пенсионных фондов, и в то же время нам говорят, что на пенсии людям средств не хватает. То же самое - с социальным и медицинским страхованием. Я считаю, что основная причина возникновения этих проблем - это неверие предпринимателей в те социальные фонды, в те социальные гарантии, которые на сегодняшний день существуют у нашего государства.
Проблема в том, что правительство сегодня пытается найти коррекционные решения внутри изначально непродуманной модели пенсионной реформы. Пенсионный фонд просто часть государственного бюджета, который пополняется за счет налогов предприятий и физических лиц. Так, может быть, Пенсионные фонды - лишнее колесо в телеге и никому, кроме себя самих, они не нужны?
Что будет?
Но при всех своих коренных недостатках нынешняя пенсионная система хотя бы теоретически стимулировала работодателей на увеличение зарплат своим работникам. Пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты. ЕСН, который, напомним, составляет сегодня 26% от фонда оплаты труда, резко снижался в случае, если предприятие показывало рост зарплаты своих работников выше установленной законом величины - 600 тысяч рублей в год на работника. Теперь же зарабатывать больше 18 тысяч рублей в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бессмысленно. А у работодателей отпадает всяческое желание платить своему персоналу больше - по крайней мере, «в белую».
Очевидно, что больше всего от новой методики исчисления социальных выплат пострадает малый и средний бизнес, который недавно призвали «не кошмарить». Причем именно та его часть, которую в последнее время с трудом «вывели из тени». Не надо быть пророком, чтобы понять действия бизнесменов после 1 января 2010 года. Большинство из них будут показывать в отчетности суммы, близкие к «минималке», а остальные деньги сотрудники вновь начнут получать в конвертах.
Иван СТЕПАНОВ.
В начале недели правительство одобрило концепцию долгосрочного развития России до 2020 года, уточнило последний, остававшийся нерешенным вопрос - дальнейшую модель пенсионной системы. То, что предложил кабинет министров, не обрадовало российских работодателей - в 2010 году единый социальный налог (ЕСН) заменят на страховые взносы, и работодатели будут уплачивать на обязательное пенсионное страхование по единой ставке - 26%. Решено также, что пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тысяч рублей. Это 34,6 тыс. руб. в месяц до налогообложения, или всего 18 тысяч рублей - после уплаты взносов и подоходного налога. Фактически половина того, что заработал сотрудник, будет уходить государству.
Сверх этого порога страховой пенсионный взнос уплачиваться не будет. Но и пенсионные начисления на эти суммы тоже не будут формироваться. Граждане, получающие больше 34,6 тысячи рублей в месяц, должны будут сами заботиться о своей пенсии. По мнению правительства, это должно помочь прежде всего людям со скромным достатком.
- Мы специально пошли на это для того, чтобы люди с небольшими доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок, - пояснил премьер Владимир Путин.
С учетом взносов на медицинское и социальное страхование, общий размер страхового тарифа (т.е. нынешнего ЕСН) составит 34% от фонда заработной платы (ФЗП). Кроме 26%-ного отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР), 5,1% ФЗП будет отчисляться в Фонд ОМС и еще 2,9% - в Фонд соцстраха. Напомним, что сейчас ЕСН составляет 26% ФЗП и делится так: 20% поступает в ПФР, 3,1% - в Фонд ОМС, а 2,9% - в Фонд соцстрахования.
Естественно, что для работодателей эти новшества повлекут дополнительные издержки. И хотя Минэкономразвития и Минфин обещают рассмотреть возможность снижения ряда других налогов, бизнес-сообщество испытывает по этому поводу серьезный скепсис. Впрочем, многие из работодателей понимают причины, заставившие правительство пойти на увеличение социальных отчислений. Например, генеральный директор ОАО ВКХ «Мукомол» и ОАО «Владимирские макароны» Максим Васенин так прокомментировал нашей газете решение правительства:
- Естественно, что на бизнесе и развитии экономики в целом это решение скажется отрицательно. Особенно - во время кризиса. Но большая часть бизнес-сообщества также понимает, что правительство выбирало из двух зол: либо увеличивать отчисления из фонда оплаты труда, либо повышать пенсионный возраст. Либо принять социальное решение, либо - экономическое. Принято социальное решение.
Но меньшее ли из двух зол выбрано? Не приведет ли увеличение размера социальных взносов к массовому уходу предпринимателей «в тень»? Максим Васенин ответил:
- Не думаю. Государство проводит масштабную комплексную программу по выводу бизнеса из тени, из года в год число «белой» отчетности увеличивается. В эту программу вовлечены банки, налоговые службы и т.п., поэтому серьезные предприниматели вряд ли станут рисковать.
Зачем нужен ПФР?
Впрочем, далеко не все представители бизнеса готовы «входить в положение» государства. Да, в стране демографический кризис. Соотношение людей, уходящих сегодня на пенсию, к тем, которые приходят им на смену, уже стал отрицательным. Коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к среднему заработку), давно стал критичным. Но и людей бизнеса понять можно - государство, по сути, предлагает им повысить социальные выплаты с 26 до 34% и при этом не спешит снижать ставку, например, НДС. А это делает издержки предприятий весьма обременительными. Тем более, что социальные выплаты и НДС изымаются на стадии производства, когда деньги особенно нужны.
Также открытым остается вопрос в том, насколько рационально тратят поступающие к ним деньги все эти фонды: ПФР, ОМС, соцстрах? По средствам ли они живут? Игорь Першин, вице-президент областного некоммерческого партнерства предпринимателей малого и среднего бизнеса, справедливо возмущается:
- Мы видим эти дворцы Пенсионных фондов, и в то же время нам говорят, что на пенсии людям средств не хватает. То же самое - с социальным и медицинским страхованием. Я считаю, что основная причина возникновения этих проблем - это неверие предпринимателей в те социальные фонды, в те социальные гарантии, которые на сегодняшний день существуют у нашего государства.
Проблема в том, что правительство сегодня пытается найти коррекционные решения внутри изначально непродуманной модели пенсионной реформы. Пенсионный фонд просто часть государственного бюджета, который пополняется за счет налогов предприятий и физических лиц. Так, может быть, Пенсионные фонды - лишнее колесо в телеге и никому, кроме себя самих, они не нужны?
Что будет?
Но при всех своих коренных недостатках нынешняя пенсионная система хотя бы теоретически стимулировала работодателей на увеличение зарплат своим работникам. Пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты. ЕСН, который, напомним, составляет сегодня 26% от фонда оплаты труда, резко снижался в случае, если предприятие показывало рост зарплаты своих работников выше установленной законом величины - 600 тысяч рублей в год на работника. Теперь же зарабатывать больше 18 тысяч рублей в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бессмысленно. А у работодателей отпадает всяческое желание платить своему персоналу больше - по крайней мере, «в белую».
Очевидно, что больше всего от новой методики исчисления социальных выплат пострадает малый и средний бизнес, который недавно призвали «не кошмарить». Причем именно та его часть, которую в последнее время с трудом «вывели из тени». Не надо быть пророком, чтобы понять действия бизнесменов после 1 января 2010 года. Большинство из них будут показывать в отчетности суммы, близкие к «минималке», а остальные деньги сотрудники вновь начнут получать в конвертах.
Иван СТЕПАНОВ.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru